Ключевые проекты арт-фем движения в России


Невозможно не замечать оживления и подъема феминистского движения, которое также нашло свое отражение в искусстве. Наиболее заметные и актуальные арт-фем проекты современной России читайте в нашем обзоре

index

Арт-феминизм (или феминистское искусство) — искусство, созданное сознательно в контексте феминистской теории искусства. Оно подчёркивает неравноправие в социальных и политических аспектах. Определение арт-феминизма неоднозначно. Основные противоречия отражены в вопросах: становится ли феминистским искусство, созданное приверженцами феминизма и может ли феминистское искусство быть создано тем, кто не разделяет феминистских взглядов?

В США арт-феминизм возник в конце 1960-х годов, вдохновившись студенческими протестами, движением за гражданские права и феминизмом второй волны. Критикуя институты, пропагандирующие сексизм и расизм, студенты, имеющие отличный от белого цвет кожи, и женщины стремились обличить и устранить неравенство. Художницы участвовали в протестах со своими произведениями искусства, организовывали сообщества и составляли реестры произведений, созданных женщинами.

В России арт-феминизм начинает активно развиваться лишь ближе к 2000-м гг. Но наибольший расцвет приходится на 2012-2013 гг, когда борьба феминисток за собственное место в российском искусстве сосредотачивается вокруг трех основных проблем: низкая ценность социальной конкретики в искусстве, запрет на политическое высказывание от лица женщины и гендерные иерархии в арт-сообществе.

Представленные проекты — как работы феминисток, так и тех, кто лишь изучает идеи нынешней волны феминизма, поддерживая различные аспекты данного движения. Так или иначе все эти люди борются за похожие идеи, движутся в одном направлении. Данные проекты являются самыми заметными на современной российской арт-сцене. Попробуем проследить, как развивалась идея и форма арт-феминизма в России с 1990-х годов до настоящего времени.

Музей женщины. 1997.

Арт-феминизм в России
Мальчик на шаре. Татьяна Антошина. 1996.

Серия фотографий по мотивам известных произведений искусства художницы Татьяны Антошиной («Олимпия» Мане, «Девочка на шаре» Пикассо, «А ты ревнуешь?» Гогена и др.), в которой мужские персонажи стали женскими и наоборот, перевернула с ног на голову гендерные роли: сильный пол стал слабым, а слабый – сильным. «Музей женщины» противопоставляется традиционному «музею мужчины», а именно, многочисленным изображениям женского тела во всех традиционных собраниях музеев. Проект принял участие в первой российской музейной выставке, посвященной гендерному искусству, «Искусство женского рода» в Третьяковской галерее. 

Феминистский карандаш. 2012-2015 гг.

Трафаретное граффити группы GANDHI на выставке «Феминистский карандаш-2»

Феминистская выставка графики и стрит-арта «Феминистский карандаш» (Кураторки Виктория Ломаско и Надежда Плунгян) переросла в серию выставок и целое движение. Одна из основных идей состояла в том, чтобы не бояться делать и демонстрировать «другое» искусство, не ориентируясь на тренды арт-сообщества. Благодаря серии выставок список российских художниц-феминисток и в целом феминистская повестка, были значительно обновлены.

Феминистская кухня. 2013 г.

Кукла спектакля «Пояс Афродиты». Александр Вилкин

«Феминистская кухня» – художественная платформа, организованная Оксаной Саркисян и Викторией Бегальской, и объединившая практики искусства и активизма, социокультурного исследования и теории.

Тема легализации проституции — центральная. Основным событием стал кукольный спектакль «Пояс Афродиты». Виктория Бегальская взяла интервью у секс-работниц и переработала их в сценарий почти документальной пьесы. «Пояс Афродиты» был номинирован на премию «Инновация-2014» в категории «Произведение визуального искусства».

Феминистская (art) критика. 2014 г.

Проект «Феминистская (арт) критика» (кураторки — Ирина Соломатина и Татьяна Щурко) представляет собой прежде всего выставку, в которую вошли художницы из 11 стран постсоветского пространства. Разнообразные вопросы – от критического взгляда на «женскую красоту» и проблем сексуальной объективации до осмысления противоречий сочетания различных женских ролей – объединила тема невидимого насилия, которое порой таится в безобидных, на первый взгляд, оборотах речи, визуальных образах и стратегиях коммуникации.

Фем-клаб. 2015 г.

Название «Фем-клуб» отсылает к легендарному Кибер-фем-клубу (Санкт-Петербург, 1990-2000-е годы). «Фем-клуб» — дискуссионная открытая площадка «для феминисток и феминистов» (инициатор – Международный фестиваль активитсткого искусства «МедиаУдар», кураторка – Татьяна Волкова). Задачей проекта является выявление актуальных феминистских вопросов и их общественное обсуждение. В клубе организуются искуссии, презентации, мастерские, кинопоказы, выставки, перформансы, общественные   акции, читательский клуб, которые регулярно проходят в «Электромузее», а также в рамках автономной секции Фестиваля активистского искусства «МедиаУдар», на выездных мероприятиях в Москве и на других площадках.

Фестиваль ФЕМART. Март 2020

Афиша фестиваля ФЕМART

ФЕМART – первое мероприятие, посвящённое современному женскому искусству Волгограда. Главная цель фестиваля – не только обратить внимание на вклад женщин-художников в историю мирового искусства, но и показать, что происходит в искусстве настоящего времени. В рамках фестиваля прошла выставка, была подготовлена программа из лекций, перфомансов и мастер-классов, которая позволила всем желающим познакомиться с различными художественными техниками, а узнать больше о феминистком искусстве мира и России, в частности.

Феминистские транслокальности & Арт. 2020-2021

арт-фем движение в России

Выставки «Феминистские Транслокальности» проходят с осени 2020 года. В своих работах художницы поднимают проблемы навязанных стандартов красоты, домогательств, сексуальной объективизации. Однако картины, рожденные из негативного опыта, по идее участниц должны учить противоположному — как не пасть духом, столкнувшись с несправедливостью, принять себя и обрести внутреннюю гармонию.

Онлайн Фестиваль феминистского письма в России. Март 2021

Первый в своем роде фестиваль (1-7 марта 2021) продолжится серией воркшопов при участии специалисток по гендерной теории, инклюзивной культуре, художественному переводу и театру.

Фестиваль направлен на развитие феминистского дискурса в российской литературе, искусстве и образовании. Цель — объединить фем-сообщества, создать новый язык для разговора о проблемах уязвимых групп в России, о равных правах, угнетении по гендерному признаку, а также нефаллологоцентричную форму письма.

Подробнее про арт-фем движение России также читайте в блоге о женском искусстве.