Искусство сегодня может не просто сосуществовать, но и взаимодействовать с другими сферами деятельности человека. Например, с наукой. «Сайнс-арт» (от англ. science-art «наука-искусство») — один из таких случаев синтеза двух сфер — науки и искусства, возникший во-второй половине XX века. Это развивающееся направление современного искусства, «в котором при помощи современных технологий, материалов и новейших выразительных средств, основанных на научных методах, разработках и достижениях, воплощается в жизнь художественный образ».
Произведения сайнс-арт обращены к художественно-эстетическому осмыслению и научному освоению природы с помощью современных технологий, техники. Это показ широкой публике процессов, происходящих в современной науке и в малодоступных лабораториях и отображение этого в искусстве путём эстетизации научно-технических и технологических явлений.
Признаки принадлежности арт-проекта к сайенс-арт:
- взаимодействие искусства и естественных наук;
- присутствие научной проблематики;
- применение научно-технических материалов (химических материалов, лабораторного инструментария, живых систем) как новых средств художественной выразительности;
- творческая коллаборация художника и учёного (или соединение этих ролей в одном человеке);
- экспертная оценка арт-проекта как произведения сайнс-арта.
В течение своего развития сайнс-арт сформировал внутри себя множество ответвлений в соответствии с опорой на определённую научную дисциплину и используемые технологии:
«Био-арт»
«Био-арт» (термин бразильско-американского художника и биоинженера Э. Каца; конец XX в.) существует на стыке искусства и биологии. Художники при создании приведений искусства используют биотехнологии, генную инженерию, микроорганизмы, живые ткани, экологические и средовые проявления. Надо отметить, что широко популярны фотографии, на которых запечатлены чашки Петри с различными изображениями и узорами из бактерий, созданные микробиологами и художниками. Например, нервные клетки из микробов появляются в совместной работе «Нейроны» микробиолога Мехмета Беркмена и испанской художницы Марии Пенил Кобо.
Или же работа микробиолога Таши Штурм «Отпечаток руки», где разрослись разные колонии бактерий:
«Робо-арт»
«Робо-арт» (вторая половина XX в.) существует на стыке искусства и робототехники. Художники в этом случае применяют «технологии автоматизации и робототехники, вживления в живой организм бионических модификаций». Одним из известных художников этого направления является австралийский художник-концептуалист под псевдонимом STELARC и его «Третья рука» (1980), где к телу артиста прикрепляется искусственная роботизированная рука с пятью пальцами, способная к независимым движениям (сжатие-отпускание, захват-отпускание и вращение запястья). Эта форма телесного протеза не только способна совершать сложные движения, но и включает в себя систему тактильной обратной связи для рудиментарного чувства осязания. Художник также исследовал возможность писать одновременно правой и третьей рукой (которая была прикреплена к его правой руке.
«Инфо-арт»
«Инфо-арт» (признание благодаря выставке «Информация» 1970 года К. Макшайна) отличается использованием различных электронных данных, информационных технологий и искусственного интеллекта. Направление «представляет собой визуализацию качественных и количественных данных, которые являются основой компьютерной науки, технологий и управления».
В пример можно привести проект «9 вечеров: театр и техника» группы «Experiments in Art and Technology» (ЕАТ), где были представлены серии выступлений художников, инженеров и ученых (первая демонстрация телепроекции; беспроводная передача звука; запечатление инфракрасной телекамерой действия в полной темноте; доплеровские сонары. Там же было представлено выступление Д. Кейджа под названием «Вариации VII», в которой использовалось электронное оборудование и системы.
