Следуя концепции этого сезона — «создавая чувства», — куратор Бернардо Москьера (Bernardo Mosqueira, Бразилия) собрал кинетические инсталляции, видеокартины и контактные перформансы ведущих современных художников в пространстве театра с главной целью — удивить и впечатлить зрителя. Новый эпизод Lexus Hybrid Art станет первым опытом диалога двух актуальных форматов: променад-театра и интерактивной выставки современного искусства.
Всего в выставке Lexus Hybrid Art 2015 принимают участие 11 художников со всего света, в том числе такие звезды современного искусства, как Билл Виола (Bill Viola, США) и Гэри Хилл (Gary Hill, США), а также пионер оп-арта и кинетических инсталляций, обладатель гран-при Венецианской биеннале 1966 года Хулио Ле Парк (Julio Le Parc, Франция).
Одним из ключевых образов выставки стал лабиринт Lexus Hybrid Art приглашает отправиться на поиски полного спектра эмоций и чувств, которые ожидают зрителя за каждым поворотом.
В работе «Примерочные» (Changing Rooms) Леандро Эрлиха (Leanrdo Erlich) игра зеркальных отражений предлагает путешествие в сопровождении бесконечного количества вариаций собственных образов. Бразильский художник Лукас Симоес (Lucas Simões) выстраивает настоящий лабиринт, потерявшись в котором можно обрести понимание чего-то по-настоящему важного. Игру с пространством и светом продолжает мастер оптических эффектов и кинетических инсталляций Хулио Ле Парк (Julio Le Parc).
«Свет в движении» (Lumière En Mouvement, 1962–2014) — одна из канонических работ аргентинского художника, которая в разные годы выставлялась в престижных музеях и галереях по всему миру, включая Парижский Музей Современного искусства и лондонскую Serpentine.
Условности пространства окончательно теряют силу и значение. Участники Lexus Hybrid Art переосмысляют и трансформируют классические функции помещений. Том Биль (Tom Beal) создает объекты из подручных материалов, придавая им новый смысл.
Американский художник Гэри Хилл (Gary Hill, США) специально для Lexus Hybrid Art превращает театральный балкон в пустынный пляж: там, где обычно нарядная публика неподвижно сидит, следя за спектаклем, теперь стоит спасательная вышка, с которой можно перенестись на необитаемый пляж.
С темой воды и условности физических границ также работает один из главных мировых видеохудожников Билл Виола (Bill Viola, США) — в работе «Три женщины» (Three Women, 2008) он размышляет на вечные темы духовных поисков и духовного преображения, обращаясь не к разуму, а к чувствам зрителя.
Главный путь к удивлению — смещение стандартной точки зрения, игра с привычными ожиданиями. Этой дорогой идут Леандро Эрлих (Leandro Erlich) и Анника Карс (Annika Kahrs, Германия) — и в работе Эрлиха «Двери» (Las Puertas), и в перформансе Карс «Двое играют на одном» (For two to play on one) участников ждет смысловое двойное дно: обманывая рефлексы, художники дают совсем не то, что обещают на первый взгляд. Эксперимент «Выбор» (The Choice) художницы Лауры Лима (Laura Lima, Бразилия) также играет с доверием зрителя. Своим перформансом в непроницаемо темной комнате Лима доказывает: ради нового опыта стоит порой шагнуть в полную неизвестность. Эту же мысль обыгрывает Вадим Фишкин (Vadim Fishkin, Словения) в аудиовизуальной мистификации «Дверь» (Doorway, 2015): свет и звуки, пробивающиеся из-за полуоткрытой двери, намекают на происходящее за ней, но не дают никакой уверенности. Художник вовлекает в работу зрителя, который должен додумать историю сам.
Образ двери стал центральной метафорой выставки. Не всегда за дверью оказывается то, чего мы ждем. Иногда стоит мыслить выше своих ожиданий. Переходить из одного состояния в другое — смысл выставки.
Интеракцию предлагает и работа Лизы Морозовой «Быть левшами вместе», где зритель становится ожидаемым соучастником художника в анонимном сеансе контактной импровизации. В то же время американский художник Дэвид Биркин (David Birkin), напротив, делает ставку на спонтанность. Site specific перформанс, сочиненный специально для Lexus Hybrid Art, станет сюрпризом для посетителей. Ориентироваться в лабиринте выставки помогут актеры театра «Поэма» — они возьмут на себя роль проводников и обеспечат пластическую навигацию в пространстве, позволяя зрителям немного заблудиться, чтобы вновь вернуться к сюжетной линии.