Коллекционер и меценат Сара Виниц: «В современном искусстве я — миссионер»


Основательница Sarah Vinitz Foundation рассказала Елене Рубиновой зачем российскому арт-рынку опционы и фьючерсы и почему современное искусство и религиозная вера не противоречат друг другу.

Сара Виниц

В начале сентября во Всероссийском музее декоративного искусства откроется новая выставка «Артефакты и гаджеты Елены Ковылиной». Эта масштабная выставка — художественный эксперимент, в ходе которого художница на базе коллекции музея переосмысливает традиционные и, казалось бы, знакомые широкому зрителю предметы декоративно-прикладного искусства. Выставка реализована при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив и в партнерстве с благотворительным фондом Sarah Vinitz Foundation. Основанный в 2018 году, фонд осуществил немало различных проектов, в том числе и международных, однако «Артефакты и гаджеты Елены Ковылиной» — первый столь масштабный музейный проект фонда в России. После Москвы выставка будет показана в нескольких регионах страны – от Чукотки до Калининграда. Накануне открытия выставки основательница фонда Сара Виниц рассказала нашему  обозревателю, когда зародилась ее увлеченность искусством, как деятельность коллекционера и арт-дилера увязана с работой фонда, зачем российскому арт-рынку опционы и фьючерсы и почему современное искусство и религиозная вера не противоречат друг другу.  

Как бы вы определили профиль фонда  Sarah Vinitz Foundation для тех читателей, кто пока еще не знаком с вашей деятельностью? 

Сара Виниц: Фонд у нас прежде всего международный – мы основали его именно с целью реализации актуальных художественных проектов по всему миру. Нет таких стран, которые бы мы намеренно исключали – если какие-то страны еще не охвачены, значит нас туда не позвали или мы еще туда не доехали. У нас нет никаких предубеждений ни против каких-то стран, ни против каких-то политических течений. Фонд занимается просветительской деятельностью и актуальными процессами в искусстве – кроме визуальных искусств мы реализуем кросс дисциплинарные проекты, издательские, музыкальные. Устроен фонд по принципу “изумрудной структуры”. Мы вводим это понятие. Краеугольный принцип — ненасилие. Нет жесткой иерархии, все по любви и взаимному пониманию – отсутствует привязка к формальному расписанию, но есть привязка к результату – то, что в бизнес терминах называется KPI.

Можно сказать, что одна из задач фонда – “Make Russian Art Great Again”.

Наверное, многие помнят лозунг Дональда Трампа «Сделаем Америку снова великой». Так вот, если отталкиваться от этой формулы, то больше всего мне хотелось бы видеть, что современное русское искусство снова  занимает важное место в мировом культурном коде. 

Я так понимаю, что мы говорим именно о contemporary art? Потому что русское искусство, и не только визуальное, давно и прочно вшиты в мировой контекст – по крайней мере последних двух веков… 

Сара Виниц: Это безусловно. Я считаю, что идеи наших художников, как всегда, в авангарде, и единственное, в чем мы на сегодняшний день отстаем, это в качестве продакшена. Прежде всего потому, что у нас нет такого финансирования, чтобы делать масштабные проекты. Одна из задач фонда – быть такой платформой для единомышленников и партнеров, которые готовы находить возможности для реализации крупномасштабных проектов русских художников. И не только реализовывать, но и показывать их в международном масштабе.

Сара Виниц
Мастерские Sarah Vinitz Foundation, на фоне работ Елены Ковылиной для проекта «Артефакты и гаджеты». На фото слева направо: художник Елена Ковылина, основатель SVF Сара Виниц, основатель галереи современного искусства в башней Меркурий в Москва Сити ILONA-K Artspace Илона Кесаева.

Откуда пришла ваша увлеченность искусством? Как вы пришли к коллекционированию?

