Арт-группа КоБрА


Просуществовавшая с 1948 по 1951 год арт-группа КоБрА оказала большое влияние на абстрактный экспрессионизм и творчество таких художников, как Жан-Мишель Баскиа

Арт-группа Кобра

Арт-группа КоБрА (CoBrA)  была сформирована в парижском кафе 8 ноября 1948 года на встрече, организованной Асгером Йорном. Основателями группы также считаются: Карл-Хеннинг Педерсен, Карел Аппель, Корнелиус Гийом Ван Беверлу (известный как Корнель), Кристиан Дотремон, Констан Антон Ньивенхуйс (Константа) и Генри Хееруп.

Асгер Йорн в своей мастерской 1970
Асгер Йорн в своей мастерской 1970-е

Название группы является первыми буквами трех североевропейских городов — Копенгагена, Брюсселя и Амстердама, по месту происхождения ее участников.  Все участники арт-группы КоБрА около 30 человек, приехали из трех стран — Дании, Бельгии и Голландии, изолированных друг от друга в течение многих лет, во время нацистской оккупации. Во многом, создание КоБрА стало реакцией на физическое и моральное опустошение Европы после Второй мировой.

Члены КоБрА принесли свои работы на Первую международную выставку экспериментальных художников в Музее Стеделейк, Амстердам, 1949
Члены КоБрА принесли свои работы на Первую международную выставку экспериментальных художников в Музее Стеделейк, Амстердам, 1949

Художники группы получили известность своим  энергично-спонтанным, мятежным стилем в живописи, в значительной степени вдохновленным искусством детей и душевнобольных.  Демократическое видение участников  арт-группы КоБрА относительно того, как искусство должно восприниматься и создаваться, было вдохновлено, а позднее расширено в рамках более масштабного течения, получившего название арт-брют или искусство аутсайдеров

Конста́нт Анто́н Ни́венхейс  
Без названия (Копенгаген), 1949
Констант Нивенхейс
Без названия (Копенгаген), 1949

Ключевые идеи

  • Будучи гражданами трех городов, которые ранее находились под нацистской оккупацией, одной из главных движущих сил группы было желание обеспечить сильный контрапункт доминирующим западным идеологиям, которые, по мнению членов группы, застряли в травмирующем прошлом, воплощают собой  “мир декора и пустотелых фасадов”.
  • Послевоенные художественные движения (особенно абстракция и натурализм) казались им пустыми и консервативными, и требовали беспрепятственного, выразительного подхода, который мог бы прийти им на смену. 
  • Единственное движение, которое арт-группа КоБрА  посчитала достойным внимания, был сюрреализм. Будучи восторженными сторонниками спонтанности в процессе создания искусства, художники КоБрА были особенно заинтересованы в том, чтобы раздвинуть границы сюрреалистического «автоматического письма», техники, в которой художник максимально снижает контроль разума в создании художественного произведения. 
  • Во многом программу CoBrA можно определить по тому, чему они пытались противостоять: продолжающееся влияние классического искусства на творчество современников, рационалистический подход  геометрической абстракции, диктаторский подход соцреалистов, буржуазная позиция Парижской школы. 
  • Участники арт-группы КоБрА были очень заинтересованы в создании совместных произведений, в том числе фресок, печатных изданий и публикаций, как способе выражения своего презрения к индивидуализму, и, как следствие, значению фигуры художника. Автор демиург один из ключевых аспектов западного искусства, канон, против которого они возражали. Это также было связано с их сильными марксистскими убеждениями, хотя никто из группы не разделял симпатию политических левых к теоретизированию.

Корнелиус Гийом Ван Беверлу (известный как Корнель)

Одна из самых известных картин Корнеля в его родной Голландии, Fête Nocturne, яркий пример основной идеи арт-группы — создавать искусство, понятное каждому. Знакомые сюжеты, такие как празднующие люди или пейзажи, написанные яркой и энергичной манерой.

Праздник ночи (1950)
Корнель. Праздник ночи (1950)

Карел Аппель (1921-2006)

Как и многие его коллеги по группе, черпал вдохновение из жестоких событий Второй мировой войны. Героями многих его работ являются улыбающиеся, но убитые горем лица детей, брошенных после войны.

Карель Аппель. Гип гип ура (1949)
Карель Аппель. Гип-гип ура (1949) 

В рамках серии Objets Poubelles (мусорные объекты), он сделал рельефную картину из кусков оконной рамы. 

Спрашивающие дети 1948
Карель Аппель. Спрашивающие дети (1948) 

Деятельность арт-группы КоБрА, просуществовавшей всего с 1948 по 1951 год оказала влияние на многих художников, в том числе абстрактных экспрессионистов и Жана Мишеля Баскиа.