Ксения Драныш: «Я в шутку называю свои выходки «Большой театр моей души»»


Ксения Драныш о преимуществах академического образования, токсичности арт-тусовки, оптимальном формате сотрудничества с брендами, перформансе, сексуальности и творческих планах

Фотограф: Алексис Кэпэцынэ

Фотограф: Алексис Кэпэцынэ

Ксения Драныш род. в 1989 году, в Москве. Окончила Колледж художественных ремесел № 59 (Москва) и Московскую государственную художественно-промышленную академию им. Строганова. Участвовала более, чем в 45 групповых выставках. Сделала 6 персональных выставок. Работы находятся в частных коллекциях России и за рубежом; в коллекции Московского музея современного искусства. В последнее время у Ксении вышло две коллабарации с Императорским Фарфоровым Заводом и сетью китайских кафе ЧИХО. Катя Карцева поговорила с художницей о том, что дает учеба в Строгановке, каким мог бы быть идеальный коллаб бизнеса и искусства, а также о перформансе и личных планах.

Разделение на жанры и направления не релевантно для современного искусства — художники работают на стыке разных медиа, которые становятся инструментами для выражения их идеи. А у тебя есть общая директория мысли, высказывание, которое объединяет все, что ты делаешь, как художник?

Ксения Драныш: Все, что я делаю как художник, о моём пути и моём чувствовании этого пути. Я работаю с разными темами, у меня скажем так, есть несколько направлений.

Первое направление я называю дневниковым жанром, во многих своих проектах я задействую свои дневники, тексты из них, причем неважно, скульптура это, рисунки, или, например, как моя выставка «Пинк Панк Опера», которая проходила в галерее Ираги в 2019 году, где было представлено 10 видеозаписей, на которых я псевдооперным голосом пела тексты из своих личных дневников.

Кадр с выставки «Пинк Панк Опера» из галереи Ираги.
Фотограф: Наталия Тазбаш

Второе направление о бессознательном, о моих сновидениях, о трансцендентных видениях из медитаций, я записываю свои сны с детства и в какой-то момент начала их рисовать. После того как я пошла в терапию, а так же занялась духовными практиками, я еще начала иногда делать собственные расшифровки своих снов и видений, находить в них подсказки и ответы. Это очень глубокая тема, которую мне было бы интересно провести через всю мою жизнь. Можно сказать, это портал или источник, который раскрывается ещё большей глубиной, если в него направить свое внимание.

Из серии «Хрупкие видения», 2017 г.

Третье направление в моем искусстве, это «праздник», это направление, кстати, отлично вплетается и в предыдущие два, но хотелось бы пояснить про что это — мне кажется, что каждый более-менее осознанный человек несет ответственность за то, что он транслирует в этот мир.

Праздник — это радость, это пожелание добра, света и счастья своему зрителю.

На праздник можно нарядиться, можно дурачиться и всех веселить, можно устраивать шоу, перевоплощаться, можно удивлять, можно создавать радостные изображения, которые будут улучшать настроение людям, окрылять их. Мне кажется такой метод терапевтически действует на всех и дает много положительной энергии. Для меня это важно.

Из серии «Хрупкие видения», 2017 г.

Четвертое направление возникло, как желание ослабить внутренний контроль. Для меня, как для человека с академическим образованием, свойственно всё делать четко, я умею рисовать как станок, добиваться нужного визуального результата. За годы учебы, в моем теле уже сформировались определенные привычки, которые влияют на характер линий и на сами изображения. Иногда я начинаю чувствовать себя заложником этих правил, этих отточенных движений, тогда я включаю свой четвертый метод. Он о непредсказуемости, о том, когда даешь волю материалу тебя вести за собой и перестаешь контролировать процесс. В этом мне очень помогают жидкие расплывающиеся краски, китайская тушь. Я никогда не знаю какой будет результат. Эта техника похожа, на китайскую живопись, когда ты расслаблен, уравновешен и находишься в пространстве эксперимента. Подобная техника влияет, как медитация, движения легки, я сама превращаюсь в инструмент для проходящей сквозь меня энергии.

