Наше издание неоднократно делало интервью с королевой русского перформанса Еленой Ковылиной. Семь лет назад она уже рассказывала нам, что из себя представляет искусство перформанса. В данный момент Елена пишет диссертацию на факультете Истории Искусств РГГУ, учредила Фонд «Искусство в науке», расширив сферу своих интересов до естественно-научных и обучает практике перформанса в своей школе «Лаборатория иммерсивного перформанса». Мы попросили Елену учесть изменения, которые происходят с перформансом прямо сейчас и сформулировать их в виде пяти простых тезисов.
Правило 1: внимание направлено внутрь себя
Чтобы стать независимым и успешным художником перформанса и оставить свой след в истории искусства, нужно, прежде всего, хорошо знать и уметь слышать самого себя. Важно уметь чувствовать тот голос, который изнутри произносит, указывает и направляет тебя. Чтобы быть услышанным многими, необходимо внятно слышать самого себя. Различные перфомансические этюды и методики в моей школе перформанса как раз направлены на усиление собственной энергии и интуиции.
Правило 2: приоритет созидающего искусства над реагирующим
Перформанс сегодня больше работает с категорией новых возможностей, нежели высмеивания, отрицания или уничтожения. Все привыкли, что перформанс – это разрушение границ и общественных норм, то есть, совершение действий, которые находятся под различными запретами: законодательными, общественными, моральными. Однако, перформанс, который актуален именно сегодня, сильно отличается от «классического» перформанса, где присутствовало много страдания, агрессии и насилия. Да и профессиональные критерии со временем меняются. Раньше в перформансе было важно наличие настоящей крови – это то, что отличало подлинное искусство от театра, где все было не по-настоящему. Сегодня границы перформанса расширились: важно делать искусство не через провокацию, но через инновацию. Провокация – это уже скучно. Язык футуристов, венских акционистов, экстремалов-членовредителей исчерпал себя. Репрессивные общественные коды и барьеры, можно взламывать и преодолевать, предлагая что-то конструктивное – обновлять, не разрушая. В обществе есть запрос на конструктивное действие. Будущее за поиском нового приема, нового языка.
Правило 3: не критиковать, а предлагать
Сегодня не достаточно только обозначить проблему, указав на нее, как это происходило на всем протяжении развития искусства контекста и критического искусства. Все давно в курсе своих проблем. Сегодня важно предложить решение.
Правило 4: действовать от себя и изнутри себя
Если хочешь изменить мир вокруг себя, начни с себя. Контроль над собственными мыслями и эмоциями позволит владеть собой, чтобы владеть аудиторией. Только тогда возможно осуществлять влияние, и, следовательно, появится шанс перемен.
Правило 5: равновесие профессионального и личного
Художники прошлого считали, что художнику лучше не иметь семьи и детей, так, якобы, будет лучше для искусства. Я полагаю, что художнику полезно все то, что развивает в нем человечность, ответственность и любовь. Для искусства хорошо все, что гармонично. Стремитесь к равновесию.
Запись в школу перформанса Елены Ковылиной 2019-2020 гг. «Лаборатория иммерсивного перформанса»
* Елена Ковылина — российский художник-перформансист, лауреат государственной премии «Инновация» (2006), Государственной премии Российской Академии Художеств «Против течения» (2014). Образование: МГАХИ им Сурикова (1993-1995), F+F School for Art and Media Design Zurich (1996-1998), ИПСИ (1999), Университет Искусств Берлина (2001, класс профессора Ребекки Хорн). Магистр искусствоведения РГГУ, тема научной работы «Специфика образа в искусстве перформанса двадцать первого столетия».