“Пусть это будет один, но зритель”: как художники и кураторы продвигают современное искусство в Белгороде


Куратор-ка Софья Орешкина, и художница Анастасия Савицких про то, как развивается современное искусство в Белгороде

photo5323576431583802529

Региональная повестка становится мейнстримом культурной политики, что не снимает большого количества проблем с развитием современного искусства в регионах. Прежде всего это отсутствие инфраструктуры, институций, низкая покупательская способность населения и даже страх перед современным искусством. Продолжаем освещать ситуацию с современным искусством в российских регионах от лица представителей местных комьюнити. Екатерина Карцева побеседовала с Софьей Орешкиной кураторкой из Белгорода и Анастасией Савицких молодой художницей, уже успевшей осуществить несколько выставок в Москве, про то, как развивается современное искусство в Белгороде.

Софья, мы с тобой и Анастасией познакомились на фестивале “Белгород в цвету”, где я была куратором арт-программы. Мне было очень важно показать не только московских звезд, но и местных художников и ты, как куратор с белгородской стороны, мне очень помогла, хотя  если бы я не обратилась за советом к Никите Клену, куратору из Старого Оскола, найти вас было бы непросто. Поэтому прежде чем мы начнем говорить про первый ваш институциональный проект, расскажи какова предыстория современного искусства у вас в городе? 

Софья Орешкина: За последние два года, в Белгороде мы провели 8 проектов, связанных с современным искусством. Самая первая попытка была у Насти, выставка «Человек и он сам». Площадка была не самая удачная, и зритель практически не был погружен в процесс; второй проект, под моим кураторством — уличные выставки «Поэтика пространства». Мы гуляли по улице и что-то расклеивали. Были люди, которые просто обращали внимание на пару секунд, а когда «примеряли» первый постер из серии «психологический портрет муниципального зрителя» творческого объединения DZHART на стене старого здания в центре города, неожиданно в окне показалось пожилая женщина она уже стояла с телефоном, угрожая вызвать полицию. Вот и взаимодействие со зрителем.

Эти проекты, как попытка обратить на себя внимание, — момент зарождения современной арт-сцены Белгорода. 
Уличная выставка «Поэтика пространства»

Первая официальная публичная выставка прошла в сентябре 2021 года, в рамках арт-программы  фестиваля «Белгород в цвету», когда ты предложила нам небольшой выставочный павильон. Я была рада сотрудничеству! Буквально пару месяцев назад я не могла и рассчитывать на какое-либо помещение, придумывала у себя в голове разные способы, как выкрутиться,  от использования уличных закоулков для экспонирования разных инсталляций до белых стен в съемной квартире. 

искусство в белгороде
Выставочный павильон под кураторством Софьи Орешкиной
на фестивале «Белгород в цвету»

Меня сильно беспокоил вопрос о том, почему я — творческая единица не могу реализоваться в городе, в котором живу, поэтому после фестиваля «Белгород в цвету» я и А. Лукша (девичья фамилия Анастасии. прим. редакции) решили попробовать договориться с местными площадками:  МАУК «Октябрь» и ЦМИ (центр молодежных инициатив). В ЦМИ дали аж две площадки — большой выставочный зал, в январе 2022 года туда «перебрались» уже в большем масштабе уличные выставки о нашем городе «Поэтика пространства», и Арт-пространство, где мы с 1 марта 2022 года реализовываем проект по поддержке местных художников «Открытые мастерские» и там же сделали итоговую выставку. Думаю это только потому, что произошло, хоть и небольшое, но объединение.

искусство в белгороде
«Поэтика пространства» в ЦМИ

Анастасия Савицких: У нас в городе есть достойные государственные институции, хорошо выполняющие возложенные на них функции, это Художественный Музей, выставочный зал Союза Художников — “Родина”, музей-мастерская им. Косенкова. К сожалению они зачастую не подходят для экспонирования объектов современного искусства. Но именно там можно было увидеть первые эксперименты местных живописцев. Поэтому, говоря о предыстории современного искусства в городе будет уместнее опираться на художников с ярко-выраженным личным брендом. К примеру, Олег Булавин или Сергей Бастаджян, показавшие что изобразительное искусство может быть отличным от союзовского. Но состоявшиеся художники, как правило, самодостаточны. А начинающий перформер в своих поисках у нас в городе зачастую упирается в пустоту или даже стену.

Сейчас наши проекты с Соней направлены именно на объединение деятелей современного искусства и фиксацию самого процесса. Я сама родом из Норильска. В Белгороде проходило моё обучение и первичное становление. Я полюбила этот город и мне хотелось бы развиваться в нём, налаживая горизонтальные связи. С Никитой Клёном я познакомилась случайно на выставке в музее Гараж. И я благодарна ему за сводничество. Старому Осколу очень повезло с Никитой. Он один из первых и самых действенных кураторов у нас в области.

