Сергей Демчев: "Цифровое искусство - достаточно свободное поле на российском арт-рынке"


Центр МАРС, старейшая площадка современного искусства в Москве, в начале 2015 года полностью сменил свою концепцию. Сергей Демчев, новый директор МАРСа, рассказал о нововведениях.

1

Центр МАРС  создавался как бизнес-предприятие или как что-то другое? 

Сергей Демчев: Создал его не я. Я принял эстафету от любимых и уважаемых мной людей, которые его создали. Не могу однозначно ответить на этот вопрос. Дело в том, что я, как человек из бизнеса, стараюсь смотреть на те или иные процессы с позиции как выстроить работу так, чтобы не ходить с протянутой рукой  в духе «подайте на искусство» …? В данном случае я руководствуюсь тем же принципом. Поэтому все, что мы делаем, должно монетизироваться. Но не в ущерб творческому процессу создания искусства.

А как монетизируется Марс? Входные билеты? Продается искусство? Ведь сейчас же кризис, галереи торгующие картинами закрываются, а тут вообще цифровое искусство. 

Сергей Демчев: Да, это входные билеты на данный момент. Зарабатывать позволяет высокая посещаемость — к примеру, проект Life Zone привлек около 47 000 зрителей. Стоимость входного билета на наши выставки составляет ни много ни мало 550 рублей. Правда, есть льготы для школьников и студентов, а дети до 6 лет и люди с ограниченными возможностями и ветераны приходят к нам бесплатно.

Выставка Lifezone представляла собой медиа-лабиринт, включавший активное участие зрителя в создании конечного результата.

Сейчас МАРС в основном занимается мультмедийным и цифровым искусством. Каким образом вы прошли путь от увлечения мозаикой к цифровому искусству? Как это случилось, почему мультимедийное искусство оказалось вам интереснее всех остальных направлений?

Сергей Демчев: Дело в том, что мозаикой я занимался не классической, а цифровой. Это уникальная разработка, которая не имеет аналогов в мире. Именно этот опыт работы в академическом жанре, но посредством совершенно новых и современных технологий, натолкнул меня на мысль работать в арт среде, используя самые прогрессивные и уникальные технологии.

Можно же делать кураторские проекты, объединяющие живопись с видео-артом, например. Есть масса таких удачных примеров, но МАРС сейчас почти полностью отдан под мультимедийное искусство. Живопись вам кажется уже не актуальной сегодня?

Сергей Демчев: Отчего же, совсем нет! Просто это совершенно разные жанры. Никоим образам не унижающие достоинства друг друга.

Алексей Шульгин: Медиа арт в России переживает бум и постепенно становится мейнстримом. Читать далее.

Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев с их Электробутиком продемонстрировали, как технологическое искусство может быть массовым, популярным и даже, наверное, коммерчески прибыльным. Поделитесь профессиональными знаниями, как цифровое искусство вообще функционирует в условиях арт-рынка и встраивается в уютный домашний интерьер?  

Сергей Демчев: То, что этот жанр массовый, на мой взгляд, совершенно очевидный факт. Мы все уже давно погружены в цифровой мир и не представляем, как возможно жить иначе. Нас окружает бесчисленное количество всевозможных цифровых носителей, начиная от смартфона в нашем кармане. Повсюду экраны и мониторы, светодиоды и звуковые носители, непрерывно транслирующие нам цифровое изображение и звук. Мы погружены в мир цифры, и это теперь наша естественная среда обитания.

Допустим, мы все живем с гаджетами, но это не означает же, что мы все горим желанием покупать себе видео-арт или саунд-арт? Как вообще его возможно продавать или хранить?

Только ограниченное количество коллекционеров  берут на себя риск коллекционировать видео. Читать далее

Сергей Демчев:Цифровой рынок,  как направление в выставочной деятельности, пока мало кем занят, поэтому рынок только развивается!

В искусстве новых медиа достаточно много подкатегорий: саунд-арт, видео-арт, DIY, девайс-арт,  получается, что это мир, параллельный привычным медиа — живописи, скульптуре, графике и перформансу. Как вам кажется, когда цифровое искусство станет преобладать над традиционным? Что для этого должно произойти? Верите ли вы в сингулярность?

Сергей Демчев: Сингулярность — понятие, обычно используемое для обобщения процесса эволюции.  Если говорить о нашем конкретном случае, то это, скорее, речь о технологической сингулярности, что рассматривается некоторыми исследователями, как предполагаемый короткий период чрезвычайно быстрого технологического прогресса. Я полностью поддерживаю такую точку зрения.А преобладать один жанр в искусстве над другим, полагаю, что никогда не будет, поскольку искусство едино, но имеет разные художественные языки.

Сегодня очень много говорят про Элона Маска. А у вас даже центр называется МАРС. Есть ли у вас какие-то герои, образцы для подражания? Может быть,  вы восхищаетесь кем-то  из мира искусства, кино или литературы?

Сергей Демчев: Существует огромное количество людей, которых я искренне уважаю и восхищаюсь тем, что они делают. Но, откровенно говоря, я стараюсь сосредоточиться на том, что я должен сделать, и каков след я оставлю после себя. В этом плане подражание — наверное, не самый короткий путь, чтобы сделать что-то по-настоящему свое, а я мечтаю именно об этом!

Интервью: Катя Карцева.

© 2015 artandyou.ru и авторы

avatar