Фото: Михаил Рубанков.
Без названия.
На арт-рынке можно отметить заметное смещение в сторону молодых авторов. Кураторы, галеристы, коллекционеры заинтересованы поймать «свежих», «молодых», «неординарных» на старте карьеры, чтобы получить бóльшую доходность и использовать потенциал роста стоимости работ. Трамплином для начинающих становятся школы современного искусства, маркеты и ярмарки молодых художников, опен-коллы и премии. Новички мечтают попасть в поле зрения условного Пьера Броше и прочих тренд-сеттеров. «Дорогу молодым» – это здорово, но для тех, кто захотел прийти в современное искусство в более взрослом возрасте это звучит удручающе. У молодых тоже может возникнуть ощущение внешнего и внутреннего давления — если ты не успел стать заметным в свои двадцать, возможно, не стоит и продолжать? Предлагаем расслабиться и посмотреть на ситуацию под другим углом.
Существует немало примеров, когда художник приходил в профессию или получал признание «глубоко за тридцать». Клод Моне начал серьезно заниматься живописью после смерти жены. Ему было 40. Успех к Полю Сезанну пришел во время выставки у Воллара, когда ему было 56. Ван Гог стал художником в 27, успев поработать арт-дилером и священником. Гоген оставил деловую карьеру ради искусства в 35. Кандинский с 27 преподавал на юрфаке МГУ, а учиться на художника поступил в Мюнхенскую академию художеств в 34. Луиза Буржуа создала свою культовую скульптуру «Маман», когда ей исполнилось 88. Как и Ей Кусама, чья мировая известность экспоненциально начала расти только после 60. Джексон Поллок приехал в Нью-Йорк в 28, но признания добился 10 лет спустя. Его супруга, Ли Краснер, вовсе отложила художественную деятельность на время брака и вернулась к ней только после смерти Поллока, в 48, причем, весьма успешно. Абстрактная живопись Вильема де Кунинга сегодня продается на аукционах за миллионы долларов, но его первая персональная выставка состоялась в 44 года. Художника-диссидента Ай Вэйвэя мир узнал в 2008 в связи с началом Олимпийских игр в Пекине, когда тот публично осудил это событие в статье в The Guardian «Почему я буду держаться подальше от церемонии открытия Олимпийских игр», а позднее и китайское правительство в халатности и сокрытии сведений о землетрясении в Сычуани. Ай Вейвею был 51 год, в 1990-е он был малоизвестным участником китайского андеграунда, а до этого жил и учился в Нью-Йорке, не добившись особого признания, пока был молод.
Признание к художнику может прийти в зрелом возрасте или не прийти вовсе, но важно, что хорошее искусство создается не для того, чтобы быстро продать. Не стоит сдаваться в случае неудачи, но продолжать творческую, выставочную деятельность, думать о художественном высказывании, общаться с другими творческими людьми. Опыт большинства признанных авторов свидетельствует о непоколебимой вере в то, что искусством стоит заниматься вопреки всему. Чтобы не быть голословными, предлагаем вам познакомиться с историями трех российских современных художников — Сергея Катрана, Михаила Рубанкова, Марины Звягинцевой, которые пришли в искусство после 35 и добились успеха.
Сергей Катран
Междисциплинарный художник, работающий в жанрах инсталляции, перформанса и видео-арта. В современном искусстве с 39 лет. Сайт художника.
Ты начал карьеру после 35, каковы были твои шаги к моменту, когда ты почувствовал, что стал более-менее известным?
Сергей Катран: Моя встреча с современным искусством произошла в 2009 году. Мне было 39. Примерно за три года я придумал и воплотил такие значимые для моего пути работы как Грибы Фибоначчи, Семечки, Кристаллы Времени и многие другие. В этот период часто выставлялся и не отказывал никому.
