Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

"С помощью медитативных групповых практик мы имеем возможность пролонгированного диалога" - 13 художников объединились для совместного переживания пространства и создания искусства.


Художественный эскапизм, поиск новых путей и форматов взаимодействия с помощью коллективных арт-практик

telegram-photo-0-5404546692646288786

Экспериментальная выставка “Структура объединения помех” объединения GLUBINA gallery — это исследовательский проект, первая часть которого была осуществлена на севере Ленинградской области 13 художниками. Участники погружались в медитацию, переживая чувственный опыт восприятия неизвестного пространства, а затем воплощая его в различных медиумах — видео, скульптуре, живописи, инсталляции, фотографии, перформансе. Выставка сперва была проведена в заброшенном финском коровнике в формате 3-д, а теперь в новом пространстве объединения на улице Сергея Эйзенштейна, дом. 2. Катя Карцева побеседовала с участниками объединения Юлией Назар, Вильгением Мельниковым и Елизаветой Кудрявцевой о том, как удалось синхронизировать художников из разных городов России и в чем цель такой коллаборации. 

Выставка, на которой мы сейчас общаемся, это документация того экспериментального проекта, который вы осуществили в резиденции на севере Ленинградской области. Какие цели и задачи вы себе ставили, и что было предметом вашего исследования? 

Юлия Назар: Какое-то время назад, как мне тогда казалось, я была частью одной художественной самоорганизации. Нас объединяло пространство — физическое место, которое мы делили с другими художниками. Но после 24 февраля стало как-то неловко делать выставки, и мы вынуждены были отказаться от пространства. И все. Нет пространства — нет сообщества. Все развалилось. Я задумалась, что по факту мы только назывались сообществом, но таковым не являлись. По большому счету, всех объединяло лишь место и возможность делить расходы на выставки. Каждый из художников работал в своем медиуме, в своей теме, есть какие-то пересечения — хорошо, нет — и ладно.

И нам захотелось, чтобы мы стали реальным сообществом.

А для этого необходимо стать ближе друг другу. А через что? Если все в разных городах России — одна в Сибири живет, другой на Севере. Как это сделать? И вот мы поняли, что мы все будем делать один проект. И он не единственный, а будет серия. Следующая часть будет в Геленджике осенью. Локации выбираются просто — у кого-то из художников есть возможность принять остальных — едем туда. То есть мы не привязываемся к самому месту — это не сайт-специфик. Локация — это пространство, где мы вместе соединяемся. А как это сделать, нами была придумана специальная методология. 

Вильгений Мельников: Идея нашего объединения в том, что мы делаем разные выставки. И куратором будет каждый раз кто-то новый. В данном случае куратором выступил я, предложив тему — состояния. Пригласил остальных приехать к себе в Ленобласть. Это резиденция, где мы живем семьей, и периодически к нам приезжают художники для творческих экспериментов. В прошлом это территория Финляндии, но это не играет особого значения. Это важно указать! История в данном проекте не важна. Мы берем местность как таковую. Да, там есть свое наследие, какие-то старые руины, но в-принципе это есть везде. В этом проекте мы знакомились и разрабатывали методологию взаимодействия друг с другом и пространством. Здесь есть явные слои, которые документированы. Их можно потрогать или увидеть на текущей выставке. Но главная идея представленных объектов не в их форме, а в передаче того состояния, в которое каждый из нас погружался. Один из слоев проекта в том, что мы работаем с областью бессознательного. Среди нас есть психотерапевт Елизавета Кудрявцева, которая помогла  нам найти способ погружения в бессознательное через медитацию.

Елизавета Кудрявцева: Мы исследуем вложенные пространства на местности (заранее выбранную определенную территориальную локацию) с местным представителем — проводником и сами создаем новые слои дополненных реальностей. Наша рабочая (исследовательская) группа изначально расслоена на онлайн и офлайн участников. Мы погружаемся в пространственные слои разной мерности с помощью различных техник работы с чувственными контурами и бессознательным: прогулок (офлайн и онлайн форматов), взаимодействия с найденными артефактами местности и разномерными сканами пространства. Каждый из участников интуитивно создает свой уникальный инструмент ощупывания, проникновения и работы с внутренним содержанием пространства. Через прямой контакт с найденными артефактами, а так же с помощью медитативных групповых практик мы имеем возможность пролонгированного удаленного диалога с локацией.

Заброшенный финский коровник. Видео-материалы проекта.

Фото и видео документация намеренно выполнены в ч/б. Данный формат как отражение общей концепции проекта и подчеркивает вторичность визуальных образов, выводя на первый план само погружение в СОСТОЯНИЕ, соединение с внутренним содержанием пространства, где каждый слой как бы недоопределен, визуально просматривается его пустотность (присутствуют обрывки границ 3d сканов, фрагментарная фото и видео документация, вырванная из общей панорамы, медитативные записи с наложившимися помехами, превращающие запись в интуитивную тропу лишь с редкими ориентирами, объекты – недообъекты).

