Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Алексей Каллима: «Анархия индивидуализма — это возвращение каждому человеку понимания важности его существования»


Художник Алексей Каллима уединился в Краснодарском крае, но к нему также могут приехать другие единомышленники, чтобы создать свой мир и язык в искусстве.

photo_5434114325548759168_y

Российский художник Алексей Каллима последние 3 года живет в Аше, Большой Сочи. Этим летом он решил построить гостевой дом для художников и назвал это место Семироинна (по слогам имён членов семьи). Петр Быстров и Андрей Сергиев, товарищи Каллимы по Обществу Радек, стали первыми резидентами. О том, как возникала идея и как туда попасть Алексей рассказал Петру Быстрову для artandyou.

Этнический русский, рожденный в 1969 Чечне, Каллима наиболее известен акциями и сериями на тему стереотипного восприятия национальности. Один из немногих художников, касавшийся чеченской темы. В 1990-е он учился на отделении живописи Краснодарского художественного училища. В 1991-1994 преподавал в художественной школе в Грозном. После начала чеченской войны переехал в Москву, где в конце 1990-х сблизился с обществом Радек, которые выступали против коммерциализации искусства. 

Арт-Группе Общество Радек — 25 лет: вспоминаем ключевые акции.

Знаменитая акция Каллимы «Чеченцы на «Арт Москве»» была реализована в 2001 в ЦДХ. Переодетые в боевиков молодые люди, сидели на корточках, неуместностью своего облика и поведения, вызывая обоснованную тревогу посетителей выставки. В 2000-е экспериментировал с цифровыми технологиями, сформировав собственный эпос бородатых мужчин в костюмах адидас.

Чеченцы на «Арт Москве». 2001. Алексей Каллима
Чеченцы на «Арт Москве». 2001.
Алексей Каллима. Из серии «Чечня пост-рок». 2001.
Алексей Каллима. Из серии «Чечня пост-рок». 2001.

Позже вернулся к живописи, разработав свою узнаваемую манеру с монохромными цветами и с абстрактными элементами. Каллима стал первым лауреатом государственной премии «Инновация» 2006 года за работу «Челси — Терек», написанную чернилами, светящимися в ультрафиолете.  Участник Венецианской биеннале (1995, 2009), Московской биеннале, Европейской биеннале «Манифеста 10» в Санкт-Петербурге. Выставлялся в Третьяковской галерее (Москва, Россия), Русском музее (Санкт-Петербург, Россия), Лувре (Париж, Франция) и ряде других зарубежных музеев.

Алексей Каллима. «Женская сборная Чечни по прыжкам с парашютом» 2008–2010
Алексей Каллима. «Женская сборная Чечни по прыжкам с парашютом» 2008–2010

Петр Быстров: Алексей, вот уже три года ты живёшь в собственном доме и возделываешь кусок земли на благодатной почве Краснодарского края, в субтропиках. Этот этап связан с уходом от суеты московской жизни и, хотя твоя репутация крупного художника неоспорима, ты перестал быть завсегдатаем столичных тусовок и каждодневных вернисажей, а твоя знаменитая мастерская на Винзаводе теперь, в основном, пустует. Что ты выиграл, что приобрёл, уединившись в поместье, которое назвал Семироинна*?

А. К. В твоём вопросе уже много ответов. Я ушёл от тусовки, но, конечно, всё это гораздо глубже. Мне стало тесно и скучно в извращенной логике городской суеты, потребительского существования. С детства у меня было желание обрести место под солнцем и какую-то степень свободы. При этом был опыт: будучи студентом, я вдруг попал на творческую дачу в Горячем Ключе. Ещё сохранялись остатки советского, имперского отношения к культуре: функционировали какие-то дачи, куда по заявкам приезжали художники, через профсоюз можно было подать заявку и, если ты сделал пару выставок, имел право поехать и пожить вместе с другими художниками. Там практиковался обмен мнениями, была своя тусовка и общая кухня. Я тогда подумал — вот так и должны жить художники! Но потом всё это стало распадаться и вовсе исчезло.

Арт-резиденция Семироинна Алексея Каллимы, Краснодарский край
Арт-резиденция Семироинна Алексея Каллимы, Краснодарский край

П.Б. Поговорим об отшельничестве! Понятно, от чего ты хотел уйти, но что именно ты здесь нашёл? Ощущаешь ли себя в выигрыше, переселившись сюда, и в чём он состоит?

А.К. Мой выигрыш — в том, что я следую категорическому императиву, нравственному закону внутри меня. Считается, что я преуспевший художник, и кто-то думает: у Каллимы картины стоят бешеных денег. Это так и не так, и вместо того чтобы помогать каждому художнику из числа своих друзей, я решил дать удочку вместо рыбы. Эта резиденция — своего рода «удочка». Сюда может приехать творческий человек и обрести вдохновение, достоинство, после потерянного существования в городе, он вдруг может обрести море, солнце, простые вещи, которых достоин.

Алексей Каллима. Упавшее дерево. 160/315 см.
Алексей Каллима. Упавшее дерево. 160/315 см.

