5 заброшенных мест, которые преобразовали в арт-пространства


Искусство может не только создавать с нуля, но и давать вторую жизнь чему-то запущенному.

48ddf8bf90d50b934ab8ca75fd2714d7

Статья подготовлена творческим объединением «Гнильцы»

1. 798 Art Zone: арт-зона на территории полузаброшенного завода (Пекин, КНР)

Этот военный завод построили в 1950-х годах, в рамках совместного проекта СССР, Восточной Германии и КНР. Он был построен в духе Баухауса, что было очень необычно для азиатских стран.В 1980-х годах завод лишился государственной поддержки, а уже в 1990-х это место досталось художникам, дизайнерам и креативщикам, которые и создали 798 Art Zone.

Из-за большого количества баров, ресторанов, кафе, галерей, бутиков и студий, квартал 798 быстро стал популярен среди хипстеров. Кроме того, их привлек пейзаж в стиле стимпанк с фабриками в стиле Баухаус, ржавыми трубами и высокими дымоходами.

«798» в названии — не просто число. В Пекине оно символизирует передовое художественное движение, во главе которого стоит китайский авангард. Сейчас район 798 считается одним из самых влиятельных художественных пространств Китая: здесь, прямо посреди бывших оружейных станков, проходят международный и локальные выставки мирового уровня.

2. Bombay Beach Biennale: биеннале на территории бывшего пляжа (Калифорния, США)

Биеннале Бомбей-Бич — это некоммерческий проект, который проходит каждый год на территории пляжа Бомбей-Бич у озера Солтон-Си. В 1950-60 годы это место было популярным курортом, куда каждые выходные приезжали знаменитости, например, Фрэнк Синатра. Но позже здесь начались проблемы с экологией, вода стала мутной, а на берегах стали появляться кости мертвых рыб.

Это место выбрали для фестиваля, чтобы привлечь внимание к проблемам усыхания озера Солтон-Си. Инициаторы проекта приобрели несколько полуразрушенных объектов на пляже, чтобы переоборудовать их в арт-пространства: лектории для гостей фестиваля, Эрмитаж (по дизайну Грега Хаберни), Оперный театр Бомбей-Бич (по дизайну Джеймса Острера) и театр для автомобилей.

3. «Metelkova mesto»: культурный центр в военной части (Любляна, Словения)

История сквоты Метелкова начинается с 1991 года, когда была провозглашена независимость Словении и Хорватии. Раньше здесь был военный комплекс, но с распадом Югославии все военные покинули это место. В том же году разные молодежные организации обратились в муниципалитет Любляны с просьбой разрешить использовать остатки казарм в творческих целях. Власти тогда официально разрешили им пользоваться участком, но впоследствии муниципалитет обещания не выполнил, и, более того, пытался мешать сообществу Метелкова. Но, несмотря на это, улица продолжила развиваться.

Сейчас на этом месте самопровозглашенный город, который занял всю улицу Метелкова (Metelkova mesto) и расположился на заброшенной военной базе. Это место стало ведущим центром андеграундной музыки и искусства во всем регионе. Каждый год в Метелкова проходит более 1500 альтернативных мероприятий: от театральных представлений и панк-концертов до семинаров для людей с ограниченными возможностями и клубных вечеров ЛГБТ. 

4. Kochi muziris biennale: биеннале на территории древнего порта (Музирис, Индия)

Биеннале Кочи-Музирис проходит на территории древнего портового города Музирис. Раскопки в 2004 показали, что из этого порта Индия вела торговые дела с Западной Азией, Ближним Востоком и Европой. Сейчас на этом месте находится современный мегаполис Кочи. 

Организаторы обратились к самому Кочи и его исторической роли как порта. Биеннале проникает в обычно сонный туристический город Форт Кочи и его окрестности, где работы нескольких сотен художников (как международных, так и индийских) представлены на разных площадках от колониальных домов Aspinwall House и Pepper House с видом на море, впервые за долгие годы открытых для публики, до ветхих, заброшенных складов в Маттанчерри — центре торговли специями в Керале.

Организаторы биеннале стремятся призвать скрытый космополитический дух этого места и создать платформу, которая познакомит Индию с современным международным изобразительным искусством. Также они хотят с помощью этой платформы показать новую индийскую эстетику. Главная цель биеннале — исследовать скрытые энергии прошлых и нынешних художественных традиций Индии, и создать новый язык сосуществования и космополитизма индийского искусства. 

Robert Montgomery, the strange new music of the crying songs

5. Szimpla Kert: бар в руинах в (Будапешт, Венгрия)

Szimpla Kert — это огромный кинотеатр и паб под открытым небом, который создали на месте старой фабрики. Szimpla определяет себя как «пространство культурных приемов» и хочет охватить жанры и исполнителей вне мейнстрима, представив их в неформальной атмосфере.

Руин-паб сейчас — это центр культуры постмодерна. Здесь каждую неделю проходят бесплатные концерты как мировых звезд, так и молодых талантов. Причем, вторым отдают большее предпочтение. Еще здесь еженедельно проводят сборы средств для некоммерческих организаций. Главная цель проекта — предоставить площадку для молодых талантов с активной позицией и вовлекать как можно больше людей в общественно полезную деятельность.

BUDAPEST, HUNGARY –11 September, 2019: Szimpla Kert ruin bar interior in Budapest