Сара Виниц: С одной стороны родители много внимания уделяли нашему с братом эстетическому  воспитанию. Все главные музеи, театры – этого было много в нашем детстве. Насмотренность ведь тоже важный фактор. А впервые я всерьез увлеклась современным искусством в свои 14 лет. Это был 1998 год –  я тогда стала жить отдельно от родителей вместе с братом, впервые пошла работать, причем сразу на двух работах. Именно тогда я стала собирать искусство, только, разумеется, это не было коллекционированием. До этого я вообще не знала, что современное искусство существует – о том, что в 93 году можно было выбежать на улицы Москвы, лаять и кусать людей я узнала только спустя пять лет. На те годы пришелся расцвет современного искусства, период абсолютной свободы, процветали  Риджина, Якиманка и галерея Гельмана, художники, которые там выставлялись. Для меня все это совпало с началом взрослой жизни. 

Сара Виниц
фото: Тимофей Колесников

Сара Виниц – СЕО фонда Sarah Vinitz Foundation, коллекционер и меценат. Получила светское образование в области международного бизнеса и делового администрирования в МГИМО, затем в Дипломатической академии (Москва) по специализации «Мировая экономика». Обучалась истории искусства в Вальядолидском университете в Испании на факультете философии и гуманитарных наук. (Facultad de Filosofia y Letras, Universidad de Valladolid). В годы учёбы серьёзно углубилась в иудаизм. В последствии получила и религиозное образование в Neve Jerusalem (Иерусалим, Израиль). Муж — доктор исторических наук раввин Давид Виниц. 

Иногда коллекционеры рассказывают интересные истории, с чего они начали и почему. Чья работа положила начало вашей коллекции?

Сара Виниц: Как и у многих коллекционеров, первые работы были приобретены не за деньги. Я дружила с художниками, иногда мне дарили работы, иногда я могла просто сохранить салфетку, на которой художник нарисовал эскиз в гостях – кстати, у нас в фонде достаточно хороший архив документации по авторам, с которыми мы работаем. Правда, он еще ждет своей систематизации. Так что моя будущая коллекция начиналась именно так. Но как только я начала зарабатывать, то стала покупать искусство и тем самым поддерживать друзей-художников. И хотя собирать современное искусство я начала с 14 лет, коллекционером я себя, разумеется, не считала. На данный момент в моей коллекции порядка двух тысяч работ, и много ценных вещей осталось в коллекции именно с той поры. Вообще концепция коллекции у меня сильно изменилась, когда я открыла фонд. Коллекция носит смешанный характер – преимущественно это актуальное русское искусство, но есть и произведения начала XX века и даже гравюры XVII века.

Важно другое — все, что есть на данный момент в коллекции имеет прямое отношение к моим жизненным ценностям. Есть произведения, которые я с радостью оценю в музее или в чужой коллекции, но они никогда не окажутся у меня дома. Через эту призму я могу рассказать про каждую из работ своего собрания.

Работы Кулика, Кацубы и Авдеева из коллекции фонда Сары Виниц.

Кто из художников вашей личной коллекции сегодня в «портфеле» фонда?

Сара Виниц: Процентов шестьдесят коллекции — работы художников фонда. На новом сайте мы представим расширенный список художников, но среди тех, с кем мы особенно активно сотрудничаем в настоящий момент — Олег Кулик, Дмитрий Гутов, Елена Ковылина, Маруся Севастьянова, Петр Быстров, Рауф Мамедов, Валерий Кацуба, AES+F. Из молодых художников Антон Андриенко и Стася Гришина, Maskovna — важный для меня художник, я в нее очень верю. Разумеется, коллекция намного шире. Есть художники, чьи работы есть в коллекции, например, Валерий Чтак. Мы общаемся, но пока не работаем вместе.  Есть и художники из других стран. Мы довольно долго жили в Германии, потому что муж работал там, так что современное немецкое искусство представлено у меня в коллекции разнообразно. Даже есть работа Йозефа Бойса – его первый эскиз-документация к работе «Дубы». 

