Глобальная альтернатива: как арт-ярмарки стремятся к устранению иерархии


Арт-ярмарки нового поколения становятся полем для экспериментов относительно того, каким в перспективе должен быть арт-рынок для современных галерей, художников и коллекционеров.

photo1684998501

Сайт-специфик инсталляция Марины Звягинцевой на ярмарке АрхМосква 2023. Фото Екатерины Карцевой

Второй выпуск американской Future Fair послужил доказательством существования тренда на то, каким в перспективе должен быть арт-рынок для современных галерей, художников и коллекционеров. Основные принципы ярмарок будущего: инклюзия и отсутствие иерархии, либо сведение ее к минимуму, а также упрощенный механизм коммуникации между теми, кто продает, и теми, кто покупает. Как и у Future Fair, ее второй выпуск вырос в количественном выражении галерей-участниц и художниц, что подтверждает — тенденция на инклюзию в сфере арт-ярмарок уже стал общемировым. Об этом говорят и опыт Felix Art Fair, Dallas Invitational и Basel Social Club. Портал ARTNews разобрался в том, какие еще ярмарки следуют за новым течением и поэтому это перспективно (оригинал статьи). Публикуем в переводе Катерины Алабиной.

Осенью 2021 года Рэйчел Михарес Фик и Ребека Лалиберте запустили первую версию арт-ярмарки Future Fair. Ее смысл в том, чтобы галерейная иерархия, столь сильно бросающаяся в глаза на крупных ярмарках, была сведена к минимуму. Дебют состоялся в здании Starrett-Lehigh в Челси (Нью-Йорк) и объединила 34 галереи. В этом году она идет в Chelsea Industrial (тоже Нью-Йорк) с 1 по 4 мая, если учитывать дни vip-превью. И число участвующих галерей выросло до 60 — то есть, почти вдвое. Увеличение их количества отражает тренд на так называемые «ярмарки-бутики», каждая из которых следует своей собственной модели.

Модель Future Fair — общественная. Ее условия таковы, что галереи заключают с организаторами пятилетнее соглашение о разделе прибыли. Согласно контракту, 35% дохода ярмарки, полученного от посетителей или спонсоров проекта, будут равномерно распределены между галереями, оказывающими Future Fair финансовую поддержку. Если говорить о так называемых «отельных» ярмарках, как Felix Art Fair (прошла в Hollywood Roosevelt Hotel в Лос-Анджелесе с 28 февраля по 2 марта) или Dallas Invitational (проходила в Fairmont Hotel в Далласе 4-6 апреля), то их ключевым отличием является роскошная локация. А еще довольно скромные цены: участие в каждой стоит порядка $10 тыс.

Но наиболее модной альтернативной моделью арт-ярмарки на данный момент, пожалуй, можно назвать Basel Social Club (BSC), который был запущен в 2022 году в качестве спутника Art Basel. Ярмарка, организованная парижским галеристом Робби Фицпатриком, сначала проводилась на вилле 1930-х годов. А в прошлом году состоялась на территории бывшей майонезной фабрики. Атмосфера на обоих выпусках была непринужденной, стендов же не было вовсе. И в ней приняли участие 90 галерей. Они получили возможность расположить работы по всему периметру пространства. А параллельная программа, включавшая в себя фильмы и спектакли в кулуарах временных ресторанов, баров и импровизированного ночного клуба, лишь добавила оживленности мероприятию.

Успех BSC вдохновил остальных. В этом году для Art Basel Hong Kong гонконгский галерист  Уиллем Молсворт вместе с двумя другими локальными арт-дилерами  организовал собственную версию Supper Club — вечерний салон из 20 галерей, которые собрались в здании XIX века. По мнению Молсворта, и его мероприятие, и мероприятие в Базеле служат двойной цели. Они не только оказались эффективными коммерчески, но и вышли на новый уровень более органичного процесса общения между игроками рынка.

Дуэт художников из Гонконга Virtue Village

— В этом и состоит вся суть современного искусства. Это про включение, вовлеченность, налаживание связей, общение и, в конечном итоге, конечно же, продажи. Когда вы показываете, что границы действительно раздвигаются, трудно остановиться. Вы хотите учиться, общаться, продолжать говорить об этом, — сказал Молсворт.

В период с 1 по 4 мая в Эстонском доме в центре Нью-Йорка проходит очередной дебют: ярмарка Esther Art Fair, которая служит своего рода дополнением к Frieze Week. Из примерно 20 работ, вошедших в экспозицию, большинство подобраны в сочетании с антуражем 1929 года, а ряд художники создали новые объекты, адекватные интерьеру.

Видео Оливера Херринга демонстрируется на рояле на арт-ярмарке Эстер в Нью-Йорке.

Соучредители проекта, галеристы Марго Самель (галерея Margot Samel, Нью-Йорк) и Ольга Темникова (галерея Temnikova&Kasela, Таллин) назвали источником вдохновения именно Basel Social Club.

— Для нас ценен социальный элемент. Нам было важно создать среду, в которой галереи могли бы рискнуть и рассмотреть ее как дополнительную платформу на фоне более конкурентоспособной, которой обычно являются ярмарки. Я чувствую, что во многом это эксперимент, — сказала Марго Самель.

Но возможность более доступной коммуникации — не единственное, чем привлекательны ярмарки нового поколения. Они не бьют по карману. Чтобы выставиться в рамках Esther, экспоненты заплатили по $1,5 тыс, а Supper Club просит за участие около $3,8 тыс. Для сравнения, стоимость участия в Art Basel Miami Beach в престижных разделах «Nova», «Positions» и «Survey» составляет от $11 тыс, до $45 тыс. И, очевидно, цены в скором времени будут еще выше.

— В Нью-Йорке очень много галерей, которые не проводят художественных ярмарок параллельно с Frieze Week и Armory Week. Они чувствуют, что уже и так заплатили высокую цену за пребывание в Нью-Йорке. И это просто не имеет смысла, — объяснила Самель.

Ярмарки-бутики обычно концентрируются на молодых галереях, которые не могут или не хотят тратить деньги на крупные мероприятия. Но, по мере развития альтернативной модели ярмарки, растет и ее экспонентская база, и ее привлекательность. Соучредитель Future Fair Ребека Лалиберте отмечает, что выпуск этого года уже не предназначен для того, чтобы коллекционеры впервые увидели новых художников.

Теперь фокус Future — на обращении к авторитетным коллекционерам старой гвардии Нью-Йорка, заинтересованным в поиске ранее неизвестных им художников. И ярмарка создала для этого отборочную комиссию, которой ранее у Future Fair не существовало. Соответственно, отныне продажи начинаются через социальные сети за несколько месяцев до дня открытия.

— Наша цель состоит в том, чтобы познакомить аудиторию с работами еще до того, как мы откроем двери, — подчеркнула Лалиберте.

Тем временем, Самель и Темникова на Esther с самого начала поставили перед собой задачу наполнить Эстонский дом множеством галерей, а не только новичками. Пространства-ветераны Richard Saltoun и Andrew Kreps Gallery соседствуют с нью-йоркской Someday и лондонской Gathering. Но что объединяет галеристов, которые выставляются на альтернативных ярмарках, будь то Esther или Future, — это общее убеждение в том, что лучший опыт общения с искусством и коммуникации между художником и коллекционером находится далеко за пределами конференц-зала.