5 правил перформанса Елены Ковылиной


Почему провокацией в перформансе уже никого не удивишь?

Елена Ковылина

Наше издание неоднократно делало интервью с королевой русского перформанса Еленой Ковылиной. Семь лет назад она уже рассказывала нам, что из себя представляет искусство перформанса.  В данный момент Елена пишет диссертацию на факультете Истории Искусств РГГУ, учредила Фонд «Искусство в науке», расширив сферу своих интересов до естественно-научных и обучает практике перформанса в своей школе «Лаборатория иммерсивного перформанса».  Мы попросили Елену учесть изменения, которые происходят с перформансом прямо сейчас и сформулировать их в виде пяти простых тезисов.

Правило 1: внимание направлено внутрь себя

Чтобы стать независимым и успешным художником перформанса и оставить свой след в истории искусства, нужно, прежде всего, хорошо знать и уметь слышать самого себя. Важно уметь чувствовать тот голос, который изнутри произносит, указывает и направляет тебя. Чтобы быть услышанным многими, необходимо внятно слышать самого себя. Различные перфомансические этюды и методики в моей школе перформанса как раз направлены на усиление собственной энергии и интуиции.

Правило 2: приоритет созидающего искусства над реагирующим

Перформанс сегодня больше работает с категорией новых возможностей, нежели высмеивания, отрицания или уничтожения. Все привыкли, что перформанс – это разрушение границ и общественных норм, то есть,  совершение действий, которые находятся под различными запретами: законодательными, общественными, моральными.  Однако, перформанс, который актуален именно сегодня, сильно отличается от «классического» перформанса, где присутствовало много страдания, агрессии и насилия. Да и профессиональные критерии со временем меняются. Раньше в перформансе было важно наличие настоящей крови –  это то, что отличало подлинное искусство от театра, где все было не по-настоящему. Сегодня границы перформанса расширились: важно делать искусство не через провокацию, но через инновацию. Провокация – это уже скучно. Язык футуристов, венских акционистов, экстремалов-членовредителей исчерпал себя. Репрессивные общественные коды и барьеры, можно взламывать и преодолевать, предлагая что-то конструктивное – обновлять, не разрушая. В обществе есть запрос на конструктивное действие.  Будущее за поиском нового приема, нового языка.

Правило 3: не критиковать, а предлагать

Сегодня не достаточно только обозначить проблему, указав на нее, как это происходило на  всем протяжении развития искусства контекста и критического искусства. Все давно в курсе своих проблем. Сегодня важно предложить решение.

Елена Ковылина
C медиа-художником Алексеем Шульгиным. На Елене — два гэджета собственной разработки, гармонизирующие вибрации организма. Метод воздействия максимально безопасный и не имеет противопоказаний, поскольку им пользуется природа. Все в этом мире для передачи данных и их приема использует этот метод. Это вибрация, частота, гц, ритм.

Правило 4: действовать от себя и изнутри себя

Если хочешь изменить мир вокруг себя, начни с себя. Контроль над собственными мыслями и эмоциями позволит владеть собой, чтобы владеть аудиторией.  Только тогда возможно осуществлять влияние,  и, следовательно, появится шанс перемен.

Правило 5: равновесие профессионального и личного

Художники прошлого считали, что художнику лучше  не иметь семьи и детей,  так, якобы, будет лучше для искусства.  Я полагаю, что художнику полезно все то, что развивает в нем человечность, ответственность и  любовь. Для искусства хорошо все, что гармонично. Стремитесь к равновесию.

Запись в школу перформанса Елены Ковылиной 2019-2020 гг. «Лаборатория иммерсивного перформанса» 

Перформанс «Равенство» (Egalite)
Перформанс «Равенство» (Egalite) 2007 года — сатира на современное российское демократическое общество, демонстрация невозможности достижения равенства и свободы. Художница проводила его в Москве, Санкт-Петербурге и Париже.

* Елена Ковылина  — российский художник-перформансист, лауреат государственной премии «Инновация» (2006), Государственной премии Российской Академии Художеств «Против течения» (2014). Образование: МГАХИ им Сурикова (1993-1995),  F+F School for Art and Media Design Zurich (1996-1998), ИПСИ (1999), Университет Искусств Берлина (2001, класс профессора Ребекки Хорн).  Магистр искусствоведения РГГУ,  тема научной работы «Специфика образа в искусстве перформанса двадцать первого столетия».