Дмитрий Сироткин: «Для меня это проект о личном космосе»


Художник рассказал Елене Рубиновой про идею «космического проекта», искусство фотографии в цифровую эпоху, работу в Эрмитаже и о том, как меняет оптику фотографа многолетний контакт с классическим искусством.

Дмитрий Сироткин

9 апреля новую выставку Дмитрия Сироткина ULTIMUM ASTRUM (лат. – самая далекая звезда) представит петербургская Evdokimov Gallery. Экспозиция, открывающаяся в Санкт- Петербурге в пространстве «Севкабель Порт» ко Дню космонавтики, представляет собой тотальную инсталляцию: фотографии, ассамбляжи и видео работы художника объединены темой космоса – внутреннего и внешнего.

Дмитрий Сироткин – российский фотограф, художник и книжный дизайнер. Живет и работает в Санкт-Петербурге. С 2013 года художник-фотограф Государственного Эрмитажа.Член Союза художников России (с 2000 года). Является постоянным участником международных книжных и художественных ярмарок. Произведения находятся в коллекции Московского Дома Фотографии, Музее Клингшпора (Германия), Баварской государственной  библиотеки (Мюнхен), Эрмитаже (Санкт-Петербург) и различных частных собраниях.

Севкабель Порт. Фото: Григорий Соколинский
Николай Евдокимов — основатель Nikolay Evdokimov Gallery

Nikolay Evdokimov Gallery – молодая галерея из Санкт-Петербурга, основанная в 2020 году Николаем Евдокимовым, бывшим со-куратором и техническим директором галереи Anna Nova. На его счету – более 100 выставок и ярмарок, в том числе множество международных. В настоящее время в галерее, работающей в формате салона и pop-up выставок, представлены около 30 художников от супер звезд до самых молодых:  Александра Гарт, Олег Котельников, Инал Савченков, Ирена Куксенайте, Кирилл Макаров, Никита Панин, Кирилл Акулиничев, Руслан Ермолаев, Игорь Скалецкий, Анфисэ Чумарова, Илья Бугаев, Даниил Казанцев и многие другие. По предварительной договоренности в галерее проходят экскурсии и встречи с коллекционерами.

Елена Рубинова: Как вы сами себя определяете диапазон вашей художественной практики? Какие это были жанры и в какие периоды? 

Дмитрий Сироткин: В начале 90-х годов, я занимался живописью и коллажами, но круг моих друзей составляли в основном фотографы. Именно они дали мне камеру, зарядили в нее пленку, и я вышел на свою первую съемку. Было это в 1996 году. Начинал я, как и многие, со стрит фотографии, но довольно быстро понял, что мне было тесно для реализации своих тогдашних поисков, и я пришел к концептуальному искусству, но через фотографию. Был долгий период, связанный с архитектурой и городским контекстом. Например, когда какое-то время я жил на Васильевском острове, и мой путь частенько пролегал через Смоленское кладбище, родилась серия на тему кладбищенских цветов. Не уверен, можно назвать это стрит фотографией, скорее городской пейзаж. А потом я ушел в студийную съемку, и одним из первых стал проект, в котором я снимал стилизованный старинный натюрморт с элементами декораций. Переключения внутри фотографии происходили много раз – на каком-то этапе стал заниматься фотоальбомами – такой сторителлинг в виде книг со своими текстами. Занимался долгое время только этим. А вскоре меня пригласили в Эрмитаж. Оказалось, что это начало нового важного этапа. 

Дмитрий Сироткин фото
Мечта. Санкт- Петербург. 1999 г. 

Если говорить о локальном петербургском контексте, то насколько это для вас важно и как это отражается в творчестве? Что сообщает Петербург из того, чего нет в других городах, возможно, не менее прекрасных? 