Выставка, после которой я осознал, что я настоящий художник случилась в начале 2010 года. Назвалась она «Происхождение Дарвина» и была посвящена юбилею открывателя эволюционной теории. Кураторы Сергей Денисов и Иван Колесников пригласили меня принять участие в групповой выставке в Дарвиновском музее. Я придумал для этой выставки инсталляцию Matris. Лабораторные банки от 50 мл до 5000 мл выстраивались на специальной подставке от большой к малой. Сосуды были наполнены этиловым спиртом и содержали органический материал по форме напоминающий матрёшек. Из сопроводительного текста можно было узнать, что эти артефакты были обнаружены на чердаке дома у правнучки Чарльза Дарвина и, что эти образцы являются частью доказательства происхождения всех представителей Царства животных от одного вида Matris. Первое моё образование биологическое, поэтому придумывать убедительную мифологему было не трудно, напротив, напоминало игру. Тогда к работе подошёл художник Александр Панкин, с которым мы познакомились и дружили с того момента до его ухода. Он также повлиял на моё творчество.
Первое на чем я концентрируюсь – это создание произведения, а когда проект готов мне хочется поделиться своим открытием и рассказать о нем художникам и кураторам. Я показываю фото, делюсь своими мыслями, интересуюсь мнением. С заинтересованными людьми я встречался, как правило, на выставках и лекциях по искусству. Например, однажды, в ГЦСИ мы познакомились с Виталием Пацюковым, он стал моим наставником, а позже и другом. Он многому меня научил и много мне дал. Виталий своим примером показывал как надо жить и работать. Постепенно обо мне узнавали и приглашали во всё более крупные и значимые проекты. Мои работы стали показывать в групповых выставках на музейных площадках, в Третьяковке, ГЦСИ, Русском музее.
Чувствовал ли ты, что тебе тяжелее, чем молодым, что для них больше возможностей (опен-колов, стипендий, резиденций и т.д.) и внимания кураторов?
Сергей Катран: Мне не с чем сравнивать, поскольку я вошёл во вселенную современного искусства сложившимся человеком с большим кругозором и жизненным опытом. Я иногда участвовал в соревнованиях на получение грантовой поддержки и почти всегда оставался без призов. Эти неудачи отбирают много энергии и парализуют на время, поэтому я не часто прибегаю к этим инструменам. Предпочитаю расчитывать на свои силы и средства.
Можно ли начать арт-карьеру в 40/50/60/70+ лет?
Сергей Катран: У меня есть претензия к слову «карьера». Возможно, мой случай можно назвать успешным из-за того только, что я не нахожусь в позиции карьериста по отношению к современному искусству.
«Искусство стало для меня возможностью реализовывать свои идеи, получить удовлетворение от умственного и физического труда, глубже понять себя и мир». Сергей Катран
Михаил Рубанков
Работает в техниках акварели и живописи. В современном искусстве активно стал развиваться после 35. Сайт художника.
- Студент ИСИ База
- Участник арт-группировки ПНИ
- Резидент Мастерских ЦСИ Винзавод
- Резидент 7го сезона Открытых студий Винзавода
- Создание студии – творческого центра Studio 34 в г. Омск.
Ты начал карьеру после 35, каковы были твои шаги к моменту, когда ты почувствовал, что стал более-менее известным?
Михаил Рубанков: Шаги были очень интенсивные и быстрые. У меня не было сомнений в правильности, просто несся напролом. Я учился, много рисовал, практиковался, выставлялся. Первая относительно большая персональная выставка Вдох Выдох произошла в апреле 2023 года в галерее Граунд Солянка. Она, конечно, не послужила стартом карьеры, но многое в ней решила в положительную сторону. Для меня это был серьезный и хорошо продуманный проект, в котором все сошлось максимально успешно — и кураторы, и галерея, продажи, публикации и т.д. Прежде было много групповых выставок, но «Вдох» – важный этап.
Чувствовал ли ты, что тебе тяжелее, чем молодым, что для них больше возможностей (опен-колов, стипендий, резиденций и т.д.) и внимания кураторов?
Михаил Рубанков: Нет, вообще не чувствовал, куда нужно я попал в итоге, а куда не попал, видимо, не мое.
Можно ли начать арт-карьеру в 40/50/60/70+ лет?
Михаил Рубанков: Конечно, нормально, люди начинают бегать марафоны в 60 лет и побеждают. Не вижу особых проблем. Наверное, с возрастом шансы успешной реализации все же уменьшаются, не в последнюю очередь из-за личных приобретенных «настроек», но не так критично, чтоб не пытаться.
Марина Звягинцева
Одна из основоположников паблик-арта в России. Номинат Премии Кандинского (2008, 2009), Премии Курехина (2011, 2018), Всероссийского конкурса Инновация (2012). В современном искусстве с 40 лет. Сайт художницы.