Следующим после фестиваля «Белгород в цвету» знаковым для вас проектом стала выставка-пьеса «Зелёный день Х. on/off (надо выбрать)»расскажи, как на нее реагировали зрители? 

Софья Орешкина:  Выставка-пьеса прошла в рамках «ЭКО-фест(а)» в МАУК «Октябрь». Нам удалось погрузить зрителя в особенную атмосферу — написали музыку, пригласили поэтов, видео-арт транслировался в большом масштабе, и все это в темноте при красном свете. У зрителя был культурный шок, самый частые отзывы: «Я такое видела только в музее «Гараж»», «Это как минимум необычно для Белгорода», «Я никогда не понимала выставок современного искусства, но это…здесь каждая деталь наполнена смыслом!» и т.д. 

искусство в белгороде
Выставка-пьеса «Зелёный день Х. on/off (надо выбрать)» в рамках «ЭКО-фест(а)» в МАУК «Октябрь»

Конечно, все на стадии формирования, арт-критики мы не получили, но теперь знаем, где совершили ошибки в монтаже и организации, а где самые удачные места и самое главное, какой зритель наш. Здесь люди давно «законсервировались», им нужен глоток свежего воздуха, их нужно удивлять и самыми необычными способами преподносить насущные проблемы, для их полного осознания.

Вообще удивительно, как современное искусство пробивает себе дорогу, вопреки отсутствию институций, зрителя, не говорю о рынке. Каково это функционировать в рамках закрытого комьюнити, не имея толком ни площадок, ни зрителя, ни вменяемых критиков для рефлексии?

Софья Орешкина:  Я убеждена в том, что это из-за отсутствия элементарного вкуса и образования у большей части, причём, не только жителей Белгорода, но и местной власти, и опять же страх перед белыми стенами, полупустыми помещениями, не заполненными до самого потолка полками с бесполезными и бессмысленными вещами, страх перед «чистой» архитектурой зданий, ее непременно пытаются закрасить/зарисовать, тем самым навязывают визуальный шум. Люди заполняют внутреннюю пустоту, обставляя «цацками» свои квартиры, и всю свою жизнь. 

К сожалению, переубедишь не всех, а то и вовсе прислушаются только единицы, они же исследователи, на них то мы и рассчитываем. Пусть это будет один, но зритель. Путь долгий и сложный, надо заполнять пробелы, рассказывать о современном искусстве и новых существующих медиумах бесплатно. Тогда есть шанс, что к тебе прислушаются, там и институции появятся, и арт-рынок сформируется.

Наша главная цель — это формирование творческого и устойчивого комьюнити, ориентированного на созидание, популяризацию и развитие современного искусства Белгорода и всей области в целом.

Анастасия, мы с тобой уже успели поработать вместе над московской выставкой. Мне кажется это было для нас обеих интересное сотрудничество. Расскажи, в каком направлении все же ты ощущаешь больше перспективы в Москве или в Белгороде? И как ты видишь развитие своей карьеры между двумя этими городами?

Анастасия Савицких: Да, благодарю, опыт был бесценный! В Москве больше перспектив. Там находятся галереи, подготовленные зрители, искушенные кураторы, там арт-рынок. Если говорить о профессиональном росте, то однозначно нужно стремиться туда, где уровень выше. Я слежу за Open call’ами, отправляю заявки, и видеть свои работы в стенах московских галерей считаю шагами вперёд. Но Белгород для меня настолько хорош для жизни и души, что я его не покину. Думаю, только здесь, дома, я могу создавать наполненные жизнью объекты и картины. В Белгороде активных художников не так уж и много, особенно если сравнить с Москвой. Здесь одновременно сложно и приятно быть частью только развивающейся сферы современного искусства. Буду продолжать развиваться в Москве и делиться опытом в Белгороде.

Арт-рынок России: пессимистичный и оптимистичный прогнозы. Читать далее.



Персональная выставка Анастасии Лукша «Трогательная тщетность». Куратор: Екатерина Карцева. Галерея Ходынка.

Наблюдая за вашей деятельностью, я понимаю, что творческие люди в Белгороде объединяются не по принципу направления в искусстве, а кросс-жанрово в силу общности взглядов и ресурсных возможностей. Я знаю, что вы с мужем объединяете аудитории поэзии и современного искусства. Насколько вы довольны результатом?

