Виктория Питиримова: “Пространство - тоже образное высказывание”


Уральская художница, с 2000-х активно включившаяся в международное биеннальное графическое движение, рассказала Елене Шипицыной об опыте участия в международных художественных форумах и последовавших экспериментах с пластическим языком.

Виктория Питиримова

Виктория Питиримова — род. 1965 в Челябинске. В 1999  окончила художественно- графический факультет Магнитогорского государственного педагогического университета. В 2003 отправилась на стажировку в Университет прикладных наук  и искусств «Саймаа» (Финляндия) по курсу «фотополимерная гравюра» после чего активно включается в биеннальное графическое движение, демонстрируя свои гравюры и графические объекты на Новосибирской международной биеннале современной графики,  Биеннале графики в Петербурге, Уфе, Калининграде, Тегеране, Таллине, Мадриде.

"Розовый дом" б., пастель, 50х65, 2001 г.
«Розовый дом» б., пастель, 50х65, 2001 г.

Елена Шипицына: Вика, мы с тобой много лет дружны, и так много вместе сделано проектов. Но вот сейчас, собирая в очередной раз свой кураторский проект, я снова удивляюсь твоей способности мыслить и работать по-новому. 

Виктория Питиримова: Новые идеи — новые формы. Всё-таки, мне очень важна пластическая выразительность как таковая. Особенно, когда я занимаюсь печатной графикой. В моём случае это всегда двусторонний процесс общения с материалом. Как пинг-понг: я что-то делаю с материалом — мне сразу идёт отклик. И совершенно не обязательно, чтобы он совпадал с ожидаемым ранее. В этом пинг-понге взаимодействия с процессом и рождается что-то интересное, открытие новых приёмов и впечатлений. Но я знаю авторов, в частности гравёров, точно прогнозирующих результат. Возможно, это другой уровень мастерства или в принципе другой подход. Я вспоминаю нашу с тобой поездку в Финляндию, по приглашению Юхани Ярвинена на их летний workshop по   полимер-гравюре. Это ж как они сосредоточены на технологической точности, даже безупречности исполнения! Мне же интересно иногда попробовать нарушить правило.

Юхани Ярвинен: «Культурные связи прочнее политических». Читать далее.

"Ловцы снов" из цикла " Хазарский словарь",  гофрокартон, коллаж , 200х100  каждый ,2002 г.
«Ловцы снов» из цикла » Хазарский словарь», гофрокартон, коллаж , 200х100 каждый ,2002 г.

Есть такая афористичная фраза: «В искусстве важно делать то, что никто до тебя не делал». В чём для тебя новизна и смыслы личного творчества: творческий эксперимент, техническое мастерство, концептуальное высказывание? 

Для меня вообще искусство рождается в плотном взаимодействии идеи, формы и языка. Одно без другого неполноценно. Но особенно увлекает импровизация с творческим процессом. В этом плане увлекательна была работа со стеклом. Вот уж совсем непредсказуемый материал. Была возможность поработать с фьюзенговой печью — т.е. с плавлением и тиснением стекла. И вот тут уж оно ведёт себя совсем не предсказуемо. И, зачастую, сильно радует. Я пробовала спекать стекло и металл. И выяснилось, что там существуют определённые свойства, позволяющие им очень тесно проникать друг в друга. И получается, в принципе, процесс похожий на гравирование на станке. Та же самая гравюра, в итоге. Только вместо печатного станка и пресса — печь и температура. Получается, что в начале процесса я что-то предполагаю, а потом прихожу к новым ощущениям и идеям.

"Чум", медь, стекло, спекание 45х60,  2004 г.
«Чум», медь, стекло, спекание 45х60, 2004 г.

Как в плавании, пускаясь в которое, отдаёшься течению и можешь приплыть совсем в другое место, о котором и не знал. Но в этом как раз и есть свой интерес открытия новых приёмов и впечатлений. Именно внутри такого процесса я добиваюсь того, чтобы лист или холст, или любой другой материал, с которым работаю — «задышал», «зажил», что ли. Ну чтобы произведение стало органичным, живым, пластически достоверным. И это уже строится исключительно на внутренних ощущениях. И этот процесс даже трудно объяснить. Я просто в этот момент интуитивно чувствую: «вот тут оно ещё «не живёт», а вот здесь уже «зажило»!».

И поэтому мне всегда интересна мера свободы и недосказанности. 

"Луна" из цикла "Хазарский словарь", медь, стекло, спекание, 2004 г.
«Луна» из цикла «Хазарский словарь», медь, стекло, спекание, 2004 г.

Мне вспомнился твой большой графический проект по ХАЗАРСКОМУ СЛОВАРЮ Милорада Павича. Он разрастался у тебя от офортных листов до графических объектов и инсталляций.

Да, там сам текст провоцировал меня на игру с формами. С разными образами, пластикой, фактурами. Всё это позволяло играть с разными сценариями сочетаний.Основной приём Павича — взгляд на одно и то же событие с разных точек зрения. Я же пошла пошла от обратного: сделала разные формы досок-плашек и собирала из них одни и те же символы веры — крест, полумесяц, шестиконечная звезда.Те времена были вполне себе диетическими, как теперь мы понимаем: такая художественная игра ни у кого не вызывала оскорбления чувств верующих. А для Урала — котла народов, это вообще было актуально.

Потому это и стало ключевой частью экспозиции моего кураторского уральского проекта на Новосибирской Биеннале современной графики в 2003 году. И я помню как жюри биеннале это оценило: ты тогда получила лауреатский Диплом 2-й степени. Особенно гофроскульптуры «Ловцы Снов» в 2 метра произвели впечатление.

