Deep underground или художественные самоорганизации Москвы


Тусовки, квартирники, обмен мнениями о развитии искусства, происходящие на кухне - все эти черты московского андеграунда, живы и поныне.

самоорганизации

Москва имеет уникальные традиции существования и функционирования независимого искусства, тянущиеся ещё со времён хрущёвской Оттепели. В отличие от деятелей авангарда начала XX века, андеграундное искусство  периода 60-х –80-х не издавало никаких манифестов  и не имело чёткой программы. Однако оно существовало и умело выживать даже в самые сложные времена, оно смогло стать увиденным и услышанным без всякой институциональной поддержки и финансирования.  Искусство, не вписывавшееся в стилистические рамки соцреализма, «ушло  в подполье» и стало развиваться автономно в рамках самоорганизации.

кадр из фильма о Довлатове
кадр из фильма о Довлатове

Оно вышло из квартир и мастерских в городское пространство: так случилась и Бульдозерная выставка 1974 года, после которой о существовании андеграунда стало известно за рубежом, и выставка в Измайловском парке 1978 года. Как андеграундное течение развивался и Московский концептуализм. Но вслед за Оттепелью начался период Застоя, когда официальная идеология соцреализма окончательно выродилась и деградировала. А потом началась Перестройка и то, что прежде  было андеграундом, победоносно пошло по миру и имело значительный успех.

Рост самоорганизации в 2010-е

На смену разгульным 90-ым, когда властные институты подверглись разрушению и реорганизации, а свобода самовыражения граничила с хаосом, пришли сытые  нулевые, с их расцветом независимых галерей. Но «праздник» в современном искусстве Москвы не был вечен и 10-е годы обозначились усилением контроля со стороны  государства на фоне серьёзного экономического кризиса. В сочетании с изолированностью и закрытостью арт-тусовки, а так же увеличению числа лиц, полагающих себя современными художниками (чему немало способствовали расплодившиеся арт-школы) это привело к росту числа самоорганизации.

Конец  10-х годов нынешнего века обозначился определённым кризисом в российском современном искусстве:  институции неохотно сотрудничают с новыми именами, система грантового отбора ставит художников в неприемлемые для них рамки, и всё это  при  практически полном  отсутствии внутреннего  художественного рынка.  От искусствоведов всё чаще приходится слышать, что в России очень мало новых хороших художников, делающих качественные работы мирового уровня.

Но на самом деле не всё так мрачно и бесперспективно. Московское независимое искусство, в лице самоорганизаций, живо как никогда. Музей Гараж даже посвятил им отдельную директорию. Не претендуя на доскональный анализ и широкий охват, хочется рассказать про наиболее самобытные художественные самоорганизации в сфере современного искусства, возникшие за последние годы в столице.

WCBG (White Cube Blockchain Gallery)

Начну свой рассказ с самой многочисленной самоорганизации, закрытый чат которой в Фейсбук сейчас насчитывает около 300 человек. Это WCBG (White Cube Blockchain Gallery).  Сообщество было создано  Денисом Семёновым – харизматичным лидером и идеологом, одно время называвшим  себя «лучшим куратором Москвы». Торжественное открытие  галереи WCBG состоялось  24 июля 2017 г., когда Денис покрасил белой краской заброшенную  вентиляционную  шахту бывшего бункера  во дворе дома на Марксистской улице, ритуально сжёг запачканную одежду и провёл выставку внутри «белого куба».

Денис Семенов основывает  WCBG
Денис Семенов основывает WCBG

Одной из самых резонансных кураторских работ Дениса Семёнова стала выставка, прошедшая 3 августа 2017г. «УК 148. Искусство как преступление» и была посвящена «оскорблению чувств». Выставка проходила на территории бывшего завода, где теперь сдаются коммерческие помещения, на эту небольшую однодневную выставку пришло около 200 человек, которые даже устроили небольшой дебош, по итогам которого Денису пришлось выплатить штраф из своих средств. Эта выставка так же прославила и художницу Полину Музыку, именно на ней Полина показала  перформанс «Самое лучшее феминистское искусство», ещё полгода в сети бушевали страсти по поводу этого художественного высказывания.

10 ноября 2018 состоялся торжественный переезд  галереи на Проспект Мира, в квартиру, где и по сей день проживает Денис. Переезд был ознаменован «Выставкой невиданного», где художникам было предложено выставить объекты невидимые, несозданные или местонахождение которых невозможно определить.

Самой многочисленной по количеству участников стала выставка-интервенция “Общество потребления”, которая прошла 19 января 2019 г. с 18:00 до 21:00 в супермаркете Ашан в Сокольниках (ул. Верхняя Красносельская, д. 3А, Москва). В ней приняло участие более 70 художников.

самоорганизация художников в Ашане
Выставка-интервенция “Общество потребления” в Ашане

Во время выставки художники незаметно размещали на прилавках свои работы, мимикрировавшие под товары, которые продаются в соответствующих отделах. Место проведения выставки было раскрыто за 12 часов до её начала, и администрация Ашана была готова к вторжению, однако, изъятия произведений искусства начались примерно  через полчаса после заявленного времени открытия выставки. В это время корреспонденты Afisha Daily снимали  сюжет о выставке и брали интервью у куратора, участников и зрителей.

