Елена Демидова: "Медиапоэзия - подчинение технологий высказыванию поэта"

Елена Демидова

Елена Демидова — художник, перформер,  куратор проектов art&science в московском политехническогом университете (ПОЛИТЕХ), лаборатории новой коммуникации MEDIABODYMEDIA. Куратор «Лаборатории медиапоэзии» и московского фестиваля медиапоэзии, выставочного и образовательного проекта «Транскрипция шума». Автор и тьютор творческих и исследовательских лабораторий «Тело текста» о коммуникации, новых медиа и о перформансе. Исследует слово и тело, изучает вербальную, невербальную, мультисенсорную коммуникацию. Работает в сфере технологического искусства, медиа-арта, перформанса и скульптуры.

Что такое медиапоэзия? Это адаптированная под современные условия поэзия или это новая разновидность актуального искусства, наравне с видео, саунд артом, перформансом включающая текст?

Елена Демидова: Я прежде всего художник, и на мой взгляд, медиапоэзия – это направление в современном искусстве, когда в художественном произведении медиа средства и технологии неотделимы от поэтического высказывания, влияют друг на друга.

Новая поэзия ищет себя в медиа-арте, саунд-арте, сайнс-арте, в  генеративном искусстве и искусстве перформанса. Синтез становится основой поэтического эксперимента. Медиапоэзия рождается в момент подчинения технологий и новых медиа высказыванию современного поэта. Когда появление слов, текстов, поэтических образов происходит согласно новейшей структуре восприятия действительности, эта структура неоднозначна и явно отличается от прежней.

Для новой структуры характерно: клиповое сознание – мы воспринимаем очень быстро, долгие разъясняющие диалоги нам ни к чему, уже через пару минут мы готовы переключиться на новый объект информации. Невиданная ранее, легкость в получении информации, благодаря наличию таких доступных источников, как интернет, справочные, телевизионные информационные передачи и др. Восприятие и обработка данных происходит сразу из нескольких информационных потоков.

В чем на ваш взгляд актуальность медиапоэзии?

Елена Демидова:  Мы идем по улице, воспринимаем рекламу по радио из наушников, бегло просматриваем информацию на баннерах, отвечаем на звонок по телефону, параллельно отвечаем продавцу, выбирая журнал, и о чудо – читаем это архаичное средство передачи информации.

Мы имеем богатую визуальную и аудиальную картину мира, полученную благодаря телевидению, интернету, рекламным технологиям, даже у маленького ребенка в сознании запечатлено в несколько тысяч раз больше возможных визуальных образов, чем, скажем у современника Шекспира. При этом в нашем сознании идет поверхностная, а не глубокая обработка всей полученной информации.

Теперь редким случаем является изучение предмета в течении нескольких десятков лет, сегодня мы живем быстрее, это так же означает, что мы больше не углубляемся в интересующий вопрос. Существует еще множество аспектов, характеризующих новую структуру восприятия действительности. В выгодном ли положении сейчас человек, имея столько возможностей или он лишен таких простых вещей, как покой, сосредоточение, ценность знания, сказать сложно, и я не берусь это оценивать.

Но так или иначе поэзия времен Шекспира и поэзия наших дней – это не одно и тоже.

Чтобы проникнуть глубоко в сердце читателя-зрителя-воспринимателя, ей нужно овладеть всеми этими средствами, использовать сложную сеть взаимосвязей в сознании.

Какие новые навыки потребуются художникам, а какие поэтам?

Елена Демидова:  Поэтам — открыть свои глаза и уши, не ограничиваться  строфами-строками, пером и бумагой. В мире столько всего нового, все это можно использовать для развития скоего поэтического высказывания. В рабочую палитру современного поэта должны входить не только традиционные инструменты, но и все прочие технологии художника в широком смысле.

Художникам — искать небанальные связи с текстом, значением и прочими атрибутами «логоцентризма» .

Расскажите об опыте проведения фестиваля медиапоэзии с какими трудностями и с какими открытиями вы столкнулись в ходе работы над ним?

Елена Демидова: Мы обнаружили, что в России медиапоэзии не существует, точнее, не существовало до нашего фестиваля. При том, что в Европе — это направление отлично развито. Проводятся фестивали и выставки. Мы искали преподавателей для лаборатории — словно намывали золото, часто казалось, что жилы просто нет в том месте где мы его ищем.

Но были и большие удачи удачи. Мы сформировали уникальный состав  преподавателей из разных сфер искусств. медиа-художник и саунд-артисты Олег Макаров и Patrick K. H., Эльвира Жагун, режиссер Георг Жено, теоретик и практик перформанса Лиза Морозова, Андрей Андрианов поэты (Эдуард Кулемин, Роман Осьминкин, Анна Толкачева), художники направлений сайнс-арт и генератив-арт Сергей Катран и Александр Лысов,  уникальный математик, физик и поэт Татьяна Бонч-Осмоловская.  Вместе с этими уникальными людьми  мы сыграли в морской бой, и очертили границы жанра.

Нам пришлось осуществлять  перформативно-медийно-поэтический  экстренный курс, и он оказался обширнее, чем мы предполагали изначально.  И это было здорово, но такой информационный пласт требует большего времени  для усвоени. Для того, что бы новоявленные медиапоэты начали говорить на новом языке, должно пройти время. Так что  мы ждем, в течение года новых идей от наших участников.  А еще мы очень хотим дружить  с молодыми учеными, ведь многие наши медиа-поэты  ищут свое вдохновение в  научном искусстве, поэтому мы надеемся в будущем привлечь в наши ряды ученых — физиков, химиков, биологов,   что бы на стыке этих казалось бы полярных  направлений рождалось новое искусство.

Катя Карцева