Аутсайдеры, художники самоучки и арт-рынок


Кто такие аутсайдеры, в чем специфические особенности их творчества и как работа художника самоучки была продана на Christie's за 4,2 млн долларов?

25traylor1-facebookJumbo

Традиционно предполагалось, что ремесло, навык и выучка – основные критерии художественного мастерства и немаловажное условие для начала карьеры на арт-рынке. Однако, в ХХ веке художник самоучка обретает уважение и интерес, как среди профессионалов, таких как Пикассо и Дали, а позднее становится объектом внимания музейщиков и кураторов.

Харальд Зееман, директор Кунстхалле в Берне в 1960-е годы выставляет искусство, созданное пациентами местного психиатра.  Директор MoMA в Нью-Йорке Альфред Барр предложил пенни за работу темнокожего самоучки Била Трейлора и провел ретроспективу картин Морриса Хиршфилда, производителя тапочек, который начал рисовать после выхода на пенсию. Жан Юбер-Мартен занимается искусством аутсайдеров начиная с выставки «Маги земли» в Музее Помпиду в 1988 г.

В основном проекте 3-й Московской биеннале Юбер-Мартен наравне с звездами арт-рынка, такими как Аниш Капур показал картины покойного Александра Лобанова – глухонемого пациента психиатрической больницы, фломастерами, карандашами и тушью рисовавший портреты Ленина, Сталина, матросов, русских красавиц и себя самого, непременно с автоматом наперевес.

Арт-брют художник аутсайдер Александр Лобанов
Художник самоучка Александр Лобанов

Сегодня крупные учреждения и события в мире искусства, такие как Венецианская биеннале, все чаще представляют работы, которые когда-то были маргинализированы. Количество коллекционеров, собирающих искусство аутсайдеров растет.  В Нью-Йорке и Париже даже проводится специализированная арт-ярмарка искусства аутсайдеров  the Outsider Art Fair

В январе 2019 аукционный дом Christie’s продемонстрировал самую крупную в истории продаж стоимость за работу художника аутсайдера Билла Трейлора (1856-1949) — 4,2 миллиона долларов.

Билл Трейлор, темнокожий художник-самоучка

Во время Великой депрессии Билл Трейлор был бездомным, проводя дни, сидя на тротуаре улицы Монро в центре города Монтгомери, штат Алабама, недалеко от столицы штата. Ночью он спал в задней комнате похоронного бюро Росса-Клейтона. Однажды в 1938 году Билл Трейлор взял карандаш, подобрал кусок картона и начал рисовать. Ему было 85 лет.

художник-самоучка Билл Трейлор
Работы темнокожего худоэника Билла Трейлора

На своей первой выставке (1940) работы Билла Трейлора были названы «примитивными». В Нью-Йорке (1943) они был классифицированы как «народное творчество старика-негра». Работы попали в хранилище, оставаясь незаметными 33 года. Затем они была названы «Черным народным искусством» на выставке Corcoran Gallery в 1982 году. В 1942 году 2 доллара за рисунок были предложены и отклонены; в начале 80-х 150 долларов за его работу считались удачной продажей. В 2002 году одна картина была продана за 250 000 долларов. И вот в 2019 рекорд 4,2 миллиона долларов

Что изменилось?  Ведь Билл Трейлор и его искусство все те же?

Когда он умер в 1949 году, его рисунки не считались искусством. Сегодня восприятие арт-профессионалами того, что есть искусство и кто может считаться художником претерпело значительные изменения. Про дифференциацию понятий арт-брют, наивное искусство, искусство аутсайдеров мы писали здесь.

