Как создать художественную самоорганизацию


Основатели галереи «Электрозавод» и студии «Тихая» поделились историями создания самоорганизованных арт-институций для поддержки и общения молодых художников

IMG_4156 (1)

В музее АРТ4 прошел артист-ток c основателем галереи «Электрозавод» Димой Филипповым и студии «Тихая» Артёмом Филатовым, где они поделились историями создания арт-институций для поддержки и общения молодых художников и поговорили о том, как эти площадки вступают в диалог с принципами работы российских институций.

Если «Электрозавод» – это романтическая идея, поставившая перед собой задачу расширить границы и стереть иерархические рамки, кочуя между пространствами и претерпевая постоянные изменения, то студия «Тихая» работает, как настоящая компания, она стабильна: здесь есть чёткий график и отчётность, приватность и прагматичность. В то же время, несмотря на свои существенные различия, обе самоорганизации главными своими инструментами считают диалог и взаимодействие. Отношения, которые завязываются внутри и снаружи, строятся на доверии и любви – это и отличает их от классических институций.

Дима Филиппов
Дима Филиппов

Дима Филиппов — художник, куратор и сооснователь галереи «Электрозавод» в Москве. Организовывает экспедиции в приграничные районы России, проводит там выставки и исследования. Основной своей задачей видит изучение роли человека в открытом пространстве.

1. «Наша стратегия – это жизнь после смерти, когда пространство сносят, а ты продолжаешь существовать, переселяясь из одного помещения в другое. За время своего существования галерея сменила место своего нахождения 3 раза».

2. «Электрозавод не только про сами выставки, он про общение: он стал семьей, в которую мы включаем новых участников».

3. «Пространство – соавтор того, что там происходит. Все площадки – это бывшие электрозаводы, или научно-исследовательские институты, это влияет на то, как строятся выставки внутри. Здесь всегда что-то происходит, галерея стала настоящей лабораторией для экспериментов художников».

4. «Структура то работает, то не работает. У нас нет плана, нет попечителей, нет меценатов. Галерея – это художественный проект, идея, к которой иногда приходят люди».

5. «Сегодня мы заинтересованы в том, чтобы показывать начинающих художников. В них спасение, потому что остальных не спасти».

Артем Филатов
Артем Филатов

Артём Филатов – художник, основатель студии «Тихая» в Нижнем Новгороде. Фокус внимания Артёма направлен преимущественно на взаимодействие с культурой и ландшафтом родного города. В 2015 году вместе с другими молодыми художниками (Александр Лавров, Лена Лисица, Антон Мороков, Андрей Оленев, Яков Хорев, Владимир Чернышёв, команда «ТОЙ») основал студию «Тихая».

Анна Нистратова. Стрит-арт в Нижнем Новгороде.

1. «Студия «Тихая» – это сообщество художников и их единомышленников, мастерская, которая переросла в настоящую институцию. Это тихое и хрупкое сообщество, очень уязвимое, потому что невозможно заниматься искусством, не находясь в дружеских отношениях. Все вопросы организации обсуждаются и решаются сообща».

2. «Существует только три вида искусства – это строительство мостов, прокладка канализации и бухгалтерский учёт. И третье из них – это самое главное. Под конец года я делаю финансовый отчёт перед художниками. Важно то, что я показываю настоящие цифры, и художники, при желании, могут мне возразить. Нужно проверять все ли мы на одном уровне и движемся в одну сторону».

3. «Чтобы не нарушить эту камерность и близость, мы придумали особый формат: есть художники-резиденты, которым полностью доступны все блага студии, а есть гостевые художники, которые так же пользуются студией, но не могут принимать участие в её организации. Гостевой художник может стать резидентом по истечении 12 месяцев».

4. «Наши двери закрыты, и единственный способ посетить студию – это записаться, или договориться об экскурсии. Любое посещение предполагает живое общение, и этот искусственный барьер создаётся для того, чтобы находиться с публикой в прямой коммуникации».

5. «Если исследователь или куратор приезжает в Нижний Новгород, он может спуститься в наше открытое хранение и поработать с архивом художников. Нам важно показать, что система искусства состоит из огромного количества невидимых ролей, которые, в том числе, проявляются в открытом хранении».

Материал подготовили:

Дарья Челпаченко и Лиза Мукасей