Во имя небес. 4-я Иерусалимская биеннале современного еврейского искусства.


Несмотря на введение в Израиле военного положения в связи с обстрелами на границе с сектором Газа, в Иерусалиме успешно завершилась четвертая Иерусалимская биеннале современного еврейского искусства.

Несмотря на ввод в Израиле военного положения в связи с обстрелами на границе страны с Сектором газа, в Иерусалиме успешно завершилась четвертая Иерусалимская биеннале современного еврейского искусства.

Иерусалимская биеннале современного еврейского искусства была основана Рами Озери по аналогии с Берлинской и другими международными биеннале в 2013 году. С тех пор каждые два года Иерусалим становится площадкой для диалога современного искусства и еврейской культуры, художников и кураторов как из Израиля, так и из-за его пределов.  

В 4-й биеннале приняли участие двести профессиональных художников из пятнадцати стран, чьи работы были показаны на четырнадцати площадках по всему Иерусалиму, в том числе в знаменитом комплексе зданий Христианской ассоциации молодежи (YMCA), музее еврейского искусства Вольфсона в центре «Гейхал-Шломо», академии искусств «Бецалель», Центре наследия Менахема Бегина.

C момента создания Иерусалимская биеннале серьезно разрослась в масштабах. Если в первой биеннале принимали участие шестьдесят израильских художников, нацеленных проблематизировать, что такое современное еврейское искусство, правомерно ли выделять его в отдельную категорию. В 2019 году тема биеннале задалась поиском ответа на вопросы: «Что движет художниками в создании из работ?», «С какой целью?». Единственный верный ответ, который дает Иудаизм – это «Во имя небес» — тема, вынесенная в заглавие выставки.

«L’shaym Shamayim» относится к известным словам из первого письменного текста, содержащего в себе основополагающие религиозные предписания ортодоксального иудаизма Мишна 1924 г.  «Всякий спор, ведущийся во имя Небес в конце концов устоит; а ведущийся не во имя Небес в конце концов рухнет». Основатель Иерусалимской биеннале Рами Озери поясняет: «На Иерусалимской биеннале мы исследуем, что мотивирует нас, как художников. Один из возможных ответов – ради Небес – это метафора для ряда возможных интерпретаций, которые охватывают сами Небеса».

Проект Evolve, который художник Жан-Пьер Вейль создавал последние три года, представляет собой повествовательное путешествие, состоящее из ста небольших акварельных рисунков на бумаге. Каждая картина сопровождается кратким, запоминающимся текстом из одного или двух предложений. Это глубоко личное духовное путешествие формирует визуально-текстовый диалог, только с виду кажущийся простым. Вейль создает мост между письменным словом и силой живописи, обращаясь к свободе и к тому, как мы можем жить значимой жизнью в наше время. Работы относятся к трем историям библейской книге Бытия, которые Вейл считает центральными мотивами духовного путешествия: Адам в Эдемском саду, Каин и Авель, Жертвоприношение Исаака.

Проект Evolve, художник Жан-Пьер Вейль
Проект Evolve, художник Жан-Пьер Вейль

В проекте Ziara приняли участие девятнадцать художников из Марокко, предложивших новый взгляд на искусство этой страны. В их работах переплетается массовая и высокая культура, искусство и ремесло, еврейская и мусульманская традиции.

В 2011 году Королевство Марокко приняло новую конституцию. Впервые это суверенное мусульманское государство официально признало, что марокканская культура «питается и обогащается своими африканскими, андалузскими, еврейскими и средиземноморскими влияниями». Выставка прослеживает вклад Марокканского еврейства и древнееврейской культуры в современное марокканском искусство и моду.

На Еврейском фестивале уличного искусства, проходящем в рамках биеннале, еврейские уличные художники представят работы на еврейскую тему. Уличное искусство часто непостоянно, подвержено риску из-за погодных условий и строительства. Тем не менее, эти художники продолжают рисовать, потому что их миссия — привнести в мир цвет и свет. Они рисуют L’shaym Shamayim – во имя небес.

Jewish Street Art Festival

Сайт Иерусалимской биеннале современного еврейского искусства