Бишкекская школа современного искусства: «Через искусство мы можем размышлять с критической позиции и создавать пространство для коллективного осмысления»


Канайым Кыдыралиева, Бермет Борубаева, Равшан Та Джинг и Диана Ухина про современное искусство в Кыргызстане, о коллективных художественных практиках и участии в documenta 15

IMG_5708

Бишкекская школа современного искусства(БиШСИ) впервые выступает в крупнейшем европейском смотре современного искусства documenta 15 c однодневной выставкой, куда вошли экспозиция журнала — каталога Аралаш, коллективный перформанс PORTAL BISHKEKASSEL – интерактивная инсталляция одновременно в двух географических точках – в музее Фридерицианум (Кассель) и в Национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева (Бишкек), презентация каталога-зина «Аралаш», посвященного экологическому фестивалю «Трэш-3: Экология + Искусства», прошедшему в 2021 году возле бишкекского мусорного полигона.

Gudskul Studi Kolektif.
Музей Фридрицианум. Кассель. 2022.
Фото: архив БиШСИ.

Самая крупная международная выставка современного искусства documenta 15 проходит в немецком Касселе до 25 сентября.  В этом году она занимает 32 городские площадки, а в общей сложности свои творческие проекты и идеи представляют полторы тысячи художников из разных стран— от Колумбии до Новой Зеландии. Единственная художница из России — Виктория Ломаско — ведет «графические репортажи» с разных площадок фестиваля. Кураторский состав и руководство меняется каждые 5 лет, правда в этом году уже после открытия выставки не обошлось без скандальной отставки: управляющий директор documenta Сабина Шорман покинула свой пост на фоне широкомасштабного расследования по поводу обвинений выставки в антисемитизме (напомним, что работу коллектива Taring Padi «Народное правосудие» из экспозиции убрали). И все же, несмотря на сложности, концепция этого масштабного смотра современного искусства остаётся  неизменной – показывать работы художников со всего мира и все  чаще на  documenta демонстрируются проекты творческих коллективов, а не только отдельных художников. Именно такой фокус на групповое творчество и взаимодействие сделала индонезийская арт-группа Ruangrupa, назначенная куратором выставки. Так что кураторство тоже групповое.

О том, как создавался проект БиШСИ, почему сегодня важна дискуссия о постсоветском самоопределении и как проекты БиШСИ оказались частью такого грандиозного события как documenta 15,  обозреватель Artanyou.ru Елена Рубинова обсудила с Канайым Кыдыралиевой, Равшаном Та Джингом, Бермет Борубаевой и Дианой Ухиной.

Современное искусство Кыргызстана
Экспозиция выставки La Tabebh
музей Фридерицианум, Кассель, 2022.
Фото: архив БиШСИ.
PORTAL BISHKEKASSEL_Бишкек, 2022.
Фото: архив БиШСИ.

О контексте и художественной стратегии БиШСИ

Современное искусство Кыргызстана —  это пестрая картина отдельных инициатив, параллельная мейнстриму? И есть ли в стране арт-рынок как таковой?

Равшан: Современное искусство Кыргызстана стоит неким особняком, если рассматривать его в рамках государственной культурной политики. И так как институционально современное искусство на государственном уровне практически никак не поддерживается, то, соответственно, все инициативы – будь то художественные объединения, творческие коллективы, кураторы или сами художники —  развиваются самостоятельно и независимо. Безусловно, порой бывают пересечения и довольно плодотворные. К примеру, наш коллектив довольно плотно сотрудничает с КНМИИ им. Г. Айтиева, где мы имеем возможность проводить как свои, так и совместные мероприятия. Из более «сложносочиненных» видов взаимодействий нельзя не отметить участие в этом году Кыргызстана в Венецианской биеннале, где по решению Министерства культуры КР страну представит иранский художник!  

Бермет: Чтобы современное искусство развивалось, необходимо вкладываться в художественное образование — у нас нет специализированных учебных программ, а тем более ВУЗов, где можно было учиться современному искусству и в дальнейшем работать на высоком международном уровне. Всё, что у нас есть на данный момент  — результат неформального обучения, такого как Школа Современного Искусства ArtEast и самообразования. В начале это играет большую роль, но если говорить про системный уровень, то он напрочь отсутствует. 

Равшан: С арт-рынком все тоже неоднозначно. Нельзя не упомянуть об интересной инициативе под названием «Художественный базар», родившейся в разгар пандемии. Это — онлайн площадка в  Facebook, объединившая художников, коллекционеров и просто тех, кто интересуется искусством, причем она охватывает все страны  Центральной Азии. Такая инициатива дает возможность продавать, покупать и обмениваться художественными работами напрямую. Я знаю нескольких  арт-дилеров, которые так или иначе могут представлять художников и их работы за пределами Кыргызстана, но вести речь о полноценном арт-рынке пока не приходится.