Работы в коллекции фонда: Пьеро Форназетти, Рауф Мамедов, Ральф Касперс.

Насколько я знаю, у вас экономическое образование, за плечами работа в бизнесе, в том числе и с фэшн-индустрией, и при всем этом вы – жена раввина и, помимо светского, получили и религиозное образование. Как сочетается современное искусство с его часто богоборческим духом и вашими личными, в том числе, религиозными взглядами? 

Сара Виниц: Мне кажется, что у современного искусства и религии скорее много общего. Тот факт, что они зачастую входят в некий конфликт, особенно когда идет речь об ограничениях, цензуре – религия все время что-то запрещает, а современное искусство все время стремится от этого уйти. На первый взгляд может казаться, что это два разных мира, но если интересоваться и тем, и тем, то вполне можно увязать это с тем, что человек для себя выбрал. Я убеждена, что если религия и современное искусство не будут с друг другом знакомы, то духовный диалог не получится. Посмотрите, как благожелательно итальянская публика приняла инсталляции Аниша Капура и Джеймса Таррелла в церковных пространствах. 

Но для большинства иудаизм – это очень строгая религия, которая много что исключает. Разве не так? 
На каком-то этапе я даже читала лекцию для религиозных евреев о том, как посещать музеи современного искусства и при этом не нарушить Тору. Это было на Лимуде, и в пером ряду у меня сидел Дмитрий Гутов. Помню, что я тогда сказала слушателям, что с таким экспертом, как Гутов, мне придется взвешивать каждое слово. Я все время простраиваю такие диалоги – это не только необходимо, но и очень увлекательно. Эти вопросы готовы обсуждать и раввины, и теоретики современного искусства. А художники – это священники от искусства. С ними всегда интересны вопросы веры. Главное – дослушать друг друга до конца.

Художник ищет Бога не меньше, чем человек религиозный.

Мы часто говорим на эти темы с Петром Быстровым –  он вообще собирался стать священником и остался приверженцем строгого православия. На каком-то этапе ему немного мешало, что я строго следую законам иудаизма, но мы пришли к полному приятию и пониманию позиций друг друга. Надо сказать, что и в моей семье 60% православные, а 40% — религиозные евреи. Так что Бог един, он один и нет никого, кроме него.   

Художник Олег Кулик у своей работы «Девушка и башня», 2019 г.

Ваша деятельность как коллекционера и арт-дилера тесно увязана с работой фонда? В чем для вас состоит связь бизнеса и культурного процесса?

Сара Виниц: Сам фонд – это некоммерческое крыло, и здесь проекты носят в основном просветительский характер и касаются собственно художественной системы. Здесь не имеет значения коммерческая составляющая. У меня в коллекции много художников, которые никогда не продавались на аукционах. А вот в рамках продюсерского центра как раз востребован мой опыт в бизнесе, в том числе механизмы продаж, знания в области статистики, фондового рынка. Все, что касается продюсерского центра, связано с арт-рынком — здесь я и арт-дилер, и коллекционер, и маркетолог, когда это требуется.

Елена Ковылина. «Снегурочка и НЛО» холст, фрактальная антенна, дополненная реальность.

Например, накануне открытия выставки «Артефакты и гаджеты Елены Ковылиной» мы впервые применили механизм фондового рынка на рынке современного искусства — арт-фьючерсы и арт-опционы. Приоритетное право на приобретение работ с этой выставки мы предложили 10 ведущим коллекционерам, а через сутки еще 75 бизнесменам, среди которых и опытные коллекционеры, и начинающие. Оплата фьючерса гарантирует получение той или иной работы после выставки, а вот опцион дает право на необязательную покупку – если в определенный срок покупатель раздумает, то его аванс “cгорает”. Фонду это поможет найти дополнительные средства для производства остальных работ для выставки, и вообще, оздоровит российский арт- рынок. Актуализировать механизмы продаж для русского искусства просто необходимо. 

