Третья Рижская биеннале, запланированная на август, была отменена из-за связей организаторов с Россией

Screenshot 2023-07-15 10.21.42

III Рижская международная биеннале современного искусства (RIBOCA3) должна была открыться 10 августа и закончиться в марте 2025 года. Изначально планируемую в 2022 году выставку перенесли на неопределенный срок из-за события 24 февраля, но теперь биеннале вовсе не состоится — по официальной версии, это решение связано с тем, что организаторы биеннале связаны с Россией.

Рижская международная биеннале современного искусства была основана в 2016 году. Несмотря на общий европейский вектор выставки, она фокусируется на региональных истории и культуре Риги и Прибалтики. Куратором RIBOCA1 в 2018 году выступили Катерина Грегос и Солвей Хельвег Овесен, а RIBOCA2 в 2020 году курировала Ребекка Ламарш-Вадель. На RIBOCA 3, проведение которой ожидалось с 15 июля по 2 октября 2022 года, в роли куратора предполагался Рене Блок. Также в программе были заявлены две российские художницы: Александра Паперно и Ольга Чернышева.

Основательница Рижской биеннале Агния Миргородская имеет русско-литовское происхождение. До недавнего времени выставка финансировалась средствами ее отца, российского рыболовного магната Геннадия Миргородского (занимает 46 место в рейтинге 50 россиян с наибольшими доходами от дивидендов 2023 года по версии Forbes — прим. Artandyou). Вопрос российского финансирования RIBOCA поднимался и ранее из-за непростой истории Латвии в период советской власти, которая подошла к концу в 1990 году. Начиная с февраля 2022 года Латвия, граничащая с Россией, приняла порядка шести тысяч украинских беженцев.

— Наследие членов нашего исполнительного совета, в котором, помимо литовцев и латышей есть также и русские, является слишком весомым фактором, чтобы не учитывать его, — говорится в заявлении организаторов.

Изначально темой RIBOCA 3 была заявлена «Упражнения в уважении», однако в 2022 году эта концепция была изменена на другую — «Слон в комнате». В выставке предполагалось участие 25 художников, идентифицирующих себя как женщин. Их работы представляли собой отклик на актуальные проблемы общества, произведения планировалось разместить на различных площадках по всей Риге.

— Мы были вынуждены столкнуться с трудной реальностью. То, что мы представляем, может быть неуместным в эти непростые времена, какими бы доброжелательными ни были наши намерения. Кроме того, в интересах нашей команды и благополучия артистов мы решили приостановить нашу работу, — добавили организаторы.

Оригинальный текст: ARTFORUM.COM

Перевод: Катерина Алабина

После разрыва отношений с Санкт-Петербургским музеем бывший Эрмитаж на Амстеле сменил название на H’ART Museum. Читать далее.