Вильгений Мельников: Все художники, а нас 13 человек, очень разные. Надо было  нас  всех соединить. И мы решили, что если мы все опустимся на уровень бессознательного, то это и будет, что всех нас свяжет.   Через медитацию каждый создавал объекты, форма которых не так важна, а важно, что они передают состояние, в котором художник на тот момент находился. Итак получилось 13 произведений, как 13 состояний. Общий проект, где каждый одновременно делает что-то свое, но делаем это вместе.  Например, идем гулять по Карельскому перешейку. В процессе прогулки фотографируем материал, который видим — дорогу, по которой идем, старый дом, озеро и сразу отправляем в наш чат в режиме онлайн другие могут его посмотреть,  кто не смог доехать — из Екатеринбурга, Подмосковья.  

Олеся Фрич: Первое, что зацепило меня в фото и видеоматериалах с местности — окно. И рассеивающийся свет, пробивающийся через запыленное стекло. Как будто очутилась в заброшенном храме, где свет становится физическим воплощением духовного.  «Прозрачная перегородка между моим сердцем и сердцевиной мироздания». Это слова Марка Шагала о витражах. Хрупкие, наполненные символами информационные источники, задуманные как помехи для взгляда на внешний мир из храма. Создающие ощущения рая на земле.

Олеся Фрич. Светопредставление. 2022 г.

Юлия Назар: Мы погружаемся вместе в пространство и через него друг с другом соединяемся. И не важно, где ты. Ну хорошо если мы вместе гуляем, но не обязательно.  Мы гуляли всегда на зуме, то есть те, кто в Сибири и так далее тоже “гуляли” с нами. И вот, например, человек видит что-то, какой-то корень, который его заинтересовал и спрашивает: “Ну-ка поближе мне его покажи”, и мы отправляли потом этот корень ему Почтой России. Это было очень странно, потому что там нас спрашивали:  “Что это за мусор вы вообще отправляете?”. По вечерам у костра Лиза вела медитацию, и мы все, кто там, кто онлайн в нее погружались.

Наташа Подунова: «Блуждая по лесу, мое внимание привлекали объекты, созданные человеком. Одним из этих объектов были ржавые газовые баллончики, сваленные кучей возле каменных останцев, так сильно напоминающих место, где я живу. Во время медитации я представила себе туриста, совершающего ритуальный танец у костра».

Когда, где и почему началось искусство. Читать далее.

Как возник в проекте виртуальный слой, потому что не все смогли приехать? 

Вильгений Мельников: Да. Также один наш участник изучает 3д-пространство, не существующий мир, воображаемый мир. Вот эту симуляцию мира мы также создали, оцифровав видимые предметы — цветы, башенки, камни. Но только те предметы, которые нам понравились!  И сделали их выставку в реальном пространстве, которое находится там. Вот в этом заброшенном финском коровнике. Большое, красивое, полуразрушенное здание, как идеальный фон бессознательного. 

3-д экспозиция в заброшенном коровнике

Были ли какие-то сложности в взаимодействии друг с другом, или между вами, как куратором и другими художниками?  

Вильгений Мельников: Я не являюсь профессиональным куратором, но  меня есть свое понимание художественного мира. Я его хотел смоделировать. Мы живем одной семьей с художниками, которые ко мне приезжают. Я встречаю их как гостей. Хотя я их, может быть, впервые вижу. То есть в этом есть очень важный такой момент открытости. Конечно бывает, когда монтируем выставку, что начинаем друг друга “тыркать”, мол что-то там криво висит или еще какие-то такие маленькие вопросики. Но нет агрессии, городской этой. Общность есть.  Важна открытость каждого. Человек должен быть готов на совместный эксперимент изначально. Ему должно быть интересно, а что мы можем сделать вместе? Можем ли мы найти какую-то тропку, на которую сам по себе ты никогда не сможешь вступить. Своими знаниями, своим опытом мы создаем целый мир. Этот метод он работает. Мы его так и назвали “Структура объединения помех”. Идет перефокусировка внимания. Фокусируешься не на самом объекте, а на пространстве вокруг него, на дырах, на недосказанностях объекта, и если ты это заметишь в каждой из представленных работ, то они именно этим объединяются. Не своей формой, а отсутствием целостности своей формы. В целом, несмотря на то, что нас в проекте участвует 13 человек, нам удалось все вместе слепить, то есть лишнего материала у нас почти что не осталось. 

Лилия Баканова: Гнездо – попытка увязать фрагменты, распавшееся, потерянное, украденное, чтобы создать в окружающем хаосе безопасное и свое пространство. Иллюзия защиты, планирования, права собственности, контроля над материалами, универсальности. Подойдет всем или никому? 