«Нано-арт»
«Нано-арт» (вторая половина XX в.) — создание произведений искусства микро- и нано-размеров с помощью электронного микроскопа. Формирующиеся образы находятся под действием химических или физических процессов обработки материалов и фотографирования. Родоначальником этого направления является румынский учёный и художник Крис Орфеску. Одна из известнейших его фотографий — «Осколки» 1980-х годов. Это обработанное изображение среза коллоидной частицы графита, погружённой в жидкий азот при температуре -196 °С
«Медиа-арт»
В «Медиа-арте» (вторая половина XX в.) произведения создаются и демонстрируются посредством информационно-коммуникационных технологий. Медиа-арт разделяется на электронное искусство: разнообразные электронные носители — Дж. Шоу и Д. Грюневельд «Четкий город» (1989).
Телематическое искусство
Телематическое искусство — это использование телекоммуникационных объектов — «ТВ Сад» Н. Д. Пайка (1999-2002), представляющий собой инсталляцию, в которой 120 телевизионных мониторов, помещенных среди пышных зарослей растений, выглядят как будто экзотические цветы. Эта работа обрела символ единства технологий, природы и искусства.
«Саунд-арт»
Звуковое искусство: использование музыкальных и звуковых элементов для создания скульптур и инсталляций — например, Ж. Тенгели изобрел «метамеханические» скульптуры, испускающие случайный набор звуков посредством оборота шестеренок в металлических конструкциях («Мета-матик №6», 1959).
Световое искусство
световое искусство: использование разновидностей света при создании арт-объектов и средовых инсталляций — «Пульсирующая Спираль» Р. Лозано-Хеммера (2008).
«Когнито-арт»
«Когнито-арт» (начало XXI в.) существует на стыке искусства и нейротехнологий (оказывают влияние на понимание устройства нашего мозга и мыслительной деятельности), содержит в себе элементы психо- и арт-терапии. Примером может служить перформанс М. Абрамович «Измеряя магию взгляда» (2011), который изучает понятия творческого порыва, невербальной коммуникации, развития познания и понимания психики человека.
Сайнс-арт в России
Стоит отметить, что сайнс-арт так и не оформился в России в самостоятельное направление и находится на недостаточном уровне развития по сравнению с западным.
Причины отставания российского сайнс-арт:
- общая тенденция «запаздывания» современного искусства в России;
- проблема недостаточного финансирования инновационных проектов в сфере искусства;
- отсутствие выстроенного диалога между сообществами учёных и художников;
- проблема недостаточной оснащённости площадок для экспонирования научно-технологического искусства.
Но несмотря на это, интерес к сайнс-арту в нашей стране возрастает с каждым днём. Примером сайнс-арта в России является проект арт-группы «Куда бегут собаки» «Поля 2», состоящий из стеклянного сосуда с ферромагнитной жидкостью, которая благодаря магнитам внутри сосуда, с помощью датчиков обретает форму глаза при появлении рядом с инсталляцией человека.
«Если зритель движется вокруг чашки, глаз перемещается вслед за ним по поверхности. Если зритель останавливается, глаз тоже останавливается и начинает моргать. Глаз как бы следит за человеком. Когда зритель удаляется, глаз погружается внутрь жидкости, и мы опять видим лишь ровную поверхность»
Итак, сайнс-арт — это очень объемное поле для исследования, имеет свои своеобразные уникальные характеристики, имеет целый ряд индивидуальных видов и подвидов. Определенные подходы и технологии сайнс-арта – это ценное единство научного и эстетического методов.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал https://t.me/artandyouru
Источники:
- Замков А. В. Сайнс-арт как медиамодель возможного будущего //Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – Москва: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 2018. – №. 6. – С. 213-234.
- Левченко О. Е. Сайнс-арт как способ взаимодействия науки и искусства // Культурно-антропологиеские исследования. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. педаг. ун-т, 2013. – Выпуск 2. – С. 10-18.
- Буткевич Н. В., Шмотьева А. О. Сайнс-арт технологии в современном искусстве // Синтез искусств в проектировании среды. – 2020. – С. 22-31.
- Левченко О. Е. Освоение природы средствами сайнс-арта: «естественное» и «технологическое» // автореф… дис. кан. культ. наук. – М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, – 2016. – С. 1-26.
- Куда бегут собаки: Проект «Триалог»