Меня привлекает энергия, которая присутствует в твоих проектах, и я чувствую, что она идет от самой тебя. На мой взгляд, это история про женское начало, и оно нацелено на любовь и созидание, а не разрушение. Взять хотя бы твою последнюю коллаборацию с ИФЗ, цветы-любовники — это чудесно и очень многозначно в наше время.

Ксения Драныш: Это очень интересно, что ты сказала, о женской энергии, потому что, мне самой всегда кажется, что во мне её недостаточно. Глубинно я себя ощущаю более андрогинно, в одной из практик я видела себя воином света. Мне нравится быть женщиной, но у меня видимо искаженное восприятие женственности, но вообще, конечно, женственность тоже бывает разной. Я, например, очень вдохновляюсь, когда в мужчинах проявлена женственность, чуть больше нормы.

Любовь и созидание являются моими внутренними ориентирами, и я транслирую их, это ты верно заметила. Как раз этот мой коллаб с ИФЗ и Яндекс Маркет, относится к направлению «праздник». Я очень рада, что удалось воплотить эту серию про цветов-любовников в фарфоре. Каждый из нас цветок.

Лимитированная коллекция «Фlovers» для ИФЗ, 2023 г.
Фотограф: Sasha Mademuaselle

«Искусство фарфора — не простое, но интересное» куратор творческих мастерских Императорского фарфорового Завода, как создаются коллекции ИФЗ. Читать далее.

А вот с сетью китайских кафе ЧИХО у тебя сейчас коллаб, вдохновленный интересом к традиционным живописным техникам Китая. Расскажи, как родилась идея?

Ксения Драныш: Летом 2021 года я вернулась из Таиланда, где прожила полтора года. Я очень там прониклась азиатской культурой, буддизмом, у меня там был роман с парнем из Тайваня, я пыталась учить китайский. Китайская культура интересовала меня всегда. И вот, не успела я вернуться, как моя подруга Марина Глухова, увидев, что я еще на азиатском вайбе, познакомила меня с Анной Акулич (совладелица сети китайских кафе «ЧИХО»).

Мы встретились, пообщались, и я сразу начала рисовать этот проект, потому что мне это действительно близко и интересно. Я опиралась на свои знания о китайской традиционной живописной технике и выполнила все изображения как раз своим «четвертым свободным методом».

Коллаборация с ЧИХО.
Фотограф: Kris Dank (umnayadura)

Последний год, чаще всего использую именно этот метод в работе, мне нравится живой и немного «панковский» эффект, который он дает. Естественный хаос.

Все же, получается, что Строгановка, которую ты окончила, многое тебе дала в плане владения техниками, которые применимы в ДПИ и дизайне?

Ксения Драныш: Когда я только закончила Строгановку, у меня началась депрессия, и мне многие годы после, казалось. что все это длительное обучение было напрасным. Я не понимала как применить свои многочисленные знания в свободной жизни. Постоянно думала о том, что я потратила 6 лет на обучение. Но сейчас я ясно вижу, что обучение в Строгановке дало мне легкое владение разными техниками, материалами и способность создавать большие объемы работ за короткие сроки. Я могу месяцами ничего не делать, а потом запереться одна дома на две недели и нарисовать целую выставку. Я четко знаю, что я действительно умею делать и насколько хорошо. А еще я очень продуктивна, если я в уравновешенном настроении. Но, чтобы это увидеть и признать плюсы у меня ушло 7 лет точно. Из которых четыре года я была в активной терапии на разные жизненные темы и в целом училась видеть жизнь в более позитивном ключе.

Из серии «Хрупкие видения», 2017 г.

Как ты в целом относишься к арт-коллабам, какая модель сотрудничества творческого человека и бизнеса оптимальная, в твоем понимании?

Ксения Драныш: Я очень рада, что за последний год многие бренды стали создавать совместные арт-коллабы со знакомыми художниками. Это правда очень вдохновляет, создаются прекрасные коллекции одежды, предметы интерьера, посуда и т.д. Мне кажется, что подобные проекты точно улучшают мир, образовывают людей, развивают чувство прекрасного в социуме.