Однако, ярлык аутсайдера не может быть заимствован или подделан; его нельзя примерить, когда это удобно, хотя это, конечно, не останавливает предприимчивых дельцов от попыток. Совместно с тем, как количество признанных искусством (и арт-рынком) самоучек начало расти, с относительной долей обобщения можно выявить некоторые общие черты, выделяющие художников аутсайдеров, от тех, кто пытается им подражать:

Асоциальность и замкнутость

Художник-аутсайдер не чувствует стимула социализироваться и распространять свои художественные идеи обществу и публике,  часто они лишь хотят, чтобы их оставили в покое, предоставив возможность творить. Художник самоучка работает в изоляции от общества и вдали от существующих школ искусств, пока их не обнаружат инсайдеры мира искусства, чтобы  показать, продать или выставить.

Инаковость

За каждым аутсайдером, как правило, есть история, подтверждающая его страдания, такие как безумие, бедность, расизм или инвалидность, которые и определяют его маргинализованность и душевное одиночество.

Отсутствие художественного образования

По разным причинам, в том числе по признаку расы, класса и / или пола, в дополнение к таким факторам, как физические, умственные и нарушения развития, а также культурные нормы, арт-брют охватывает художественные практики вне формального художественного образования. Аутсайдер не ищет признания в искусстве и может даже не считать себя художником.

Витальная потребность творить

Хотя аутсайдеры не имеют формальной подготовки в академическом смысле, творчество жизненно необходимо для них как способ познания мира вокруг и самих себя. В этом смысле арт-брют предельно искренен и аутентичен. Творчество схоже для аутсайдера с религиозным откровением. Нередко поводом для терапевтического импульса искусства аутсайдеров, становится личная трагедия или социальная отчужденность. Для аутсайдера искусство понимается как средство обретения внутреннего покоя. Аутсайдеры делают работу, которая является продолжением того, кем они являются и через что они прошли.

В небольшом музее в французском городе Бегль собрана коллекция искусства аутсайдеров, начиная с 1970-х годов. Кстати название музея Musée de la Création Franche, что  переводится как музей искреннего творчества.

повторяемость деталей или сюжетов

В работах аутсайдеров почти всегда прослеживается  простой или повторяющийся порядок, возможно, в качестве попытки гармонизировать свое состояние в моменты осознания хаоса. Повторяющиеся паттерны отражают ход времени, его ритм, связи между прошлым, настоящим и будущим. Тенденция к повторению подчеркивается не только на бесконечных похожих отметках, сделанных в рисунках и живописи, но также и посредством действий шитья, завязывания узлов или плетения. Работы полны маленьких деталей, надписей – они словно кричат что-то миру. Арт брют обнаруживает редкое понимание ключевого парадокса, лежащего в основе человеческого бытия – как индивидуумы, мы  одновременно и ничто и все (одна крошечная песчинка в огромном космосе).

непосредственность материала

Аутсайдеры не следуют за классификацией на жанры, такие как живопись или скульптура, равно как могут совсем не использовать традиционные художественные материалы, такие как холст и масло или глина и скульптура. Они работают со всем, что попадается им под руку. Демонстрируя необычную и энергичную находчивость, аутсайдеры используют все, будь то грязь, кровь, цветные карандаши или простая чернильная ручка. Эта непосредственность материала демонстрирует острую необходимость в создании и, кроме того, иллюстрирует, что сделанные работы являются скорее продолжением непрерывной отражающей самости, а не отдельными художественными работами.

Некоторые работы – это просто покрашенный кусок коряги или выставленные солдатики

спиритизм и духовность

Творчество большинства художников-аутсайдеров включает библейские цитаты, древние иероглифы и даже выдуманные языки. В результате выясняется, что такое искусство действительно дает представление о другом мире, в измерении за пределами реальности, из которого есть чему поучиться.

Тем не менее, как отмечает портал Artsy арт-рынок поддерживает сложные отношения с брендом аутсайдерского искусства по разным причинам.  Ряд арт-дилеров дистанцируется от этого термина, предпочитая включать эти арт-практики в более широкий контекст современного искусства, опасаясь ,что художник самоучка может отпугнуть многих покупателей. Поэтому наиболее успешны продажи аутсайдеров после их смерти.