БиШСИ родилась как динамичное, самоорганизующееся художественное объединение, работающее и онлайн и оффлайн форматах. Кого объединяет Школа – это не только художники? 

Канайым: Это и дизайнеры, и архитекторы, и даже экономисты и политологи. Всего в коллективе 9 человек. В Кыргызстане нет специализированных вузов современного искусства, так что все мы пришли в  БиШСИ из разных областей, и художникам обычно приходится иметь дополнительный источник заработка. 

Диана: БиШСИ не строится по принципу школы, где есть учителя и те, кто обучается искусству. Мы — платформа, где все основано на взаимном обмене и на реализации проектов – выставок, фестивалей,  арт-экспедиций, семинаров, лекций, публикациях и так далее.

Участники БиШСИ в полном составе. Бишкек, 2022.
Фото: архив БиШСИ

Когда вы вместе с единомышленниками создавали БиШСИ были ли у вас какие-то российские или зарубежные модели арт-институций, которые вы брали за основу, а затем адаптировали?  


Канайым: Скорее нет. БиШСИ появилась как естественное продолжение нашей совместной работы. Мы, конечно, знали про петербургскую группу “Что делать” и другие коллективные художественные самоорганизации, но никогда не пытались брать их за основу, так как контексты совершенно разные. Наша ситуация во многом уникальная, поэтому такая коллективность органически сложилась, и она существует совершенно на иных принципах, чем работа многих других арт-институций.

Есть ли еще какие-то художественные инициативы в вашем поле? Вы взаимодействуете с ними, и если да, то с кем? Насколько это важно для «развертывания» культурного пространства?

Бермет: В Бишкеке много разных художественных инициатив и мы так или иначе с кем-то сотрудничаем, ведь наше арт-сообщество достаточно маленькое.  Две участницы БиШСИ — Диана Ухина и Алима Токмергенова —  являются частью другого творческого коллектива «Синергия» (Лаборатория СИ в прошлом), мы постоянно взаимодействуем и поддерживаем друг друга. Это две разные организации, у которых своя независимая деятельность, однако, она пересекается периодически, и некоторые проекты реализуются совместно. Для многих проектов мы объявляем open call, чтобы те, у кого есть прямой интерес по теме, могли работать с нами напрямую. Еще мы сотрудничаем со многими сообществами в Бишкек, кто может быть не связан напрямую с искусством, но наши темы могут пересекаться, особенно в сфере урбанистики и экологии. 

Презентация каталога-зина «Аралаш» про экологический фестиваль
«Трэш-3: Экология + Искусства»,

музей Фридерицианум, Кассель, 2022.
Фото: архив БиШСИ.

Бермет, вы довольно долго работали в сфере современного искусства в Москве и в Европе. Когда вы вернулись в Бишкек, что вы застали на ниве современного искусства? Какой ваш опыт оказался особенно ценным для развития художественного процесса в Бишкеке? 

Бермет: Я жила в Москве уже 7 лет и, честно говоря, не собиралась возвращаться. Но так получилось, и я этому очень рада. На каком-то этапе со-основательница арт группы «Синергия» пригласила меня на выставку «Смерть. Тоска. Любовь», которая потом, в контексте пандемии, стала пророческой. В тот приезд я увидела, что мой любимый и самый зеленый город Бишкек стоит на первом месте в мире по уровню загрязнения.  Мы начали проводить митинги в виде художественных акций #БишкекСмог и снимать документальный фильм. Тогда же разразился скандал, связанный с первой выставкой феминистического современного искусства Феминале. Ее пришли атаковать ультра-правые националисты во главе с министром культуры КР и потребовали убрать некоторые работы. Именно тогда  мы все почувствовали необходимость более глубокого ответа на такую реакцию. Совместно с основателями Школы ArtEast Гульнарой Касмалиевой и Муратбеком Джумалиевым и её выпускниками мы сделали новый набор в Школу Современного Искусства ArtEast и уже совместно с выпускниками этого набора учредили БиШСИ. Мой опыт последних 10 лет, когда я принимала участие в многочисленных международных проектах,  прекрасно работает и в нашем коллективе. 

Бермет Борубаева побеседовала с Каспаром Кёнигом (Kaspar König), когда он готовил ужин в рамках своего проекта «Научись помогать, чтобы курировать или, что люди делают за копейки или вообще без денег» на параллельной программе MANIFESTA 11. Читать далее.