Когда бренд хочет сотрудничать с художником, важно понимать, что это не просто дизайн.

Художника отличает от дизайнера уровень свободы, собственный фильтр восприятия действительности, у художников меньше правил, лучше их не ограничивать четкими тех.заданиями, а давать им волю выразить своё ощущение какой-то темы. Классно, когда бренд и художник изначально на одной волне и способны вместе обсуждать и принимать любые варианты воплощения идеи, имеют близкие взгляды на эстетику. Я думаю, что если такие проекты складываются успешно, то они усиливают как художников, так и бренды.

Коллекция «Фlovers» для ИФЗ, 2023 г.
(с) Яндекс Маркет

Важно не забывать о том, что задача дизайна заключается в том, чтобы его «все хотели», а задача художника, создавать искусство, через свое уникальное восприятие и чувствование всего. Но искусство может быть совершенно любым, даже отвратительным (как крайность), искусство никому ничего не должно, оно не должно нравиться или не нравиться, продаваться или не продаваться, оно просто создается и есть, а дальше, может быть как угодно, у разного искусства, разная судьба. Так вот, арт-коллабы — это в каком-то смысле компромисс с двух сторон и классно, когда такой компромисс вам по душе и легко дается. Ну и немаловажный и естественный момент — это получение гонорара за свою работу.

Недавно в социальной сети ты сетовала на токсичность и сексизм российской арт-тусовки. Но это не новость. На мой взгляд, круг твоей реализации сильно шире, чем наше «арт-гетто». Ведь ты ещё и модель. Но и там наверняка свои проблемы. Возможно ли соблюсти баланс между разными сферами, чему бы ты хотела научиться или что изменить?

Ксения Драныш: Токсичность свойственна не только арт-сообществу, а вообще человеческому виду в целом. Уверена, что в любых кругах и организациях, есть своя токсичность, которая нам неведома. Но что меня смущает в этом, так это то, что арт-сообщество, в отличие от многих других мировых сообществ, довольно продвинуто (как будто бы) и постоянно ведет дискуссии о своей толерантности ко всему, о гендерном равноправии, осознанности и прочем. Но по факту человечество, кажется, так особо и не эволюционировало ментально за тысячелетия. Привычки, повадки, пристрастия людей, остались такими же. Людей раздирают разные спектры эмоций, страхов, любви, ненависти и оттуда много побочек и нездоровых проявлений.

Из серии «Хрупкие видения», 2017 г.

Наверное это нормально, просто на уровне личностном, это может иногда задевать. А на уровне души, нужно работать над собой. Я бы хотела научиться лучше слышать истинную себя и еще свободнее проявлять себя и свое предназначение любыми способами, в любых сферах. Ограничений на творческие сферы у меня не стоит.

Расскажешь про перформанс? В отличии от декоративных искусств, перформансу научиться нельзя — я думаю это подлинное самоизъявление. Есть ли у тебя сейчас какие-то актуальные планы или может быть пока не реализованные идеи на стыке исполнительских искусств, танца, перформанса?

Ксения Драныш: Перформанс в современном искусстве — это одно, для меня же это слегка другое. Перформанс — просто часть моей идентичности, мне не нужно собирать зрителей в музее или целенаправленно заявлять об этом, что вот сейчас произойдет перформанс. Если мне хочется, я показываю перформанс в своей повседневной жизни, на улице, дома или онлайн. Если у меня появится желание я затанцую или запою, где угодно.

5 правил перформанса Елены Ковылиной. Читать далее.

Для меня это про непосредственность и открытость, про возможность исполнять и дурачиться в обычной жизни, чаще это импровизированные перформансы, реже продуманные постановочные. Мне нравится, если перформанс происходит естественно, тогда когда ты почувствовал, а не запланировал. Я участвовала раньше в срежиссированных перформансах, очень это даже любила, но для меня это уже ближе к театральным представлениям. Хотя я и называю свои выходки в шутку «Большой театр моей души». Просто я чувствую себя артисткой по жизни.

Интервью: Катя Карцева