Тема 56 биеннале звучит как «Все судьбы мира» («All the World Futures»). Куратор основного проекта Оквуи Энвезор прокомментировал свою концепцию следующим образом:
«В течение последних двух столетий радикальные пермены перехода от индустриального к постиндустриальному, от технологического к цифровому, от массовой миграции к массовой мобильности, экологические катастрофы и ужасы геноцида, хаос и обещания создали глубокую конву для самовыражения художников, писателей, режиссеров, исполнителей, композиторов, музыкантов и т.д. Эта ситуация не изменила и сегодня. В этой связи 56 Венецианская Биеннале предлагает «Все судьбы мира», проект посвященный свежей оценке взаимосвязи искусства и художников с текущим положением дел».
Инсталляция отсылает к катастрофе у берегов итальянского острова Лампедуза в 2013 году, гдет трижды терпели крушение судна с нелегальными беженцами из Сирии, которых обстреливала Ливийская береговая охрана. Инсталляция представляет собой бумажный кораблик, свернтуый из газеты с информацией о катастрофе.
Енвензор родился в Нигерии в 1963 году. В 1982 году эммигрировал в США. Читать далее.
Для реализации своей концепции в рамках основного проекта биеннале Энвезор выбрал 136 авторов в том числе из Гренады, Маврикия, Монголии, Республики Мозамбик, Сейшельских островов, Эквадора, Филиппин и Гватемалы. Среди русских художников куратор выбрал Ольгу Чернышеву и Наталью Першину-Якиманскую (Глюкля).
Ольга Чернышева (род.1962) совмещает в своем творчестве разные медиа от живописи и фотографии до видео-арта и инсталляций. Ее работы представлены в коллекциях Третьяковки и Русского музея, Нью-Йоркского МОМА Library и других значимых институциях хотя в России за пределами профессионального сообщества она мало известна. Возможно потому, что ее имя не связано ни с какими скандалами и она в основном работает с западными кураторами и галеристами. В своих работах как правило изучает геометрию социума, а также роль женщины. Окончила отделение художников кино ВГИКа в 1986 году и Государственную Академию в Амстердаме в 1995. Живет и работает в Москве и Амстердаме. В Венецианской биеннале участовать будет во второй раз.
Наталья Першина-Якиманская, псевдоним Глюкля (род. 1969) наиболее известна своими перформансами, инсталляциями и видео в рамках «Фабрики найденных одежд», главным героем которых фигурирует обычная одежда. Группа была создана в 1995 году в паре с Ольгой Егоровой (Цапля). С 2014 года Глюкля занимается ФНО в одиночку. А также сотрудничает с рабочей группой «Что делать».Основная тема в творчестве — исследование отношений между внутренним и внешним, частным и общественным, реальным и воображемым. Художница живет в Амстердаме. Сотрудничает с амстердамской галереей AKINCI, участвует в выставках в России (Эрмитаж, ММСИ, ГЦСИ) и по всему миру. Награждена наградой фонда Иосифа Бродского. Окончила Мухинскую Академию Искусства и Дизайна в Санкт-Петербурге. На 56 биеннале в Венеции представит свой проект «Gondola Pravda Tour».
В основной проект также вошли художник из Украины Николай Ридный и грузинка Теа Джорджадзе.
В Павильоне России, построенном в 1914 знаменитым архитектором Щусевым, разместится выставка одной из родоначальниц жанра «тотальных инсталляций» Ирины Наховой. Инсталляция называется «Зеленый павильон». Куратор павильона — искусствовед Маргарита Тупицына. Коммиссар павильона, как и в предыдущие годы, Стелла Кесаева, отличается своим вниманием к московскому концетуализму. На прошлой 55 биеннале в русском павильоне ей вместе с куратором Удо Киттельманом была представлена инсталляция художника-концептуалиста Захарова. Павильон 2013 года пользовался большой популярностью у гостей биеннале, во многом благодаря своей зрелищности. В этом году цвет павильона был изменен на зеленый.
Ирина Нахова (род.1955 ) — живописец, график, сегодня больше известная как мастер масштабных мультимедийных инсталляций, в которых используются движующиеся видео, свет, объекты, скульптуры и так далее. Одна из ее таких инсталляций «Без названия» стала лауреатом премии Кандинского 2013. Другая последняя масштабная инсталляция «Рай» проходила в конце 2014 года на Винзаводе. Но в первую очередь Нахова считается родоначальницей жанра «тотальных инсталляций» в лоне московского концептуализма. В 1975 году она перекрасила стены, мебель и предметы своей квартиры в черный цвет, что считается первой «тотальной инсталляцией». Окончила Московский полиграфический институт (1978).
Русские художники также будут представлены на биеннале в рамках специальной программы, курируемой Московским музеем современного искусства. Это AES+F и RECYCLE, в чем-то схожие в затрагиваемых темах арт-группы. Обе обращаются к достижениям разных эпох и цивилизаций повествуют о проблемах современного общества.
AES+F (существуют с 1987) — творческое объединение художников Татьяны Арзамасовой, Льва Евзовича, Евгения Святского и Владимира Фридкеса (с 1995). Одна из наиболее успешных и «западных» российских арт-групп работающих в жанре видео, фотографии, инсталляций. Основные темы, которые затрагивают мультимедийные инстялляции группы — информационное общество, глобализация, кризис современной цивилизации, новое средневековье. На Венецианской биенналле AES+F будут участвовать в третий раз и покажут масштабную видео-инсталляцию 001 Inverso Mundus с отсылками к средневековой гравюре. AES+F лауреаты Премии Кандинского 2012 и Премии Курехина 2012.
RECYCLE (существуют с 2008) — относительно молодая, но уже очень успешная арт-группа художников Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, известная своими масштабными инсталляциями созданными из того, о чем смогут судить о нашей цивилизации в далеком будущем, т.е. из тех отходов, которые всех нас переживут — резины, пластмассы, бетона и т.д., воплощающими образы основных достижений и ценностей классической и современной культуры. В своем проекте Conversion на 56 биеннале художники размышляют о довлеющей роли Интернета. Инсталляция представляет собой 14 барельефов, восемь скульптур и пять лайтбоксов. Conversion выставят в Церкви Святого Антонина. Андрей Блохин и Георгий Кузнецов родились в Краснодаре, выпускники Краснодарской художественно-промышленной академии. Лауреаты Премии Кандинского 2010.
Основной проект архитектурной Беннале «Основы» начнется 7 июня и пройдет до 23 ноября. Курировать ее будет нидерландский архитектор Рэм Колхас. Комиссар российского павильона Григорий Ревзин на 14-й Архитектурной биеннале в Венеции (14th Intl. Architecture Exhibition) отстранён от своих обязанностей решением Министра культуры РФ Владимира Мединского. Новым комиссаром стал ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Семён Михайловский.