Как подготовиться к арт-резиденции и собрать художественное портфолио?


Как правильно подобрать арт-резиденцию, подготовить документы для подачи заявки, на что обратить внимание в материале Олеси Болматовой

IMG_8002

Очень важной составляющей карьеры современного художника является участие с грантах, конкурсах, опен-колах, арт-резиденциях. Практически везде требуется качественное художественное портфолио. Чтобы подавать заявки в резиденции необходимо провести предварительную работу, как по поиску подходящих конкурсов и опен-колов, так и по оформлению собственного портфолио.

I Проведите исследование

Важно читать интервью с теми художниками, которые вызывают у вас уважение, изучать их CV, в какие арт-резиденции они ездили, фестивалях/конкурсах участвовали. Посмотрите, куда из этого списка объявляют опен коллы. Составьте пул подходящих вам арт-резиденций. Я бы разделила потенциально подходящие мне институции на три категории:

1. резиденция мечты,

2. вот сюда я тоже хочу

3. если не будет других проектов.

Обязательно включите и российские институции. Полистайте мои объявления, пусть даже с прошедшими дедлайнами, полазьте по сайтам организаторов. Что из этого вам бы подошло?

Куратор Алиса Багдонайте про то, как проходит отбор, на что художникам стоит обращать внимание при подаче заявки в арт-резиденцию Выкса. Читать далее.

II Составьте календарный план

Составьте план ближайших опен коллов на год, а лучше на два, чтобы знать, когда и куда писать заявки. Подпишитесь на e-mail рассылку институций, которые вам интересны, чтобы не пропустить опен колл. Систематизируйте свои проекты и творческие задумки. Тогда станет более понятно, какие арт-резиденции и опен коллы под какие проекты подходят.


III Соберите художественное портфолио и подайте заявку
Многие художники считают, что очень трудно и муторно подавать заявки. Ну, если настроиться, это дело можно осилить. Как-то же справляются с этой задачей творческие люди из других стран.
Подготовьте CV и художественное портфолио. С CV все понятно, а вот с портфолио бывают проблемы. Иногда этот ценнейший документ, фактически паспорт художника, выглядит так: накиданы разные слайды из разных презентаций, то синий фон, то зеленый, то горизонтальный формат, то вертикальный, то русский язык, то английский. И таких 50 страниц. Вот так не делайте! Эту кашу надо причесать.

Соберите два варианта – 10 и 20 страниц, отредактируйте, сделайте красиво и понятно. Чтобы читающий получил ясную картину вашего творчества. Задачка посложнее – это описание проекта, план-график работ и предварительная смета. Описание проекта — между прочим, очень нужный текст не только для того,
кто будет там в Европе читать вашу заявку. Вы сами лучше будете представлять свой проект, приблизитесь к его реализации. А план работы и смету просят нечасто, в основном для проектов в области технологического искусства. И никто их за вас не составит и не посчитает.

Арт-резиденции
В центре медиаискусства ZKM в Карлсруэ ученые и программисты помогают художникам работать с самыми новейшими технологиями. Фото Uli Deck. https://zkm.de/en/research-production

Иногда просят мотивационное письмо – в нем надо написать, почему именно эта резиденция вам нужна и какую пользу именно вы им принесете. Дайте почитать свои тексты другу, а лучше нескольким. Вам-то все кажется четким и понятным, а воспримут ли это так же другие? И финальный штрих — покажите тому, кто свободно говорит по-английски.

Чтобы разрядить обстановку, скажу, что на самом деле у половины арт-резиденций очень простая заявка – кроме фамилии и контактов, им нужны только описание проекта, краткие CV и художественное портфолио.

И самое главное. В арт-резиденции художник получает не только деньги, нетворкинг, строчку в CV и впечатления от другой страны. Самое главное – он концентрируется на своем творчестве, говорит о нем 24/7, причем с разными аудиториями, профессиональными и любительскими. Это мощный толчок для развития.

Что может пойти не так?

Иногда бывает, что участники сталкиваются с плохими бытовыми условиями (несколько человек в комнате, туалет на этаже) или дают мало денег и приходится экономить. Бывает, что программа управляется «для галочки», и тогда участника посещает чувство одиночества, невостребованности, бессмысленности происходящего. Поэтому я советую внимательно читать объявления и изучать сайт институции. Подчас такой поворот событий можно предугадать и заранее подготовиться или вовремя отказаться, но иногда, увы, – нет. Если вы оказались в такой ситуации – то постарайтесь сосредоточиться на работе!

Текст: Болматова Олеся