GLUBINA GALLERY
Лилия Баканова. Без названия. Найденные части гнезд
(птичьих, термитников, пчелиных), репейник. 2022 г.

Света Демина: Глаза природы,  — всевидящие глаза, самые бездонные, прекрасные глаза, вглядываясь в которые мы чувствуем дыхание Бога. Эко-арт, произведения, созданные из того, что мы подобрали и в этом отражается гармония и скоротечность времени. И возможность сохранить и переработать ресурс. Все найдено и сконструировано в резиденции в месте общего вдохновения и творчества.

Света Дёмина. Скульптурный объект.
Дерево, металл, акрил. 2022 г.

Елизавета Кудрявцева: Мы соединяемся с локацией через эмоционально чувственные поля, настраиваемся на ее незримые струны (дух), в близком всесторонне-разноплановом контакте пробуем ощутить потребности, нужды пространства, ищем недостающие пазлы элементы. Встраивая найденные недостающие пазлы в болезненную точку полураспада среды, мы выбираем разрушенное заброшенное здание как сосуд для наполнения нашими целительными элементами, устраняем пространственные разрывы, сшиваем пространство, сами становимся тем самым одновременно исцеляющим и исцеляемым элементом.

Проводя этот опыт через себя мы меняемся сами и меняем пространство вокруг, взаиморасширяя друг друга.

5 заброшенных мест, которые преобразовали в арт-пространства. Читать далее.

Павел Глазатов: Погружаясь в медитативную практику проекта «структура объединения помех» в моих воспоминаниях всплывали различные артефакты, которые я успел найти, изучить или сделать за несколько лет знакомства с резиденцией. Включив процесс напоминающий процесс автописьма , возпользовавшись практикой «интуитивное творчество» я выбрал часть артефактов и произвёл объект — «симулякр современного искусства» — вобравший в себя отсылки к работам известных художников.

Глазатов Павел. Симулятор помех. 2022 г.

Ксения Кудасова: Павел Пепперштейн меня не приглашал участвовать в своей выставке «грезы о молоке» в центре Вознесенского с 25 апреля по 3 июля 2022 (по его, Пепперштейна, роману «Мифогенная любовь каст»), но вдохновившись этой выставкой, и в частности, обьектами Елены Шмаковой и Саши Фроловой, я не смогла пройти мимо найденного в рамках резиденции Ofelyart предмета. Он представлен на выставке «Помехи» в неизменном виде, как и жил в сказочном лесу, с загадочно подтекающим блестящим содержимым. Представляю вам «Сыворотка для творчества на основе гхи* из «молока Икс». 

Ксения Кудасова.
«Сыворотка для творчества на основе гхи* из «молока Икс». 2022 г.

Юлия Назар: Куратор в данном случае не важен. Куратор — это скорее организатор, который готов всех у себя принять. Когда мы поедем в Геленджик осенью, будет другой куратор. Важно, что мы все вместе. Мы делаем все вместе монтаж, вместе обсуждаем. Методология взаимодействия  — вот, что остается неизменно. Возможно, наши творческие индивидуальности растворяются из-за того, что мы проходим эту совместную медитацию и выходим из своего личного эго, куда-то в более высшее Я. Мы начинаем вести коммуникацию не эгоцентричными нашими личностями, а нашими высшими Я, в которых нет Эго. Там все очень свободно. 

Юлия Назар: Цветок Одолень- трава (кувшинка) в славянских сказках и мифах – трава, обладающая магической силой, которая необходима когда нужно что-то преодолеть, внутри себя или во вне. Одолень – трава подобна лотосу, она поднимается над мутной водой, представляет собой процесс вознесения над всеми трудностями. Несмотря на то, что цветок кувшинки коренится в иле, он растет вверх в направлении света. Способность преодолеть все трудности, позволяет человеку достичь духовного совершенства. 

Юлия Назар. Цветок-одолень.
Смешанная техника 2022 г.

Но “другой” все же необходим, чтобы отзеркалить себя, найти свое это “высшее Я”? 

Юлия Назар: Понимаешь, это хороший вопрос, над которым я уже давно думаю. Мне на данный момент кажется, что да. Хотя многие моменты мне указывают на то, что необязателен “другой”, ты и сам можешь. Но пока я еще не вышла на тот уровень, где я бы в нем не нуждалась. Я верю и чувствую, что есть что-то такое, что ты можешь сам быть этим зеркалом для самого себя. Но это уже знаешь такой дзен. В нашем материальном мире, наверное, мы все-таки нужны друг другу. 

То есть взаимодействие с другим художником дает тебе возможность нового художественного качества? 