Конечно, влияет. Не может не влиять, особенно такой город как Петербург. Архитектура, безусловно, сообщает тебе многое – я это чувствую во всех европейских городах, где бывал и снимал. В Петербурге история транслируется совершенно по-разному и бесконечно далека от официальной, она погружена в оригинальную, мало с чем сравнимую атмосферу. Я вырос на окраине, на Гражданском проспекте. Это был советский модернизм – новостройки, определенная архитектура и определенная эстетика, и когда я уже в осознанном возрасте, в 90-х годах начал жить в центре города, только тогда по-настоящему началось мое узнавание Петербурга. Именно тогда я познакомился с кругом художников «Новой академии», и они в какой-то степени повлияли на меня. Тогда же впервые участвовал во 2-ой Фотобиннале с фотографиями городских сюжетов и персонажей Санкт-Петербурга. 

Новая академия Тимура Новикова. Читать далее.

Дмитрий Сироткин фото
Гладиатор. Павловск. 2005г.

Что вам как профессионалу дает в творческом плане многолетняя работа в Эрмитаже в смысле взаимодействия с самыми разными объектами материальной культуры разных эпох? Как это меняет оптику и видение?  

Большую часть времени в течение последних семи лет я провожу в музее и, конечно, плотное соприкосновение с классическим искусством свое воздействие оказывает. В первые три года работы в Эрмитаже я очень увлекся предметной фотографией. Например, одним из первых проектов была съемка буддийской бронзовой скульптуры – это больше 400 предметов. Я шутил, что фактически на коленях вымаливал прощение перед каждым изваянием. Потом я сделал свой фотопроект с портретами римской скульптуры. Но на каком-то этапе, когда ты все больше и больше снимаешь музейные и коллекционные вещи, наступает перенасыщение и тебе хочется оттуда вынырнуть, чтобы заняться чем-то еще и искать свои какие-то пути и решать свои творческие задачи. Именно так, кстати, родилась и идея нынешнего проекта.

Дмитрий Сироткин фото
«Диалоги», авторская книга. 2020 г.

Расскажите, как это произошло. Долго зрела или родилась спонтанно?

Скорее спонтанно. Несколько лет назад здание Биржи, которое находится на Стрелке Васильевского острова, передали Эрмитажу. Я должен был провести там репортажную съемку, когда Михаил Пиотровский ходил по объекту со строителями и смотрел, что сделано за какой то промежуток времени. Здание Биржи стояло уже пустым и заброшенным, и, сделав съемку, я пошел погулять по этому зданию – пустынные комнаты с розетками, и хотя там не было следов зажженных спичек, но я вспомнил свою юность и что-то сработало. Стало таким импульсом. Потом я еще не раз туда возвращался. А потом проект расширился …

Если коротко, как вы сами сформулируете, о чем этот проект и какому зрителю он адресован? 
Для меня это проект о личном космосе.  Когда я его задумал, то адресовал его прежде всего своим сверстникам. Интересно, что в процессе подготовки выставки, я выяснил, что тема «спичек» уже была заявлена у художников моего поколения. Как минимум, есть уже два высказывания на эту тему, что не удивительно – наша память наполнена моментами прошлого, которое мы все переживали. Поэтому так или иначе на арт сцене появляются похожие высказывания вся визуальная культура построена на цитировании. Вообще, можно считать, что мы были пионерами стрит-арта своего поколения – стрит-арта советского образца 1980-х годов. У нас были свои кумиры, свои маркеры – баллонов с краской еще не придумали, во всяком  случае в СССР. Появились первые прибалтийские скейтборды, мы шлялись по заброшенным стройкам и зданиям. Розетки, которые сейчас переместились на мои фотографии, я увидел и запомнил как раз тогда… Сегодняшнему поколению – а моему сыну сейчас 14 лет, многое не понятно, ведь в их жизни много всего виртуального и гораздо меньше осязаемости мира. Мне хотелось, чтобы он и его сверстники увидели, что это тоже творчество.

Тема детского творчества и становления личности – важная часть проекта. На выставке есть портреты детей, которые занимаются в кружке ракетного моделирования в Аничковом дворце. Я познакомился с Сергеем Павловичем Гарезиным – преподавателем, который ведет этот кружок. Сам он прекрасный график, но большую часть времени уделяет преподаванию. Так вот, это – важнейший посыл для детей к творчеству. А сейчас есть все основания полагать, что когда уйдет такое поколение подвижников, то нести это детям будет некому. 