За время существования БиШСИ многое, на ваш взгляд, удалось сделать? Какие практики и художественные стратегии оказались наиболее продуктивными и востребованными? 

Канайым: За менее чем два года существования БиШСИ, мы работали над множеством проектов: проводили онлайн и оффлайн встречи с художниками, занимались исследованиями и делились их методологией, организовывали выставки и арт-фестивали, участвовали в конференциях, ездили в арт-экспедицию, сотрудничали с коллективами из других стран и презентовали процесс нашей работы на documenta 15 в Касселе. 

Создание зинов стало важной практикой для БиШСИ. Мы продолжаем выпускать серию зинов Аралаш (с кыргызского «смесь», «мешанина») иногда это набор работ разных художников на  определенную тему, иногда каталог организованной выставки или события, иногда описание методологии нашей работы. Мы выбираем практики и стратегии исходя из необходимости, используем то, что поможет в конкретном проекте. А проекты бывают разные, их могут инициировать все участники БиШСИ. 

Обложка зина «Аралаш-5. Таласс. Искусство. Кино»,
дизайн: Сыйнат Джолдошева. 2021.

Изменились ли за последние несколько лет  среда в Бишкеке, отношение к искусству, трактовка политических вопросов? Как вы оцениваете деятельность БиШСИ в смысле обратной связи от общественной среды?  

Бермет: Так как меня не было в стране 7-8 лет, наверное, мне легче ответить на этот вопрос как бы со стороны. На мой взгляд, все стали более осознанно относиться к политическим вопросам, к вопросам искусства и в целом культуры, к вопросам экологии и своего места на карте. Если в 90-е и нулевые главным было выживание, то сейчас, когда базовые потребности как-то удовлетворены, очень многие люди добровольно участвуют в общественно-политической жизни, устраивают митинги, делают независимые расследования, снимают кино. Активная реакция общества на наши проекты действительно подчеркивает значимость проделанной работы. Я вижу, что многие уходят в кураторскую работу, создают свои творческие независимые инициативы и таких групп становиться всё больше, а проекты — более глубокими. Хотелось бы, чтобы современное искусство Кыргызстана продолжало развиваться, сохраняя свою независимость, но при этом получая необходимое количество ресурсов. 

Об экологии, фестивале TRASH 3 и международной кооперации

Исследование на Бишкекской свалке, 2021 год.
Фото: Дмитрия Лужанского

Экологический проект, который проходил осенью 2021 года, оказался очень актуальным не только для Кыргызстана, но и вышел далеко за пределы страны.  Вы его представляли в Чикаго, а теперь и в Касселе.  Почему экологическая тематика, достаточно популярная в contemporary art, особое значение для Кыргызстана – и в целом для ЦА

Бермет: Для нас фестиваль «TRASH 3- искусство + экология» — это не просто художественное исследование, а выражение той боли, с которой живут люди напротив Бишкекского мусорного полигона, а многие там и работают собирая бутылку и металл, чтобы как-то прокормиться . Вопросы экологии, действительно, актуальны для многих городов, и Бишкек не исключение – токсичная свалка, смог, загрязненные сельскохозяйственные земли. Всего в 20-минутах езды от города горит мусорная свалка площадью в 50 гектаров, распространяя свой едкий дым далеко за свои пределы.

Фото Бишкекского мусорного полигона.
Фото Искендера Алиева, 2021.

Мусорный полигон, также как автомобильные выхлопы и дома на угольном отоплении, вносит  свой вклад в загрязнение воздуха в Бишкеке, которым стало уже опасно дышать в последние годы. Чтобы привлечь внимание к проблеме мы делали акции #БишкекСмог, а документальный фильм, снятый совместно с Искендером Алиевым теперь можно посмотреть в свободном доступе http://bishkeksmog.info/. К сожалению, проблемы экологии — глобальная проблема и это не измениться пока сама система общественного устройства не измениться со смещением от хищнического капиталистического потребления к бережным экологическим практикам и политикам.

Современное искусство Кыргызстана
Трэш-Фестиваль-3: Экология + искусство, жил/массив «Алтын-Казык»,
Бишкек, 2021.
Фото Гульнары Касмалиевой.

Об идентичности и постколониальности

Если говорить о поле современного искусства в Кыргызстана, как выглядит сегодня дискуссия об идентичности и постсоветском самоопределении?

Бермет: Вопросы идентичности в поле современного искусства в Кыргызстане отражают в целом глобальную дискуссию о значении советского проекта и может представлять весь спектр мнений как от ностальгически-романтизированных и до крайне право-реакционных или прото-религиозных. Но эта дискуссия в искусстве важна, ведь как раз через него мы можем размышлять с критической позиции и создавать пространство для коллективного осмысления. 

