"Белая школа" - метафизический проект Екатерины Рожковой в усадьбе XVIII века


В усадьбе XVIII века под Калугой (музей-усадьба Полотняный Завод) открылась выставка, которую нельзя пропустить. Выставка будет идти все лето, но если не получится доехать, окунуться в атмосферу помогут фотографии соавтора проекта Ивана Бойко и рецензия Екатерины Карцевой.

DSCF7349

Современное искусство ушло далеко за рамки категорий красоты. Но Екатерина Рожкова не отвергает красоту и не боится ее. Какую тему бы она не поднимала в искусстве, это никогда не исключает эстетики и эстетизма. Космическое дыхание, присутствует в ее проектах, которые являя собой сложную игру с реальностью, отнюдь не являются рафинированными.

Екатерина Рожкова родилась в Москве в 1969. Окончила Московскую Среднюю художественную школу при институте им. Сурикова и ВГИК  (мастерская В. А. Богданова, постановочный факультет).Основные темы ее творчества — повседневность и конструирование памяти.

Печатная машинка, прохудившееся ведро, ситцевое платьице, оловянная тарелка — банальные вещи, но с душой —  вот привычные герои ее картин. Людей она пишет редко. Екатерина медитативно и с любовью воспроизводит объекты материального мира,  как свидетельства чьей-то жизненной истории или покинувшей нас эпохи.  Человек остается за кадром, но его присутствие ощущается. Эти вещи явно кому-то служили, может быть не одно поколение. Магия Екатерины Рожковой в том, что сквозь эту материю она вскрывает особые точки, позволяющие перемещаться в пространстве и времени. Ностальгия для нее проявляется не столько интересом к историческим деталям, сколько тонко улавливаемой эстетикой, стилем, атмосферой.  В этом она мастер.

Создать проект в усадьбе XVIII века? Наверное, сложно найти художника, который справился бы лучше. Дом с многовековой историей захватил художницу в плен. Произошла влюбленность.

Шикарный особняк под Калугой в стиле классицизма с лепниной и росписями, построенный на рубеже XVIII-XIX веков принадлежал семье Щепочкиных, там проводились балы и свадьбы. Неподалеку находилось поместье родственников жены Пушкина. В советское время здание отдали школе, которую местные называли «белой» за неизменно белый фасад. С 2007 здание закрыли на реконструкцию, и дети покинули его. Выставка «Белая школа» — последняя возможность увидеть здание в том виде, как оно есть сейчас. После начнется долгожданная реконструкция.

Выпускница ВГИКа Екатерина Рожкова принимается за работу как режиссер. Декорации имеются, необходимо выстроить планы, подобрать массовку. Рождается не вполне типичное для художника решение — серия детских портретов.

В советские годы в здании организовали школу, именно это помогло усадьбе сохраниться. Художник отдает дань хранителям дома, населив анфилады комнат детьми и их голосами. Зал за залом зрителю являются все новые детские образы  — в костюме робота, маске зайчика, балетной пачке.

Екатерина Рожкова обычно работает  карандашом, но для детских портретов выбрала темперу. Цветовое решение гармонично встраивается в такое самодостаточное и высококонтекстное пространство, не перекрикивая его.

В 1990-е Екатерина жила в Японии. Для японской культуры характерно отсутствие декоративных элементов и изысканных предметов, типичных для европейского интерьера. Струящиеся листы бумаги, приклеенные прямо на стены, напоминают традиционную японскую живопись и добавляют проекту легкости и завершенности.

Как музыкальную шкатулку художник заводит дом, пробуждая его духов. Визуальный ряд сопровождается саунд дизайном от Сергея Комарова. Голоса настигают зрителя и ведут сквозь свой лабиринт, концентрируя визуальное эхо, хранящееся в его стенах. Напряжение эстетического тянет на десять кубриковских сияний из десяти!

С заходом солнца тени становятся длиннее, скрипит под ногами паркет, в люстре с канделябром с чувством собственного достоинства горит одинокий подсвечник.

Реальность расщепляется сверхличными энергиями художника, который в этом проекте превращается в мага, позволяющего материи жить собственной жизнью.

В этот раз, это не тарелка и не старый телефон, а целый дом, одиноко и гордо стоящий у края дороги. 

В потребительской системе вещей, поглотившей современный мир, «обаяние трансцендентности уступает обаянию среды» — писал Жан Бодрийяр. Проект Екатерины Рожковой «Белая школа» — это эскапизм от мирского обратно к духовности, отрешенности, метафизичности. Прививка эстетического, в которой мир так нуждается.

Выставка проходит в рамках Фестиваля Современного Искусства Циолковский Фест при поддержке ИКЦ г. Калуга. В этом году темой фестиваля стала «Рефлексия». Куратор: Анна Сенатова.

Интервью с художницей Екатериной Рожковой. Читать далее.

nstitute Culturel Bernard Magrez — частный музей уличного искусства в Бордо, Франция, основанный винным магнатом Бернаром Мэгре.