Юлия Назар: Да, мы прорабатываем все вместе, но следующий шаг — каждый уже в своей технике, своем медиуме выражает свое состояние. Мы все разные — как художники, разных возрастов, из разных городов, разных вероисповеданий … Абсолютно разные. 

Елизавета Кудрявцева: Мой выбранный полевой метод работы — практика пандемоторного письма. Сонастраиваясь с пространством из бессознательного слоя внутренней разумности через внешние и внутренние органы чувств, становясь живым сканером тепловизором я снимаю амплитудно-частотные графики-сканы. Я обращаюсь к пространству из клеток первоэлементов — основы присущей всему сущему. Мы сонастроены и дышим в унисон в природной ресурсной точке – месте объединения природных стихий.

Елизавета Кудрявцева.
Ощущаю. 2022 г.

И всем без исключения это было комфортно? 

Юлия Назар: Всем комфортно. И всем очень понравилось. Все загорелись следующей поездкой в Геленджик. И потом будет еще что-то. Все таки ты не теряешь видимо свою индивидуальность в этом коллективном погружении. Но главным является то, что общение очень искреннее. Девушка, которая сейчас делала перформанс, я вообще ее впервые вижу, но едва не расплакалась от ее перформанса, так она честно это делала. 

Предыбайло Виктория: Современный мир открыл для нас новые технологии, а именно виртуальную реальность и возможность «пребывания» в другом месте, не находясь там физически. Я участвовала в проекте онлайн. Погрузившись в медитацию , мне удалось соединиться с местом и  объект, созданный в результате перформанса — это результат данного  «путешествия» .  Во время медитации четкость сигнала возвращала меня в состояние покоя, равновесия, связи с участниками лаборатории. Я слышала в звуки воды, виртуально  почувствовала,  что меня укутывает, как покрывалом, кора дерева. Мягкий мох, убаюкивающие звуки воды, монотонно движущиеся растения и корни под водой  отсчитывают такт моего сердца. И вдруг начались  помехи…. Будто удар молнии. Разрушалась иллюзию покоя, через меня в этот момент проходил ток, огонь. Связь потеряна и я снова как будто в металлической клетке  одиночества. Звуки огня были похожи на хлыст кнута. Монотонный и резкий удар.  Невозможность быть в состоянии счастья и гармонии. Связь прервалась. И вот она реальность. Я здесь сейчас, с собой, с вами!

Юлия Назар: До проекта некоторые из нас находились в такой депрессии, что работать не могли и не хотели. У меня кстати, наоборот, творчество шло вопреки, как защитная реакция. Мне хотелось делать, работать, не тратить свою энергию на то, что я не в силах изменить. Не знаю, разделяешь ли ты такое мнение, но куда мы направляем свое внимание, туда мы направляем свою энергию. Если ты направляешь свои мысли условно на войну, то ты ее кормишь. А если ты направляешь энергию на добро, свет и радость, творчество, то ты этот эгрегор развиваешь. 

Лиана Фролова: Грибы — самые неоднозначные существа на Земле. Они живут по своим собственным законам и  не относятся ни к растениям, ни к животным. С целью улучшить архитектуру вселенной, с помощью электрических импульсов они передают информацию, сохраненную с доисторических времен.  Перемещаясь в пространстве, создав свою сеть, образуя пиктограммы они складывают фразы в манускрипты, приоткрывая тайны  единого знания. Кора — сердцевина мироздания – средняя часть мирового дерева, простираясь высоко вверх и глубоко вниз, является точкой пересечения разных миров, прокладывает мостик между прошлым и будущим. Наполняясь мудростью верхних миров и питаясь энергией земли, словно цветы и плоды души людей расцветают и созревают на нем.

Какую роль зритель здесь играет? Как он взаимодействует с проектом? 

Вильгений Мельников:  Зритель, находясь на выставке, становится одним из соучастников. Тут представлены почти все слои проекта. В том числе то, что не видели ряд художников, которые участвовали дистанционно. Но при этом они смогли создать форму. И прислали нам сюда в галерею обратно свой арт-объект, 3-д скан которого в свою очередь был выставлен в коровнике в ленобласти. Художник получает свой опыт и передает его. А зритель может получить свой опыт, посредством прикосновения к тому, что сделал художник. Я давно иду по такой траектории. Мне так интересно, по другому — не интересно. Если делать точно так, как в Союзе художников 50 лет подряд, я не вижу в этом смысла. А зачем? В данном проекте я могу сказать, зачем мы это все сделали. Если нам удалось это состояние передать, чуть-чуть приоткрыть завесу идеи нашего самого проекта, мне этого уже достаточно. 

Glubina Gallery cоздана в 2022 году художниками из разных городов России при поддержке известной российской художницы и перформансистки Елены Ковылиной, предоставившей собственную мастерскую около станции метро ВДНХ и памятника «Рабочий и колхозница». Сайт объединения здесь.

GLUBINA GALLERY