Как фонд реализует программу поддержки художников?

Сара Виниц:  Фонд взял на себя функционал тех профессионалов, которые в России либо отсутствуют, либо их недостаточное количество. Ну, например, такая функция как агент художника. В России их единицы, в то время как в международном формате — это распространенная практика. Агенты занимаются продажами, оформлением договоров, иногда берет на себя и PR функции. Один из ярких примеров у нас – Петя Иванов. Он занимается несколькими художниками как агент, но, в частности, молодым художником  Анной Самойловой. У нее за плечами уже немало проектов, и во многом это заслуга агента. Данную функцию для деятелей искусства и  берет на себя наш фонд. У нас есть свои юристы, свои бухгалтеры, менеджеры, которые анализируют цены на продакшн, занимаются закупками материалов для художников. Мы таким образом сильно оптимизируем расходы на продакшн и снимаем с художника эту нагрузку. Все художники этим  активно пользуются  и за это благодарят.

Анна Самойлова. «Россия — моя несчастная любовь». Линогравюра по ткани, вышивка. Тираж 10 шт. 14,8х21 см, коллекция фонда Сары Виниц.
Василий Бейлин, «Мозг», 2021 г.
mixed media, коллекция фонда Сары Виниц.

Я смотрела, как работают мастерские Роберта Лонго, Джеффа Кунса, Дэвида Лашапеля, общалась с ними самими, их агентами, ассистентами. Я анализировала не только европейский и американский опыт в этой области, но и скажем, Южной Кореи, Японии, Китая — это вообще был переворот сознания. Подбор ассистента – это тоже одна из функций нашего продюсерского центра – мы делаем open call, приглашаем на собеседование, согласовываем условия такой работы для художника. Конечно, художник и ассистент должны, что называется друг другу подойти.  Мы предоставляем нашим художникам и техническое оснащение, чтобы художники могли реализовать свои самые смелые проекты.     

Каковы на данном этапе важнейшие проекты фонда в области contemporary art?

Сара Виниц: Один из главных проектов этой осени – персональная выставка Елена Ковылиной «Артефакты и гаджеты» в Музее декоративного искусства  в рамках юбилейного года художника. А ровно через месяц откроется ее сольная экспозиция в галерее ILONA-K – наш партнер и галерист художницы в России. Мы готовились к этой выставке полтора года, и после двух месяцев в Москве она будет показана в четырех регионах страны на музейных площадках, в том числе в филиале ГМИИ им. Пушкина в Калининграде. А дальше выставку ждет международная кочующая история, но она будет локализоваться под контекст. Мы продумали жизнь этой выставки на несколько лет вперед, а как она будет конкретизироваться уже определит художник.

Елена Ковылина. Эскиз к работе «Зеркало» для выставки «Артефакты и гаджеты Елены Ковылиной».

Если сейчас Елена работала с сюжетами русских сказок, то в арабской стране это превратится в «Тысячу и одна ночь», а в Германии в сказки Братьев Гримм – тут уже слово за художником. Но знаем уже, что в 2023 году капсульная выставка с элементами работ из московской экспозиции пройдет в Майями, где фонд открывает свое представительство. С Дмитрием Ханкиным мы сейчас обсуждаем совместный проект – хотим показать RECYCLE GROUP. То, что было в Манеже, а затем на Винзаводе мы планируем расширить и показать в Израиле.  

У фонда уже есть успешный пул международных проектов – так до пандемии были выставки с петербургским фотографом Валерием Кацубы в Китае и  Мексике. Расскажите о них поподробнее.

Сара Виниц: С его проектов, собственно, и начался фонд. Выставка состоялась в Мехико в Национальном музее Сан-Карлос, в котором замечательная коллекция европейского искусства XV-XIX веков. Мы сделали художественную интервенцию современного художника и фотографа на территорию классического музея. В качестве моделей на постаментах внутри постоянной экспозиции музея среди античных скульптур стояли мексиканские спортсмены по прыжкам в воду, когда фотограф делал свою работу.

