Арт-брют


Арт-брют и искусство аутсайдеров, самоучек, душевнобольных и прочих маргиналов сегодня отнюдь не маргинализированная практика, которая привлекает все больше внимание критиков, кураторов и коллекционеров. Разбираемся в понятиях.

Жан Дюбюффе

Арт-брют – «грубое искусство», французский термин, который большинство искусствоведов приписывают   французскому художнику Жану Дюбюффе – творчество сумасшедших, заключенных,  детей,  а также Дюбюффе относил к арт-брют граффити. Дюбюффе видел такое творчество как пример яркой оригинальности, не замутненной академическими рамками или социализацией, выражающей чистую эмоцию, не скованную никакими условностями.   

Дюбюффе начал собирать, писать и читать лекции по арт-брют в середине 1940-х годов после посещения Швейцарии и просмотра работ психиатрических пациентов, собранных в больницах. В результате им была собрана одна из крупнейших коллекций искусства арт-брют, которая располагается в Шато де Больё, Лозанна, Швейцария.

Дюбюффе  считал, что изобразительное искусство, в котором доминирует академическая подготовка, это так называемое «искусство культуры». Сила же арт-брют в безудержной и искренней творческой активности художников самоучек, обнажающих в своем искусстве самые глубинные желания и страхи человечества, которые зачастую оказываются пророческими.

Хотя собственное творчество Дюбюффе стремилось имитировать свободу от социальных ограничений, как в предмете, так и в технике, так же, как и искусство, которым он восхищался и собирал, его собственные положение и статус в мире искусства делают его далеким от художников-аутсайдеров.

Статуя Жана Дюбюффе, установленная на перекрестке перед входом в музей MAC/VAL, пригород Парижа
Статуя Жана Дюбюффе, установленная на перекрестке перед входом в музей MAC/VAL, пригород Парижа

Искусство аутсайдеров схожий с арт-брют термин, более распространенный сейчас, был введен в 1972 году английским академиком Роджером Кардиналом, который, подобно Дюбюффе, намеревался пролить свет на искусство, созданное художниками, обычно не имеющими выучки, живущими спокойно и за счет этого являющимися более независимыми и искренними.

Наивное искусство — еще один близкий термин, то есть искусство самоучек, любителей. В Москве в 1996 был основан  Музей искусства аутсайдеров. В целом в России достаточно широко развито наивное искусство, интервью с его идеологом, основателем фонда Наивного искусства Сергеем Тарабаровым и имена некоторых русских наивных художников мы уже публиковали ранее.

Народное искусство, например, австралийских аборигенов, тоже сегодня очень востребовано. В парижском музее на Набережной Бранли, посвященном первичным искусствам, есть, целый отдел, посвященный работам современных австралийских аборигенов, среди которых работы современных авторов, таких как Томми Уотсон и Лена Нядби.

искусство аборигенов
Томми Уотсон, Wipu Rockhole, 2004.

Терминологические рамки и границы «арт-брют», «искусство аутсайдеров», «наивное искусство», «примитивное искусство» по-прежнему подвижны. Хотя это не одно и тоже. Существует большой вопрос, возможно, даже проблема, относительно того, кого следует называть художником-аутсайдером, особенно потому, что многие современные художники работают на границе этого определения. Ники де Сен-Фалль, Яёи Кусама, Кит Харинг или Анатолий Зверев могут быть в той или иной степени близки к аутсайдерам.

Наивное искусство

Нью-Йоркский стрит-арт художник Кит Харинг обращался к архаическом началу в искусстве, заполоняя мельтешащими образами пиктографических человечков любое белое пространство, словно входя в транс или уподобляясь шаману. Сохранилось видео с его акцией Painting Myself into a Corner, где он буквально загоняет себя в угол  своими рисунками.

В официальной истории искусства наиболее близким к арт-брют и искусству аутсайдеров движением являлся сюрреализм, так как предпосылка последнего также основана на силе бессознательного.  Не только Дюбюффе, но также Пикассо и многие другие художники ХХ века восхищались чистым, незамутненным порывом, которым оперируют в творчестве дети или душевно больные.

Возможно, истинный арт брют, никогда не будет частью конвенции, даже если эта конвенция начинает продвигать нетрадиционность. А аутсайдеры – это те, кто умеет перемещаться в художественный мир и выходить из него в соответствии с ситуацией и потребностями, в то время как для постороннего эта способность адаптироваться является более болезненной, а иногда и невозможной.