Как художницы переживают личные травмы и проблемы гендера через искусство


Переживая собственную травму, художник берет на себя всю человеческую боль. Помогая самому себе, помогает миру вокруг.

g1

Искусство всегда было средством выражения и отражения общественной реальности. Оно имеет невероятную способность влиять на наши мысли, эмоции и взгляды. Современные художницы рассказали про свои проекты, в которых поднимаются важные социальные темы.

Катя Бровкина Cube.Market

Мне очень важен разговор о женской телесности через работы, как способ принятия своего тела. Эту серию работ я делала, когда у меня разбилось сердце. Находясь в таком хрупком, подломанном состоянии, когда нет сил воспринимать себя и мир вокруг, я начала рисовать, чтобы прожить это через линии и пятна, преобразующиеся в визуальные образы.

Варвара Гранкова

Интерактивный проект — аккаунт @nenasilie (в запрещенной социальной сети на территории РФ), в котором художница публикует фотографии людей с нанесёнными на тело фразами, причинившими им боль, является своего рода дневником, фиксирующим одну острую грань современности — психологическое насилие, абьюз. Проект продолжил своё существование после закрытия выставки, на котором был представлен. Под хэштэгом #nenasilie сейчас есть более 400 фотографий, которые также являются частью интерактивного проекта, его логичным продолжением в виде флешмоба.

Farangiz Ra, резидентка девятого сезона Открытых студий Винзавода 

Инсталляция. Клетка, красные нити, внутри клетки страница из книги Согдиана «История Персии», на отрывке эпизод под названием «Нашествие». Эта работа многослойная по смыслам. Есть несколько смысловых ответвлений. Повествую об одной из них, которая родилась в моём глубоком детстве и материализовалась сейчас. Птица кеклик на востоке считается, особенной птицей, из-за невероятно красивого пения. Но эта птица поёт, только когда она в клетке, да ещё и накрыта тканью, которая закрывает весь свет. И вот, находясь в темноте, кеклик издаёт невероятно красивые звуки. Она плачет о свободе, о свете и солнце. Если убрать ткань, то птица перестаёт петь. 

Может ли в этой жизни быть что-то ценнее свободы?

Vivato Eka, резидентка девятого сезона Открытых студий Винзавода 

Летом 2021 я перенесла сложную гинекологическую операцию по удалению двух кист яичника. Странно иметь нечто чужеродное внутри себя. При этом нельзя назвать кисты чужеродными, они ведь сформированы твоим организмом. Почему организм сам порождает то, что может его убить или покалечить? Одна из кист была дермоидом — это твой «несостоявшийся» брат или сестра-близнец. Закладывается дермоидная киста яичника во время внутриутробного развития, во взрослом возрасте может проявить себя или нет. 

Содержимое такой кисты — жировая ткань, кости скелета, волосы, хрящи ушей, зубы. Я даже читала о случае, когда в полости дермоидной кисты был обнаружен полностью сформированный глаз. У меня были всего лишь волосы и жировая ткань. Всё это меня так поразило, что вылилось в серию фото.

Жения Кузьма, резидентка девятого сезона Открытых студий Винзавода 

В моей практике ткань как медиум занимает важное место — через неё я обращаюсь к теме традиций. То, что быстро подгружается в сознание при взгляде на текстиль — телесность и тема женского — тоже традиционный конструкт.

Так, в проекте «Хот(о)нот» я напрямую исследовала себя как женщину через создание условно утилитарных «булавочниц» — мягких текстильных объектов с вышивкой. Этот проект содержит перформативный слой — каждый день, едва проснувшись, я измеряла базальную температуру тела, так выявляется момент наступления овуляции; каждый день я вышивала некий условный образ левой рукой.

Я собирала себя как женщину. Вот моё тело, вот я навязчиво исследую его, вот я вышиваю, реализуя традиционно женское занятие, вот условные изображения, которые я создаю на розовой ткани, вот круглая форма изделия, вот я занята каждый день этой своей рутиной, вот превращение моей деятельности в утилитарные предметы. Каждый элемент собирает меня в женщину или каждый элемент воспринимается как указатель на женское лишь потому, что я художниЦА? Мне нужно создавать дополнительное напряжение, чтобы быть интересной, иначе я буду лишь украшательницей/украшением?

Выстроив розовые точки на графике температуры, мы видим, что овуляции не было. Так кто же я?

Французский философ Анри-Луи Бергсон говорил:  «Страшно умереть, но еще страшнее умереть не поняв, зачем ты был и что с тобой творилось». Даже когда художник приходит к неутешительным выводам — осознание трагедии, травмы и краха — становится опорой не только для него самого, но для всех нас. Екатерина Карцева, кандидат культурологии

Наталья Конюкова

Серия акварелей Натальи Конюковой по сути является дневником самонаблюдения художницы за своим телом в процессе лечения онкологического заболевания.
Созерцая свой телесный ландшафт, художница находит красоту даже в крайне непривлекательных моментах, которые происходили с ней.

Материал подготовлен Алиной Колосковой и Екатериной Карцевой.