П. Б. То есть, эту резиденцию помимо того, что она является местом твоего постоянного пребывания, ты видишь как клуб единомышленников, современных делателей культуры, и для тебя не имеет принципиального значения мировоззрение и идейная направленность художника. Нужно, чтобы он был… хорошим человеком? Или чтоб ты его знал из прошлой жизни?

А. К. В первую очередь, желание самого резидента вовлечься в анархо-синдикалистский образ жизни. Это совершенно другой тип резиденции! У меня нет никакой коммерческой заинтересованности. Из того, что имею, нахожу, что я могу сделать хорошего для других. Возможность приехать и просто насладиться прекрасной жизнью – во имя вдохновения и какой-то осознанности.

Желание снова обрести понимание того, что мы можем сами по себе как-то организоваться.

Анархо-синдикалистский – именно в этом и смысл, что сюда едут не отдыхать. Приехал отдохнуть, отдал какую-то картину за своё пребывание – это какое-то потребительское отношение. Я против такого! И хочу, чтобы все это осознавали важность сосуществования – это еще одна попытка создать гармоническое общество.

П.Б. Как же попасть в лист резидентов на 26-й год? Существует ли форма заявки и ищешь ли ты какого-то партнёрства? Инвестиций, поддержки, коллаборации с какими-либо институциями? Это такой тип резиденции by invitation only, да?

А.К. Пока только личным обращением ко мне. Если у человека есть желание, вот как оно появилось у тебя, и ты приехал … У меня нет никаких критериев про участие в каком-то конкретном проекте. Художник не должен сделать работу «на тему», но просто приехать сюда, чтобы обогатиться, как и я обогатился бы за счёт нашего совместного существования.

П. Б. Первый объект, изготовленный тобой как бы в подтверждение своих намерений: флаг с надписью Анархия или смерть. Пока строители работали на самых первых порах, ты поехал в местный магазин тканей, купил отрез чёрного полотнища…

А.К. Это символизирует новый виток разочарования в государстве. Все граждане – и не только в России — вовлечены в какой-то навязанный цикл проблем. Поэтому анархия индивидуализма про возвращение каждому человеку понимания важности его существования. Этот жест, своего рода утопия — да, я вырвался в свое, как мне кажется, личное пространство, в джунгли, где я неприметен, и мне хотелось утвердить здесь принципы свободы в оторванности от болезненной логики и извращенного мировосприятия.


П.Б. Ты стоишь у основания нашего совместного, давно минувшего в историю проекта, самоорганизованной площадки художников галереи «Франция»*. В те годы мы мыслили путь художника не столько как программный отказ от сотрудничества с сильными партнерами, такими как частные фонды, государства и коммерческие галереи, сколько с верой в его самодостаточность. И организовались как индивиды в слиянии: будет несколько индивидов, и больше никто нам не нужен. Сегодня, спустя 25 лет, параллельно с устоявшейся сольной карьерой, тебя на новом витке завораживают перспективы резиденции на «принципе самоуправления». Чего по прошествии 25 лет от Франции, к формированию которой мы приложили усилия, что ты ждёшь по-настоящему?

А.К. Наверное, возвращения нашего опыта самоорганизации, утраченного после того, как все мы вросли в какие-то галереи и фонды, куда-то все рассосались и потеряли свою самодостаточность. У нас нет такого, чтобы художник куда-то приехал безалаберно жить, наслаждаться жизнью, получая свою долю удовольствия без всяких предзаданностей. Нет каких-то школ или направлений, которые бы полезно, по-доброму соревновались между собой, конкурировали, на основах этакого спортивного братства.

Давид Тер-Оганьян, Владис Шаповалов, Алексей Каллима, Алексей Булдаков, Пётр Быстров. 2002 г.
Давид Тер-Оганьян, Владис Шаповалов, Алексей Каллима, Алексей Булдаков, Пётр Быстров. 2002 г.

П. Б. Спрошу тебя как художника: в первый же вечер, как только я приехал, ты озвучил своё ожидание, предчувствие нового художественного языка. Ты сказал, что мы живем в ситуации слома, смешения прежних языков. Еще ты говорил, что у нас не осталось каких-то школ или направлений, которые бы полезно, по-доброму соревновались между собой, конкурировали, на основах, условно, этакого спортивного братства. Тем не менее, ты уверенно ждешь рождения нового языка.

А.К.: Я думаю, что это должно произойти по законам логики. Ведь если старый язык не работает, если он запрещен или уходит в подполье…

П. Б. Старый язык – это какой?

А.К. Свобода мыслей, когда можно было говорить о чём угодно. Не постмодернизм – балабольство обо всём, и ни о чём. Но когда свобода высказывания запрещена, происходит спрессовывание смыслов. Как, знаешь, некоторые писатели в тюрьме обретают свой язык, будучи лишены свободы, они при этом не лишены свободы мыслей. Я думаю, мы все находимся в таком состоянии, когда старое уже не работает, никому не интересно, оно и нам не интересно, абсолютно весь этот постмодернистский трёп скучен и надоел, а с другой стороны, нас ещё поджимает политика, нам диктуют условия, что о чём-то можно говорить, о чём-то нельзя. И нужно выбирать.

Я верю, что в скором времени придет осознание важности миссии художника в обществе и необходимости таких локаций, где творческие люди могли бы объединяться и делиться художественными наработками.

___________________


2-7 июля 2025 г.