Выставка-интервенция “Общество потребления” в Ашане
Выставка-интервенция “Общество потребления” в Ашане

Помимо выставок WCBG регулярно проводит квартирники и киносеансы, которые собирают большое количество художников, искусствоведов, философов, а также всех, интересующихся современным независимым искусством.

Галерея «Dordor»

Ещё одной независимой андеграундной площадкой Москвы стала самоорганизация  Dordor, которую основал художник Илья Фёдоров (Дорский). “Dordor Gallery” — это именно то пространство, создавшееся как форма самоорганизации художественной среды. Пространство движет перспективой приобретения ее потенциальных членов, живая коммуникация «лицом к лицу» между участниками, персонализацией деятельности, так обозначила себя эта галерея на своей страничке в Фейсбук, незадолго после открытия, которое состоялось в апреле 2018 года. Помимо экспозиционного пространства в галерее функционировал бар, а так же располагались мастерские художников, где они жили и творили. За время своего существования галерея провела огромное количество персональных и групповых выставок, а так же несколько аукционов. Принципиальной позицией галереи было выставлять именно андеграундных, некоммерческих авторов, которых не выставляют государственные и коммерческие институции.

Одной из самых посещаемых выставок стала выставка арт-группы “Бритва», которая проходила с 1 по 4 ноября 2018 года. Остросоциальная выставка современного искусства “БУТЫЛКА”, в программе которой помимо живописных работ были представлены  поэтические чтения,  лекции и перформансы, а так же аукцион на закрытии. Галерея была приятным и демократичным  местом, где любили собираться художники, зрители, коллекционеры и все люди, неравнодушные к современному искусству.

Галерея DoorDoor
Галерея DorDor

К сожалению, на прежнем месте на Ходынской улице галерея была закрыта 7 октября 2019 года, собственник помещения под давлением муниципальных органов, расторг договор аренды. Причиной закрытия многие называют выставку «Осень Патриарха». Но коллектив галереи и художники продолжают делать выставки в других пространствах, а Илья Дорский сейчас открывает филиал Dordor в США.

закрытие галереи Дордор
Саша Чувилева «Человек, похожий на сотрудника полиции, заваривает дверь Dordor

«Зюзинские»

Одна из самых  колоритных  самоорганизации Москвы базируется отнюдь не в ЦАО, а в спальном районе, это арт-группировка «Зюзинские«. Зародилась она на базе культовой «Рюмочной», находящейся в районе Зюзино, бессменным куратором и идеологом арт-группировки является известный художник и музыкант Виктор Пузо (он же арт-директор «Рюмочной»).

19 декабря 2019 года, «Рюмочная» отпраздновала  своё шестилетие, за это время там прошло огромное количество концертов известных отечественных и зарубежных исполнителей, устраивались Металлотеки и танцы под патефон, читались лекции, проходили барахолки. Ну и конечно выставки современных художников.  «Рюмочная» — это уникальное место, сочетающее в себе демократичный формат питейного заведения «на районе» и высокий культурно-художественный уровень проводимых там мероприятий. В ходе работы над одной из  выставок, 14 февраля 2017 года, и  самозародилась эта  арт-группировка.  

Самоорганизация "Зюзинские"
арт-группировка «Зюзинские»

Интересно, что никто из участников арт-группировки «Зюзинские», насчитывающей 9 человек,  не проживает в районе Зюзино. Свои работы «Зюзинские» создают в постмодернистском ключе, так же они  близки по духу творчества резидентам галереи «Свиное Рыло» (СПб), которой руководит Николай Копейкин.

арт-группа Зюзинские
Работа арт-группы Зюзинские к дню Космонавтики

«Передвижницы»

В заключение, хочется упомянуть самую молодую из московских самоорганизации, уже заслужившую  внимание прессы и любовь зрителей. Это арт-группа «Передвижницы«.    Отличает эту арт-группу то, что она – исключительно женская. Группа самоорганизовалась в процессе подготовки  одноименной выставки, которая проходила с мая по июнь 2019 года в кафе в районе Останкино. «Передвижницы» — это кураторский проект художниц Katya Refenstahl и Milana Juventa . Осенью 2019 года «Передвижницы» уже как арт-группа показали две выставки на тему автопортрета: в  «Рюмочной» и в Зверевском центре современного искусства. Сейчас арт-группа насчитывает пятнадцать участниц.

самоорганизация передвижницы
арт-группа «Передвижницы»

Нужно отметить, что упомянутые самоорганизации отнюдь не замкнуты и автономны, но в той или иной степени коммуницируют друг с другом. Например, выставка Дениса Семёнова и WCBG «Секс и порно 18+» проходила в галерее Dordor. Многие участницы арт-группы «Передвижницы» постоянно сотрудничают с WCBG и участвовали в выставках Dordor. А так же выставлялись в «Рюмочной». А Юляша Срульнег, например, одновременно входит в арт-группировку «Зюзинские» и «Передвижницы». 

Так что, перефразируя известное выражение, что Москва – большая деревня (где все друг друга знают), можно сказать, что художественная Москва – это большая андеграундная ризома, где все друг с другом связаны.