5 принципов кураторской работы с локальным наследием на примере Чувашской биеннале современного искусства


Путеводитель по главным идеям и ключевым моментам выставки «Икс историй: память о будущем» первой Чувашской биеннале современного искусства, которая планируется с 4 по 26 ноября 2022 года в Чебоксарах

Дарья Григорьева (_из видеопроекта Нейромифология)

Тема первой Чувашской биеннале современного искусства заявлена как «Икс историй: память о будущем» и указывает на то, что речь пойдет об историческом наследии и связи времен. Кураторский коллектив биеннале поделился ключевыми моментами предстоящей выставки, с помощью которых они планируют представить новое прочтение национальной и региональной идентичности в условиях глобальной культуры:

  1. Общее будущее

Одним из ключевых посылов предстоящей выставки является идея о том, что мы все делим один мир, в котором каждое действие влияет на все происходящие вокруг процессы. По этой причине мы не можем отделить себя ни от целого мира, ни от его частей — все вокруг взаимосвязано, а значит, и будущее нас ждет одно на всех. Как указывают кураторы в своем тексте к биеннале, «части нашего общего будущего переплетены и связаны». Это хорошо понимали наши предки: подобный взгляд можно встретить в эпосах и сказаниях народной культуры — чувашской в том числе. Призывая обратиться к наследию региона, кураторы стремятся совместить народную мудрость с современным прагматизмом, который присущ всем нам.

Елизавета Шаплина (проект Песнь _)

2. Память 

Тема памяти всплывает в самом названии проекта биеннале — «Икс историй: память о будущем» — и является еще одной ключевой темой для кураторов. Заведий и Серкова предлагают нам задаться следующими вопросами: что значит помнить о своем прошлом? Как мы понимаем традицию, на которой зиждется наша современность? Что осталось от этой традиции, и не обманывают ли нас наши воспоминания, когда мы пытаемся воссоздать в голове ее частицы? У каждой чувашской семьи найдется, что рассказать о своем доме, своем языке и своей культуре, и число таких историй поистине безгранично. Поэтому кураторы и обозначают число этих историй как X — неизвестное, за которым прячется рассказ каждого из нас. Все вместе эти рассказы создают общую память, которая, в свою очередь, помогает нам понять мир, в котором мы живем, — и сконструировать мир, в котором нам хотелось бы жить в будущем.

3. Культурное наследие

Культурное наследие Чувашии поистине богато и уникально. В чувашских семьях все еще помнят чувашский язык и разговаривают на нем, народные орнаменты вплетаются в городской дизайн-код и работы чувашских художников, а традиционные чувашские мифы становятся частью современных историй, добавляя им особое звучание. Чувашия долго оставалась регионом, в котором сохранялись языческие верования, и это не могло не отразиться не только на последующем развитии культуры этого места, но и в целом на мироощущении его жителей. К сожалению, в условиях современности бывает трудно обратить внимание на собственные корни — непонятно, зачем это делать и как это может пригодиться. Весь проект биеннале будет направлен в том числе на то, чтобы показать: интеграция народного наследия и культурного мифа в окружающую нас реальность может заставить по-новому взглянуть на привычные и, казалось бы, такие понятные нам вещи.

Дарья Григорьева (из видеопроекта Нейромифология_)

4. Современное искусство о настоящем

Принято считать, что современное искусство всегда говорит о настоящем моменте, и до определенной степени это действительно так. Одной из ключевых задач современных художников является необходимость по-своему отражать в своих работах проблемы и вызовы текущего времени. Экологическая, социальная, политическая повестки то и дело встречаются в проектах крупнейших музеев и галерей по всему миру. Чувашская биеннале стремится говорить о настоящем, исходя из переосмысления и актуализации прошлого — и благодаря этому ставит своей задачей попытку проектирования вероятного, общего для всех будущего. 

5. Современное искусство о будущем

Находясь с нами в одном времени, современное искусство, тем не менее, всегда стремится находиться на стыке времен: связывать прошлое с настоящим, а в настоящем — разглядывать образ будущего. Поэтому искусство — всегда немного о том, чему еще только предстоит произойти. В частности, из-за этого может казаться, что искусство не всегда говорит на понятном всем языке — дело в том, что оно пытается изобретать новые формы общения, благодаря которым мы сможем говорить о том, что еще не случилось. Попытку создания такого нового языка ставит перед собой и Чувашская биеннале. Что это может быть за язык, на котором можно одновременно обсуждать традиционную чувашскую вышивку, наследие советских художников-классиков и современный регион со своей уникальной культурной историей и большими амбициями? 

Объединение художников «Багрянка» (отрывок из проекта Шойа)

Кураторы и оргкомитет отобрали 23 художника, которые представят свои работы, выполненные в разных техниках, в рамках выставочной части биеннале. Всего оргкомитет получил более 250 заявок от художников со всей России.

Канайым Кыдыралиева, Бермет Борубаева, Равшан Та Джинг и Диана Ухина про современное искусство в Кыргызстане, о коллективных художественных практиках и участии в documenta 15. Читать далее.