Анастасия Савицких: Я — художник. Мой муж, Александр Савицких — поэт и организатор поэтических вечеров. Ещё до знакомства со мной он успешно проводил мероприятия, где соприкасаются поэзия и живопись. На вечерах “Поэтейшен” художник рисовал портреты поэтов-классиков. И тогда Саша начал проводить первый, а на сегодняшний день единственный аукцион картин в Белгороде. Портреты, созданные в течении поэтического вечера, уходят с молотка иногда за приличные деньги. Возможно в будущем нам удастся создать качественный аукцион современного искусства.

Как организовать и провести аукцион искусства? Читать далее

Саша умеет вносить ясность в хаос. Сейчас мы объединили усилия: я помогаю ему с поиском художников, использую его цитаты в своих работах, а он собирает поэтов на вернисажи, пишет экспликации к проектам, участвует в записи саунд-артов. Современное искусство включает в себя поэзию и наши аудитории тесно связаны богемным мироощущением. Возможно они сами, что-то творят или вытворяют. В промежуточных этапах результатом мы скорее довольны, но до финала ещё далеко. Наш город находится в стадии отборочных этапов.

Елена Демидова: «Медиапоэзия — подчинение технологий высказыванию поэта». Читать далее.

Как любит говорить мой муж: “чем хуже положение в городе, тем больше перспектив развития”.

Перед началом «спецоперации», казалось вот-вот все изменится. Фонд «Искусство, наука и спорт» вместе с музеем Гараж  при поддержке губернатора собирались запускать программу арт-резиденций?

Софья Орешкина:  Да, это действительно большой прорыв, речь идет даже о создании ЦСИ (центра современного искусства) в Старом Осколе! И думаю это произошло только благодаря огромному потенциалу и творческой инициативе Никиты Клена и всем, кто ему помогал в создании и реализации проектов в сфере современного искусства. Анастасия Савицких пыталась продвинуть этот проект и в нашем городе через управление культуры. Однако в Белгороде не посчитали нужным, открытие ЦСИ, ссылались, в итоге, на разные причины. Возможно, что им не хватало как раз фактических доказательств, что мы что-то делаем. Я не знаю как они реализуют формат арт-резиденций в нашем городе. Достаточно ли опыта и компетенций у кадров, трудящихся в сфере культуры в Белгороде и области? Не думаю. Будут ли развиваться горизонтальные связи? Вопросов очень много, может мы вскоре получим на них ответы.

Анастасия Савицких: Мы максимально открыты к положительным изменениям в сфере культуры в нашем регионе. Когда я обращалась в Управление Культуры с идеей создания ЦСИ в Белгороде, единственное, что нам смогли предложить, это пространства в Домах Культуры и библиотеках. Что в принципе не мало, в городе есть обновленные учреждения. Большое спасибо Культурному центру “Октябрь” и Центру Молодежных Инициатив за предоставление помещений и оборудования. Но нужно понимать, что нам в Белгороде не хватает стен, специализированных центров и кадров — важного звена в развитии и фиксации современного искусства.  Наличие ЦСИ будет большим шагом вперед. А пока, своими силами мы создаём предпосылки для его открытия.

Существует ли в вашем городе и области, какая-то своя локальная история в современном искусстве или вы с художниками чувствуете себя в духе всех зарубежных тенденций в искусстве? 

Софья Орешкина:  Мне кажется, что Белгород застрял в эпохе постмодерна, его поглотила целиком и полностью массовая культура, не имеющая центра, разума и логического мышления. Город полон противоречий, начиная от безвкусно отреставрированного исторического фонда, которого со времён ВОВ осталось критически мало, заканчивая бессмысленными псевдомуралами, уродливыми рекламными щитами и вывесками и многоэтажками из стекла и картона. Старый Оскол, к примеру, отчасти более прогрессивен в этом плане.

И в самом начале своего пути выявила самые острые проблемы нашего города, одна из них — это отсутствие сплоченности между людьми, творческими деятелями. Ещё это страх изменений и убежденность в том, что в этом городе никому и ничего не нужно и не интересно. Считаю, что это абсолютно ошибочное мнение. Я провела всего, на данный момент, 8 публичных выставок , одна из них моя персоналка «Это я» в пространстве МАУК «Октябрь», и это уже успех! Больше года продвигаю технику коллажа, провожу бесплатные мастер-классы для студентов и детей, люди заинтересованы. Мы выходим из под подполья, разрушая стереотипы! 

Персональная выставка Софьи Орешкиной «Это я» в пространстве МАУК «Октябрь»

Так как все развивается в одном направлении, а только зародившийся совриск вступает в эпоху новой искренности и постиронии — мы испытываем сложности и недопонимания. Но все таки, что художники и деятели искусств мысленно живут вне пространства и времени — спорное суждение, ведь мы одновременно являемся также и частью человеческой расы, которая имеет физические и психологические потребности, а созидает, рефлексируя.