Никита Nomerz: в рисовании на улицах особая атмосфера


Стрит-арт художник из Нижнего Новгорода, чьи работы вошли в список "106 лучших стрит-арт объектов" 2011

Никита Номерз

Никита Nomerz российский стрит-арт художник, известный изображением лиц на заброшенных зданиях по всей России. живет в Нижнем Новгороде, который уже считается столицей российского стрит-арта. Но творческие проекты Никиты имеют внушительную географию – Красноярск, Иркутск, Екатеринбург, Пермь, Нижегородская область. Работы Никиты также вошли в список «106 лучших стрит-арт объектов за 2011» по версии сайта www.streetartutopia.com.

Как давно и почему ты решил заниматься стрит-артом, что тебя вдохновило на эту деятельность?

Никита Nomerz: Рисовать я любил всегда, а когда понял, что холстом может быть стена, мне показалось это интересным. Всё началось в школьные годы, сперва увлекся граффити в более классическом виде. Позже интересней стало делать, что-то стрит-артовое.  Сперва вдохновляло то, что иногда встречал на улицах, потом когда сам попробовал — еще больше вдохновил сам процесс.

Какие особенности (преимущества и недостатки) есть у стрит-арта по сравнению с другими видами искусства? Почему ты выбрал именно этот способ самовыражения?

Никита Nomerz:  В рисовании на улицах особая атмосфера, ты получаешь совсем другие ощущения, эмоции. Ты взаимодействуешь с окружающей средой и создаешь настоящий диалог с природой, работниками, которые красят или сносят стены, с другими художниками, с прохожими. Разве такое возможно в классическом изобразительном искусстве? Вы только представьте, картину выставленную в музее которую вдруг закрашивают, или что-то подрисовывают, или вдруг дождем ее размывает.  Может быть на улице все не так долговечно, но зато по-настоящему живо.

Ты прославился изображениями лиц на заброшенных зданиях, хотел ли ты этим что-то сказать обществу?

Никита Nomerz: Хотел сказать лишь то, что здания живы, что кроме нас самих много интересного вокруг и стоит почаще смотреть по сторонам. В основном рисую один, но иногда, конечно, кто-то помогает, к примеру башню в Перми (точнее селе Култаево) я делал с машиной с подъемной люлькой. Там бы я не справился один.

Никита Nomerz башня в селе Култаево
Рисунок на башне в селе Култаево

Зато, например, делая башню в Нижнем Новгороде, я не использовал специальное снаряжение, машины и т.д. Чтобы прорисовать верхние детали приходилось карабкаться внутрь башни, вылазить через окно и стоять на небольшом приступе. Так что это довольно опасно. С полицией бывали истории, но случаев не так много, да и серьезных проблем не было.

Никита Nomerz

Узнаваемость важна для любого художника, а для уличного вдвойне, но как не оказаться заключенным в рамках узнаваемых образов, не начать творить на потребу публике? Вообще, ты планируешь развиваться в том же направлении или будешь пробовать что-то новое?

Никита Nomerz: Вопрос с подвохом. Мне не кажется, что я делаю «работы по заявкам». Даже если бы никто не обратил на них внимание и всем было бы наплевать, я бы все равно делал их, потому что мне самому это интересно. Если эти работы, кому-то понравились я разве должен перестать делать подобное? Зачем, что бы не складывалось ощущения, что я делаю  на потребу публике?  
На самом деле я рисую и другие работы, и стараюсь создавать их разными сериями. И делать, только что-то одно — я не собираюсь. Просто так получилось, что серия «Живые стены» приглянулась людям больше. Мне тоже нравится, но есть и другие проекты, которые я буду делать и которые делаю параллельно. Конечно я буду пробовать, что то новое, но и продолжу развивать то, что уже есть.

совместная работа Никиты Nomerz и стрит-арт художников Skar, Chair, Kruchecek, Stop, When, Gone, Shahid.
Cовместная работа Никиты Nomerz и стрит-арт художников Skar, Chair, Kruchecek, Stop, When, Gone, Shahid.

Самое интересное в стрит-арте — это диалог с публикой. А про глаза на катушках, поразмыслить конечно хорошо, но скорей всего, кому то за них влетело и строителям пришлось их куда-то убрать.

Никита Nomerz
Катушки с глазами.

Уличное искусство достаточно разнообразно, кто-то делает рисунки, кто-то оставляет текстовые сообщения, кто-то бомбит шрифтовые тексты, можно ли разделять стрит-арт на жанры и каковы основные из них?

Никита Nomerz: Наверно можно все это, как-то разделить на стили, жанры и тд. Но я не люблю в этом копаться, мне кажется это не так важно, важней — сама работа.

А как бы ты определил, где проходит грань между вандализмом и уличным искусством?

Никита Nomerz: Эта грань, в основном, у представителей власти где-то проходит, а я стараюсь быть круглым. Мое понимание в этом деле очень расплывчато. Но допустим рисование на памятниках я конечно не приветствую.  Сейчас любое говно можно преподнести, как современное искусство. А вообще, опять же, не хочется во всех этих понятиях разбираться, пусть лучше искусствоведы решают, что искусство, а что нет. А я просто для себя решу, что мне интересно, а что кажется ерундой.

Ты хотел бы иметь возможность зарабатывать на жизнь своими работами или, напротив, уличное искусство только тогда и остается искренним пока не приносит денег? Какие есть компромиссные варианты заработка?

Никита Nomerz: Конкретно стрит-артом точно не заработать, тем более в нашей стране. Можно заниматься чем то очень близким к этой деятельности, но все же это будет не стрит арт в чистом виде. В любом случае нужно делать то, что действительно тебе близко, что тебе самому нравится и то, во что ты веришь.

Интервью: Катя Карцева.