Для Латинской Америки это было большим прорывом и новшеством. Художник жил в Мексике два месяца и снимал там, в Академии художеств, продолжение своей академической серии, начатой в Санкт-Петербурге. Потом –  уже во время пандемии — была выставка «Русский романтический реализм» в Шанхайском центр фотографии (SCoP)  совместно с галереей Anna Nova.

«Русский романтический реализм» в Шанхайском центр фотографии (SCoP)
совместно с галереей Anna Nova.

Из-за ограничений никто, включая самого художника, не смог полететь в Китай на открытие, но экспозиция, состоявшая из 38 работ благополучно добралась и все прошло очень успешно. Китайская публика очень тепло приняла работы Валерия, возможно, из-за того, что он поддерживает классическую традицию в российском искусстве, которая зародилась в советское время и переняла эти традиции классицизма. Наш следующий проект с Кацубой состоится на Кубе, и тоже станет продолжением академической серии.  

Работы из коллекции фонда: Валерий Кацуба из серии «Физкультура», «Композиция №1» Павел Зельдович, Олег Кулик скульптура «Павленский».

С  какими партнерами и институциями – музейными и не только – вы успешно взаимодействуете?  

Сара Виниц: Партнерство разнообразное. Галеристы – важные партнеры, и их появляется все больше. Для многих из них я была клиентом как коллекционер, а после создания фонда мы стали развивать партнерские проекты. На данный момент это и Triumph Gallery, JART, ILONA–K Artspace , ASKERI Gallery, ANNA NOVA. Если говорить о музеях, то мы работаем с музеем Garage и ГЭС-2, Пушкинским музеем, с Русским музеем и Эрмитажем. В таком сотрудничестве главный интерес для фонда – реализовать проект и сделать так, чтобы его увидело, как можно больше зрителей. А конкретное участие фонда всегда варьируется.

Я больше всего люблю matching – равное участие партнеров. Почему? Он дает ощущение, что это нужно не только тебе.

В Эрмитаже, к примеру, мы участвовали в выставке Чжань Хуаня. Это проект мы придумали, будучи в Венеции, с самим художником, его галеристкой Перл Лэм (Perl Lam Galleries). Я участвовала на начальное этапе и принимала некоторое финансовое участие. 

Работа Чжань Хуаня в Эрмитаже. 2020 год.
Photo: Pearl Lam Galleries

Мы часто участвуем в благотворительных аукционах других организаций. Например, я предоставляла работы резидентов фонда аукциону, который проводил фонд «Жизнь как чудо» Юлианы Виннер. Большая часть вырученных средств шла в фонд, но какая-то и в наш фонд, что нам очень ценно. Помимо сбора средств, о художниках — резидентах фонда узнает новая аудитория. Просветительские цели здесь не менее важны. Я смеюсь, что в иудаизме нет мессианства, а в современном искусстве есть. Тут я миссионер. Среди наших партнеров и региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». Ее глава Денис Роза, американка уже почти 30 лет живущая в России, консультирует наш проект в Музее декоративного искусства в части инклюзивной программы. Среди партнеров у нас даже есть отель «Индиго» в Санкт-Петербурге, который принимает наших художников и дает нам эксклюзивные условия, это нам очень помогает. 

Работаете ли вы с междисциплинарными проектами и если да, то какими?

Сара Виниц: Такие проекты появились у нас со временем по мере расширения круга художников, которые используют не только визуальные средства выражения – саунд артисты, музыканты, авторское кино. В таких проектах мы очень приветствуем коллаборацию с другими фондами. Вот, например, группа “Shortparis” — кто они? Для меня они художники. У них, кстати, сейчас продолжается международное турне в Европе, несмотря на то, что все говорят об отмене русской культуры. В этом проекте мы выступаем партнерами с Aksenov Foundation. 