Фотография как жанр очень изменилась в последние десятилетия, точнее ее изменили технологические достижения. Что это означало для вас? 

Если говорить о современных технологиях в музее, то там без цифрой фотографии многое было бы невозможно. Мои предшественники снимали на слайды, была огромная фотолаборатория, где я тоже когда-то проявлял свои пленки. Сейчас такое немыслимо – поток информации огромен. Если сравнить музей десятилетней давности и музей сегодня – я имею в виду до пандемии – то количество выставок и событий возросло неимоверно. Такую плотность позволяет документировать только цифровой формат.

Понедельник. 2015 г.

Как эти изменения отразились в творчестве? 

Должен признаться, что момент перехода с аналоговой фотографии к цифровой был для меня непростым. Я здесь могу говорить только отталкиваясь от своего личного опыта. Но неожиданно именно этот болезненный и даже по-своему драматичный переход привел меня к проекту «Winterreise. Сентиментальная Сюита», который был очень плодотворным. Название и текст написал мой друг и наставник искусствовед и писатель Аркадий Ипполитов, и этот альбом стал совместным творчеством. Проект, вообще, случился именно из-за того, что я переходил с пленки на цифру. Начав работать с цифровой камерой, я сначала был очень расстроен картинкой, которая получалась: там оказалось очень много визуально лишней информации. Коллеги предлагали мне купить старую оптику и насадить ее на новую камеру, чтобы исключить ненужное … Но я сторонник чистой фотографии – если ты намазываешь объектив кремом, чтобы получить какой-то эффект, то это не мой путь. Была зима, с этого все и началось … Пошел снег, потом еще…. И тут я понял, что получил картинку, которая была мне нужна. Снег, дождь и туман. Получился зимний путь длинною в пять лет.

Дмитрий Сироткин фото
«Winterreise. Сентиментальная Сюита». Парящий. 2017 г.

Когда вы поняли, что вам нужен другой изобразительный язык, выходящий за рамки фотографии? Многие фотографы расширяют свой диапазон именно в сторону видео-арта….

Я, наверное, не исключение. Теперь есть и элементы видео арта. Появляется потребность нарратива и ты начинаешь искать новые способы. Причем, не всегда знаешь, что именно тебя увлечет и станет материалом. Однажды для одного московского коллекционера снимал коллекцию японских мечей XIV-XV веков и в итоге сделал арт-книгу «Хирамицу» про один меч из его коллекции. Мне очень понравилась структура металла. Работая над этой книгой и общаясь с увлеченным коллекционером, я очень проникся японской культурой, узнал множество легенд, связанных со средневековой самурайской мифологией и эстетикой, кузнецами и испытаниями этих мечей. Но больше всего меня увлекла структура металла, его зернистость, его рисунок. В книге я сопоставил все это с природой, с пейзажем, с кожей человека, со льдом. Вообще, мне часто не хватает чего-то, что можно добавить руками. 

Дзен. Санкт- Петербург. 2020 г.

В чем на ваш взгляд по-прежнему заключается искусство в фотографии? 

Главное атмосфера и предмет в нее погруженный. Эти два компонента определяют целостность фотографического произведения. Еще взаимосвязь природного явления, будь то туман, снег, дождь, солнце и предмета, сцены, человека архитектуры.

Ирина Меглинская: «Если влюблен в фотографию — это как инфекция»

Музейная фотография имеет определенные каноны, может на первый взгляд показаться достаточно ремесленной, но это совсем не так. Сказал бы больше, именно творчество связывает личность человека с конечным авторским изображением, именно акт творчества делает каждую фотографию уникальной, поэтому, даже когда мы снимаем один сюжет, например вазу или скульптуру, результат у всех различный, хотя и в рамках музейной фотографии. Ведь творчество это не столько путь создания фотографии, сколько путь развития человека.

Фотографии предоставлены автором и Evdokimov Gallery