Какое место занимают исследовательские проекты в области советского прошлого? 

Бермет: В Кыргызстане в последнее время появляются очень качественные исследовательские проекты в области советского прошлого, в частности, советского искусства. Наиболее значимым за последнее время считаю исследовательский проект коллектива Синергия «Я смотрю на тебя, ты смотришь на меня» и «Воздух, которым мы дышим». Многолетнее исследование художниц Советского Кыргызстана было представлено виртуально на сайте коллектива, а следующим шагом в Национальном музее им. Г. Айтиева, а также виртуально. В «главном» музее страны более представлены работы — 90 % из них художники. Советские художницы не уступали по своей значимости и работе, но до сих пор информацию о них исследовательницы собирали по крупицам, когда как о художниках-мужчинах выпущено столько публикаций и персональных альбомов и т.д. Этим как раз занимаются участницы БиШСИ и Синергии Диана и Алима.

Какова степень тождества между идеями постсоветскости и постколониальности? И почему они важны для осмысления советского опыта  на материале ЦА?

Бермет: Мы категорически не можем ставить знак равенства между постсоветскким и постколониальным. Конечно, в поле культурных проектов есть и те, кто пытаются приравнять эти понятия, но нам нужно различать идеологические грани и критически подходить к осмыслению советского прошлого, в частности Советской Киргизии. В XIX веке Северная часть Кыргызстана под угрозой других стран вошла в подданство Российской Империи, а южная была завоевана десятилетием позже. Вспыхнувшие революционные события отразились на колониях Российской империи и установившая власть советов провозглашала союз советских республик как отдельных политических субъектов. Это был для своего времени освободительный проект, когда неимущие классы впервые получили доступ к общему бесплатному образованию, была основана промышленность, появилась социальная  инфраструктура, развивалась наука, велась культурно-просветительская работа. Например, во время нашей экспедиции в Таласскую область мы провели архивное исследование, и в своей статье для зин-каталога АРАЛАШ “Талас. Искусство. Кино” я рассказала про сеть кинофикации Таласской области в 50-е и современное положение региона сейчас https://bishci.com/talas/. Также недавно на конференции PUTSPACE в Брюсселе представила исследование про экскурсионный троллейбус во Фрунзе (бывшее название столичного города Бишкек). 

Нашла уникальные архивные видео-документы о запуске троллейбусной сети и экскурсионного троллейбуса на которых экскурсовод рассказывает о городе для всех пассажиров. Мы очень выделяем значимость общественного транспорта в противовес частному транспорту и маршруткам, которые не дают теперь спокойно дышать, наш город взлетел в рейтинги городов с самым загрязненным воздухом. Поэтому мы работаем над выставкой в троллейбусе “Кийинки аялдама” (С кыргызского «Следующая остановка»), которая раскрывает наше отношение и привлекает внимание к проблеме. 

Какие у вас дальнейшие планы – ближайшие и долгосрочные? 

Канайым: Планируем продолжать работу с коллективами из Азии, с которыми начали работать в октябре 2021 в онлайн формате, а в июне 2022 встретились в Касселе. Нас объединила программа Gudskul Studi Kolektif. Благодаря ей мы стали первым коллективом из Кыргызстана на документе. Вместе с семью другими коллективами из 5 стран, мы стали коллективом коллективов La Tabebh и будем продолжать совместную работу. В сентябре мы будем участвовать в выставке Asian Art Archive в Гонконге и проведём Эко-фестиваль Треш-4 в Кыргызстане с приглашением американских художников через программу культурного обмена CEC ArtsLink.

БерметВ этом году мы стали частью сообщества городских урбанистов — UrbanHub Bishkek и 6 августа будем участвовать в Фестивале скамеек и они у нас участвуют в планируемом Трэш-фестивале-4 в октябре этого года. Приём заявок на участие в Фестивале на этот год открыт до 20 августа https://bishci.com/2022/07/25/open-call-trash-4/.  Это очень важно через искусство говорить про актуальные на сегодня вопросы и через подобные взаимодействия наш голос усиливается и мы получаем хороший симбиоз — благодаря нашему участию проблема проявляется в нестандартной форме, а мы получаем взамен профессиональную экспертизу по необходимым нам вопросам. 

Диана: Также  осенью этого года мы проведем выставку-процесс про повседневность и искусство, а к зиме выпустим гибридный каталог-архив про художниц Советского Кыргызстана. Это будут совместные проекты творческой мастерской «Синергия» и БиШСИ.