Ты начала карьеру после 35, каковы были твои шаги к моменту, когда ты почувствовала, что стала более-менее известной?
Марина Звягинцева: Я занималась традиционным искусством, выставляла живопись на центральных (по тем временам) площадках, как «Арт-Манеж». В какой-то момент я поняла, что есть некое параллельное движение — «Арт-Москва», где показывают другое искусство — «contemporary art». Я почувствовала, что в традиционном искусстве все упирается в «продаваемость», а больше ничего не происходит — есть некий «потолок». Мне захотелось двигаться в сторону «современного». В 2007 (мне тогда было 40 лет) я познакомилась с Олегом Куликом, который предложил участвовать в проекте «Верю» на Винзаводе (выставка была приурочена к открытию кластера, прим. редакции). Удивительно, но мой первый проект в современном искусстве также назывался «Перекрёсток Веры». Это был единственный уличный объект, расположенный у входа на выставку. Я поняла, что основной «движ» происходит именно здесь, в современном искусстве и забросила предыдущую карьеру. Это было тяжело! Все мои достижения, что я уже была мастером, продавала картины, имела внушительный список выставок, являлась членом Союза художников — ничего из этого больше не имело значения! Я оказалась вновь как в первом классе, меня принимали за «молодого художника». Меня никто не знал, не было никакого бэкграунда. В 2009 году я вышла на улицу и стала паблик-арт художником, заняв нишу, которая на тот момент была практически свободна. Мало кто работал в этой области, а тем более в спальных районах. Поскольку я сама живу в спальном районе, мне была понятна топология этих мест. Именно с проекта «Спальный район» началась моя карьера — я попала в номинанты Премии Кандинского и Всероссийского конкурса «Инновация», став известным автором. Какое-то время меня даже называли «музой спальных районов». Это стало моей визитной карточкой, с которой я начала развиваться как паблик-артист, набирать обороты. Следующим этапом, который укрепил мои позиции стал паблик-арт в Морозовской больнице. Ну, а дальше уже последовали персональные проекты.
Чувствовала ли ты, что тебе тяжелее, чем молодым, что для них больше возможностей (опен-колов, стипендий, резиденций и т.д.) и внимания кураторов?
Марина Звягинцева: Наверное, да. Когда тебе двадцать, ты имеешь право на ошибку, имеешь возможность начать всё сначала. Когда тебе сорок, права на ошибку у тебя гораздо меньше. В 2000-е в арт-среде появились разные опции для молодых художников, где стоял возрастной ценз «35 лет». И все они были для меня закрыты! Конкурсы, гранты и так далее. Крен в сторону «молодых художников» пошел, но меня это уже не касалось. Я, конечно, это почувствовала. В итоге в опен-колах я никогда и не принимала особого участия.
Можно ли начать арт-карьеру в 40/50/60/70+ лет?
Марина Звягинцева: Насчёт 70 лет точно не могу сказать. Все остальные цифры, да, поддерживаю. У меня есть знакомые, которые в 50+ лет приходили в искусство. Искусство — это та область, где хорошая физическая форма не является необходимостью. Это не балет, не спорт, не модельная история. В искусстве главное образно мыслить, уметь передать свои идеи. Но бывает так, что люди боятся идти в искусство, ведь это достаточно непредсказуемая область. Никто не хочет быть неизвестным художником. Но в какой-то момент, это приходит с опытом, становится плевать на общее мнение. Если люди достигают каких-то внутренних задач, им кажется, а почему бы не попробовать?
И на самом деле в возрасте, людям есть, что сказать, и их путь в искусстве может быть достаточно быстрым.
Много молодых, которые умеют хорошо продвигать свое искусство, но им просто не о чем поведать зрителю. А вот 40-летнему человеку есть, что сказать. Даже если ему не хватает, условно говоря, умения рисовать. Но это быстро набирается. Мой путь в традиционном искусстве был подготовкой к скачку в современном, где я достаточно быстро нашла свою нишу и проявила себя. Наверное, потому что я уже была достаточно зрелым человеком, чтобы оценить возможности, которые предлагает современное искусство и соотнести с ними мой внутренний потенциал.
Больше новостей в нашем телеграм-канале Арт-консультант