Перформансист как куратор: Елена Ковылина открыла выставку "Цветы и Только"


С 27 апреля по 26 июня посетители экоцентра «Цветоводство» на ВДНХ смогут увидеть произведения российских художников, объединенных темой любви к цветам. Причем тут современное искусство?

d20767de-6db6-4b54-a4ef-ac2e6232b0b6

Выставка «Цветы и только» под кураторством Елены Ковылиной открылась в павильоне «Цветоводство» на ВДНХ. Это современное интерактивное пространство, где посетители могут ощутить всю многогранность мира растений. На выставке представлено более 300 работ на тему цветов от авторов со всей России, расположившихся среди клумб и интерактивных экспозиций.

А причем здесь современное искусство?

Выставка начала реализовываться в момент, когда Русский павильон объявил об отмене выставки наших художников на биеннале в Венеции, и как рассказывает куратор Елена Ковылина — это и стало интенцией к поиску альтернативных пространств и менее конфликтных тематик для современного искусства. Ведь ВДНХ по своей структуре отсылает к садам Джардини.

Мир искусства — всегда динамичный и непрерывный процесс. Когда прежние стратегии оказываются невозможными, на их месте обязательно возникнет новая жизнь. В данном случае, работы современных художников, переместившиеся в такое неожиданное для современного искусства пространство, как павильон «Цветоводство» на ВДНХ. Именно на ВДНХ в 1970-е годы проходили первые санкционированные выставки неофициальных художников. В 2022 круг замыкается, современное искусство и арт-тусовка приходят сюда вновь.

Павильон №29 «Цветоводство» был построен в 1969—1971 годах по проекту архитекторов Л. М. Мариновского, И. М. Виноградского, А. М. Рыдаева, Г. В. Астафьева, В. А. Никитина и Н. В. Богдановой в стиле советского модернизма.

Вместо привычных и ожидаемых для современного искусства и кураторского дискурса притязаний на критическую направленность и укоренненость в конфликтном социальном поле, выставка «Цветы и только» работает с самой нейтральной из всех возможных тем — темой цветов.

Куратор руководствуется принципом тотальной инсталляции, чтобы заполнить все пространство павильона цветами, которые представлены на выставке во всевозможных медиа — от академического рисунка, живописи, до арт-объектов современного искусства, фотографии и даже nft-art. Это не только наш ответ Венеции, но и своеобразная калька Flower Power, о чем гласят вязанные буквы Ольги Божко.

Цветы и только
Серия работ Зураба Церетели «Я садовником родился» и «Букеты Эмоций» Марины Звягинцевой

Пытаясь понять, в чем же высказывание, постепенно осознаешь, что выступая в роли куратора, Ковылина неизбежно воспроизводит проекцию некоторой части явления самой себя. По удивительному совпадению павильон — ровесник Елены Ковылиной, и здание и художник отмечают в этом году свое 50-летие. Выставка «Цветы и только» как перформативный эксперимент исследование, где в качестве сюжета и материала становятся работы, созданные другими художниками. Среди участников Зураб Церетели и Владимир Дубосарский, Марина Звягинцева и Люся Воронова, а также несколько сотен работ художников из разных регионов России, которые поступали по открытому конкурсу. Вместо того, чтобы выстраивать логические связи между работами, Ковылина принимает в себя весь их противоречивый характер, возводя в художественный принцип радикальное согласие. Своеобразная голгофа для художника, который по своей природе эгоцентричен, но вынужден мириться с сотнями работ других авторов.

Цветы и только
Вид экспозиции выставки «Цветы и только»

Единственный экспонат авторства самой Елены Ковылиной — Floramobile открывает выставку. Микроавтобус отечественной марки УАЗ, известный в народе как «буханка», расписанный цветами в технике аэрографии — явная отсылка к автобусам хиппи в 1960-е годы.

Цветы и только
Куратор проекта Елена Ковылина
Продюсер проекта Сара Винниц

Выходит, что выступая в роли куратора, Ковылина продолжает претворять в жизнь собственный художественный код. Как в своем другом перформансе «Морковь культурная», где площадкой для полемики была неготовность общества к восприятию высокой культуры, выставка «Цветы и только» становится институциональной критикой художественной системы. 

Несмотря на радикальное согласие, которым вроде бы руководствуется Ковылина, выставка все равно вскрывает противоречия, связанные в том числе с неравенством и несправедливостью арт-мира, где искусство как предмет роскоши для одних сосуществует с нуждой, завистью и непризнанностью других. Поскольку работы на выставке продаются, разброс цен наглядно констатирует эти крайности. В этом смысле проект отражает не только политические, но и социальные и экономические условия сущестования искусства в наши дни.