Сергей Совков. Ценности новой России


Художник Сергей Совков об уникальной живописной манере “di vetro”, напоминающей готические витражи.

Сергей Совков

Сергей Совков (1972 г.р.)  — меткий наблюдатель и философ повседневности. Социальная тема – сцены из жизни современного общества, иллюстрирующие ценности новой России — одна из ведущих в  творчестве многих российских художников. Свои сюжеты Совков подсматривает  на улицах города и в тесной квартире, во дворе и на лестничной площадке. Разработал и работает в уникальной живописной манере “di vetro”,  напоминающей готические витражи.

Добрый день, Сергей. Расскажите о вашей технике Di Vetro.  

Это получилось случайно. У меня была картина с пионами. Я просто решил их «порубить» таким образом.

Сергей Совков. Пионы

Потом я эту картину привез в Италию и там мне одна художница, которая занимается поп-артом,  Roxy in the Box,  посоветовала:  «А попробуй взять какую-то современную тематику и решить ее в этой манере».  Мне это показалось интересным и, вернувшись домой,  я сделал «Несвятую троицу», впервые осознанно применив эту манеру.

Сергей Совков. Несвятая троица
Сергей Совков. Несвятая троица.

В ваших картинах часто встречаются социальные истории, будни молодежи и так далее. Вы об этом пишите, потому что на ваш взгляд эти проблемы сегодня актуальны?

Мне трудно сказать,  насколько они актуальны, они мне просто самому интересны. Я живу в молодом городе Тольятти, где средний возраст жителей 35 лет. Плюс, я работаю в Университете и вокруг меня много молодых людей. Мне их жизнь интересна.  Но вообще, это лишь одна из тем, которые меня интересуют.

Сергей Совков. Велосипедисты.
Сергей Совков. Велосипедисты.

А как сама молодежь реагирует на ваши работы?

«О круто, круто!» — обычно вот так. Мне нравится за этим наблюдать на своих выставках. Хотя вообще-то я во многом посмеиваюсь над самоуверенной, наивной молодежью. И в тоже время заряжаюсь их силой, энергией, радостью.

Как вы подходите к выбору сюжетов?

Наркоман из «Завтра не будет» — это сюжет из реальной жизни. Однажды, будучи студентом, мне пришлось пожить, окунувшись в эту среду.  Хозяин квартиры, в которой я временно жил,  был наркоманом и мне пришлось это все два месяца наблюдать. Так вот этот матрац полосатый он там на самом деле был. Самое ценное в этой картине для меня – это цветовое решение. Через цвет я попытался ту атмосферу передать. На самом деле она была невыносимая.

Сергей Совков. «Завтра не будет»
Сергей Совков. «Завтра не будет»

Боюсь предположить, что наркоманы и молодежь на лестничных клетках не пользуются бешеным спросом у Тольяттинских покупателей живописи …

В Тольятти у меня уже лет 5 ничего не покупали. Вообще. Даже цветы.  Город, в котором даже нет своего музея. Город с почти миллионом жителей. Есть одна Государственная Тольяттинская картинная галерея. И вот они «Наркомана» как раз купили. Тогда проходил конкурс ежегодный Картина года (правда сейчас этот конкурс уже свернули) и в рамках этого конкурса картина не взяла никаких мест, но меня просто отвели в сторону и без публики и сказали: «Мы хотим у вас ее купить».  Никто на нее публично не обратил внимания и не объявил, что ее берут. Я не знаю с чем это связано.  Как и в любом городе у нас есть Союз Художников и свои заслуженные художники, на чье мнение в основном опираются.  Галерея в том числе. Я всегда в стороне находился от всего этого.

Сергей Совков. День города
Сергей Совков. День города

Как западная публика реагирует на ваши картины?

Я всего лишь два раза участвовал в европейских выставках. Однажды был приглашен в голландскую галерею в городе Гронинген. И в Мюнхене меня тоже пригласили поучаствовать в выставке. Этой весной немцы обещают сделать персоналку. В целом хорошо реагируют. Как правило,  все спрашивают «Как вы там в России?», «Что у вас там происходит?». Я думаю информации достоверной также мало у них, как и у нас. Все на личном общении строится.

Сергей Совков. Странник.
Сергей Совков. Странник.

Интервью: Катя Карцева.