Уже больше года вы поддерживаете «Художественный журнал» – флагман профессиональной российской арт-критики. Почему было важно продолжить это издание в экономически сложных условиях? Что ждет это издание в ближайшем будущем? 

Сара Виниц: Это единственное русскоязычное издание в мире по теории современного искусства и я, безусловно, в первую очередь многие годы его читатель. И, как читателю, мне было важно сохранить такую возможность. Основатель журнала и главный редактор Виктор Мизиано хотел не только сохранить существующую периодичность издания – 4 номера в год, но увеличить количество номеров, и вот в этом году мы, наконец, к этому приближаемся. Пять номеров выйдет точно, может быть успеем и шесть. Печатная версия останется неизменной – это издание для профессионалов, но, кроме того, будем развивать и онлайн версию с расширением целевой аудитории  журнала за счёт новых форматов в интернет-пространстве. Уже есть эксклюзивная лекция Дмитрия Гутова, и в работе еще одна. Планируется большое количество видео, мы уже 3 месяца в съемочном периоде. 

Этим просветительская миссия фонда не исчерпывается.  Какие еще издательские проекты в работе? 

Сара Виниц: Мы издаем альбомы художников, книги художников, сейчас готовим к изданию рассказы Валерия Кацубы, которые он пишет к своим произведениям, новую книгу Виктора Мизиано. Кроме того, сейчас редактируется книга «Азбука современного искусства от А до Я» , которую я написала с соавтором Рысей Передольской. 

Сегодня не самое легкое время для международных проектов. Планируете ли вы в ближайшее время проекты вне в России? И какова их география с учетом сложной геополитической ситуации? 

Сара Виниц: Если ты хочешь чего-то добиться, ты пробуешь, если не хочешь добиваться, то ищешь отговорки, почему сейчас не время или ссылаешься на отмену русской культуры. Лучшее средство против этого – подавать заявки галеристам на все престижные ярмарки, развивать новые регионы, в том числе в арабских странах, Южной Корее, Китае, Латинской Америке.

Что касается нашего фонда, то в 2023 году мы открываем штаб- квартиру фонда в Майями в бывшем особняке Игги Попа – он там жил и мы непременно повесим там табличку. У нас там есть представитель и партнер, собственно, нынешняя владелица этого особняка. Это будет совместный проект моего фонда и израильского фонда Art&Torah. Там разместится и постоянно действующая арт-резиденция для наших художников, и выставочное пространство, и помещение для charity dinners. Мы открываем арт-резиденцию в Санкт-Петербурге на Пушкинской 10. Вслед за Петром Белым мы хотим дать немного больше пространства для высказывания молодым художникам, и затем, надеюсь, в начале следующего года, откроем резиденцию и выставочное пространство в Афинах в районе Экзархия. Но мы не отказываемся и от стратегии «плавающих» арт-резиденций – идет, скажем биеннале в Венеции, мы снимаем дом для художников фонда. В октябре мы открываем лаунж Sarah Vinitz Foundation в Маре на время Art Basel в Париже, где будет представлена международная группа художников Instigators.

Если ли какие-то открытые программы и конкурсы? Можно ли подать заявку на получение гранта или поддержку какого-то проекта? 

Сара Виниц: Мы объявляем международный open call для художников, которые считают нужным высказаться в поддержку скорейшего урегулирования конфликта между Россией и Украиной. Я искренне надеюсь, что эта выставка откроется как можно скорее. Заявки уже можно отправлять на svf.grant@gmail.com

Что вам лично дает вовлеченность в культурный процесс? 

Сара Виниц: Чувство абсолютного счастья. Каждый день. 

Заглавное фото: Алексей Костромин, резидент SVF.

Больше новостей и мнений в нашем ТГ-канале: https://t.me/artandyouru