Мне самой было интересно представить этот странный образ Ловцов, когда Сон одного это Явь другого. Из этого возник образ фигуры, которая одновременно плоская и пространственная, фон и форма. Появилась идея сквозных отверстий и коллажа из фрагментов гравюр в общем силуэте, как эффект прорастания пространства выставки сквозь фигуру.

Сам термин «гипертекст» был мне в то время неизвестен, но приём оказался адекватный стилю романа. Эта идея меня потом привела к изобретению своего «обратного» калейдоскопа.

Калейдоскоп, 2002 г.
Калейдоскоп, 2002 г.

Мне хотелось оптические эффекты превращать в графическое пространство. Для этого я подвешивала калейдоскоп в разных экспозициях чтобы его вращали во все стороны, наблюдая внутри преломления объектов в графику зеркальных отражений. Тогда получался интересный эффект — не зеркальный объектив крутишь, а реальность вокруг него. Я даже попробовала сделать что-то вроде мультика: наклеила на круг картона фрагменты гравюр и вращала его перед зеркальным объективом. Получалась забавная подвижная графика. Игра в кино.

Игра всерьёз, я бы сказала, в твоем случае. Ты всё время как-будто исследуешь пределы правил.

Конечно. Потому что искусство это, возможно, единственный случай безопасного эксперимента. И без эксперимента оно становится скучным ремеслом. И пока не пустишься в этот экспериментальный путь, не погрузишься в сам процесс, не поймёшь что и как делать. Так и в моём долговременном проекте Хазарский словарь все сложности и хитрости экспериментов свелись к композициям из 2-х треугольных плат. Оказалось, что их достаточно для создания 3-х сакральных символов. Но эту простоту решения я бы не увидела, если бы не проработала все возможные ходы.

"Желтая книга", " Красная книга" из цикла " Хазарский словарь", офорт, 74х56, 2002 г.
«Желтая книга», » Красная книга» из цикла » Хазарский словарь», офорт, 74х56, 2002 г.

Труднодостижимая простота — самый ценный результат поиска.Ты много ездишь, участвуешь в международных художественных форумах, получаешь дипломы, премии. Ощущаешь ли ты как-то свою уральскость? 

Урал сформировал меня — я здесь родилась, здесь выросла и живу. Много и часто ходила по уральским горам и рекам походами. И, конечно, природный монументальный ландшафт формирует художественную оптику и мышление. Мне действительно интересно обобщать, концентрировать пластическую форму. И вообще очень интересно уплотнённое пространство, как в башкирских коврах или в петроглифах Алтая. Самое плотное пространство — в Киргизских и Казахских орнаментах, где фигура одновременно является ещё и фоном. Меня всегда волновала орнаментальность мира, интересны его фрагменты. Как говорила Паола Волкова — не фильм, а кадр. И ещё я очень люблю густо-черный цвет, я его чувствую как очень содержательный, осмысленный.

А недавно услышала, что для китайцев Свет всегда черный, а не белый. Всё сошлось!…

"Аллея" из цикла "Парки",х., акрил, масло, 120х90,  2013г.
«Аллея» из цикла «Парки»,х., акрил, масло, 120х90, 2013г.

Чёрный — это тоже Урал, наверное. Индустриальная кузница. А есть ли какие-то специфические сложности у художников, живущих в уральской провинции? В чём сложности Челябинской среды?

Для меня трудности Челябинска заключаются в том, что он беспробудно конкретный. Поскольку он сложился как город торговый и промышленный, то внутри этих прагматических функций и остался. У каждого города есть своя функция, за пределы которой ему трудно выйти. В жизни Челябинска всё крутится внутри этих задач — производство и потребление. Лишь единицы могут противодействовать этой логике. Они, как правило, реализуются в других регионах, чаще всего — в столице. Возможно, дело в том, что спрос на актуальное и интеллектуально многозначное художественное высказывание в городе невелик. Во время пандемии, когда все мы активно вышли в виртуальное общение на новых площадках Шар и Крест, АРТпандемия, я выяснила, я убедилась, что интерес к тому, что я делаю, чаще всего возникает у людей из других регионов и даже стран.

Сейчас появилось много инструментов онлайн взаимодействия и цифрового экспонирования. Я уже не говорю о цифровом искусстве. Может ли он-лайн взаимодействие стать альтернативой реального выставочного процесса, как ты думаешь?

Онлайн взаимодействия сейчас стало больше, конечно. Это очень удобный инструмент расширения пространства своего интереса и интереса к себе. Разумеется, хорошо иметь такой масштабный охват конспективного мирового художественного процесса. И даже иметь возможность включиться в него. Но выход в реальное пространство очень важен. Человек пока ещё существо аналоговое.

Воспринимать картину или другое визуальное искусство ему лучше в масштабе, в материале, в определённой среде и всеми органами чувств.

Светильник " Рыбы" , латунь, вырубка, 2008 г.
Светильник » Рыбы» , латунь, вырубка, 2008 г.

Для меня экспозиция — это целостное высказывание, а не просто предметная «развеска — расстановка». И строится выставка всегда также, как произведение: с учётом пространственного ритма, габаритов, световых и цветовых акцентов. Возможно, оттого, что я работала в своё время в музее, я знаю как меняется образ пространства от характера фактур тканей, освещения, нюансов цвета. Пространство — тоже образное высказывание.

Железная память. Лист 1. Для Новосибирской Триеннале 2021
Железная память. Лист 2. Для Новосибирской Триеннале 2021.

Арсен Ревазов. Техники инфраред и платинотипия. Читать далее.