«Третий глаз»: что вы знали и не знали о латиноамериканском искусстве XX века?


Латиноамериканское искусство на примере коллекции музея MALBA в Буэнос-Айресе

ФОТО 1 -_9295

Последние несколько месяцев 2023 года обозреватель artandyou Елена Рубинова провела в Аргентине, проехав страну с севера на юг и обратно. Об искусстве этого отдаленного континента большинству из нас известно не так уж и много, поэтому предлагаем краткий экскурс в историю латиноамериканского искусства на примере коллекции музея MALBA в Буэнос-Айресе.

В музее MALBA (Museum of Latin American Art of Buenos Aires) я довольно быстро поняла, что кроме титульных имен латиноамериканского искусства, которые знают все, – Вифредо Лам, Фрида Кало и Фернандо Ботеро – остальное для меня terra incognita.

В контексте глобальной арт-сцены латиноамериканское искусство в течение долгих лет – вплоть до 80-х годов ХХ века – было маргинализировано, в первую очередь, по причинам политическим. Давно уже иначе.

Аукционные цены на современное искусство из Латинской Америки исчисляются сотнями тысяч, а то и миллионами долларов, и работы Вика Муниса или Тани Бругеры узнаешь еще прежде, чем понимаешь из какой они страны.

В российских музеях произведений работ художников из этой части света мало, выставки редки (выставка Ботеро в Эрмитаже и в ГМИИ проходила в 1993 году, а первая ретроспектива Фриды Кало в России состоялась только в 2016), и если мне удавалось что-то вживую увидеть, то в Европе. Справедливости ради, надо отметить, что Эрмитаж 20/21, когда это было еще возможно в 2019, устроил большую выставку Роберто Матты из американских музеев, но это скорее исключение. Тем интереснее оказалось проследить хорошо знакомые художественные процессы XX века, определившие мировую визуальную культуру, но с «переложением» на Латинскую Америку. Очень расширяет оптику, которая у нас, как известно, евроцентрична.

Антонио Берни. Великое искушение. 1962 г.
Источник: сайт музея MALBA

Удивительного в этом явлении ничего нет – в прошлом столетии многие латиноамериканские художники учились в Европе, а зачастую оставались там или так и жили в нескольких странах. Больше всех сказывается влияние Фернана Леже, Пикассо периода посткубистского экспрессионизма, Шагала и де Кирико, и вообще вся парижская атмосфера первой трети прошлого века, которая питала любой модернизм, независимо от страны.

В послевоенный период, как и повсюду, свое тотальное воздействие внес американский поп-арт, не будем перечислять иконы того времени. Это не помешало искусству Мексики, Бразилии, Аргентины, Чили, Кубы и других стран обрести собственные национальные школы и стили, прекрасно интегрируя полученный европейский опыт в латиноамериканские художественные реалии. Тем более, что, к примеру, сюрреализм как нельзя лучше сочетался с магическим образным мышлением и богатой литературной традицией этого континента.

Роберто Матта, Бедствия мистицизма, 1942 г.
Роберто Матта. Бедствия мистицизма. 1942 г.
Источник: сайт MALBA

Здесь и мистический реализм чилийца Роберто Матты, и политический сюрреализм мексиканца Альберто Хиронелья, и геометрические построения аргентинца Роберто Айзенберга, и тропический кубизм знаменитой бразильянки Тарсилы ду Амарал.

Все они в коллекции музея MALBA. Видимо, не в последнюю очередь, подобные процессы интересовали и создателя MALBA  – аргентинского миллионера Эдуардо Константини, коллекционера и филантропа, собиравшего свою коллекцию в течение 40 лет, прежде, чем в 2001 году он открыл музей.

Эдуардо Константини

Все началось, как у любого коллекционера, с любви к одному художнику:

«Однажды в галерее я увидел работы аргентинского художника Антонио Берни,» – признавался Константини в одном из своих интервью – «Так я купил мои первые две картины. И с тех пор не могу остановиться»

Антонио Берни, Манифестация, 1934 г.
Антонио Берни. Манифестация. 1934 г.
Источник: сайт MALBA

И, как выяснилось, не останавливается по сей день. Его самые громкие приобретения последних лет широко известны — в 2021 на Sotheby’s Константини приобретает полотно Фриды Кало «Диего и я» (1949 г.) за $34.9 млн, превзойдя прошлый свой рекорд.

Фрида Кало «Диего и я»,
Фрида Кало «Диего и я»
Фрида Кало. Диего и я. 1949 г. (Автопортрет повествует о страданиях художницы из-за романа Риверы с Марией Феликс, кинозвездой и близкой подругой художницы, который чуть было не послужил разрыву)

Годом ранее за два полотна великого кубинца Вифредо Лама и испано-мексиканской художницы Ремедиос Варо Константини выкладывает сопоставимую сумму. Теперь все эти работы – жемчужины его коллекции.

Ремедиос Варо. Икона. 1945 г.
Ремедиос Варо. Икона. 1945 г.
Источник: сайт музея MALBA

Процветает и музей, успешно выполняющий свою миссию — собирать, исследовать и продвигать латиноамериканское искусство с начала XX века до наших дней. Подарив своему детищу на старте более 240 работ из личного собрания, меценат создал структуру, напоминающую наш музей «Гараж» в его золотые дни и Музей русского импрессионизма одновременно. Правда, в отличие от российских меценатов, аргентинским коллекционерам в последние 30-40 лет не надо было уносить ноги и/или спасать свои состояния, хотя и тут бывали свои лихие времена.

MALBA находится под управлением некоммерческой организации Fundación MALBA, продолжает пополнять коллекцию, покупая работы современных художников со всей Латинской Америки и принимая их в дар. Здание музея, построенное в стиле деконструктивизма, немедленно было признано шедевром и стало одним из самых примечательных в городе.

Музей MALBA. Фото: Елена Рубинова
Музей MALBA
Фото: Елена Рубинова

Как и в музее «Гараж» (не сейчас, а прежде), здесь проходят и временные выставки и конференции. Есть кинопрограммы, магазин и кафе – словом, все по современному канону. Музей поддерживают почти полторы тысячи меценатов по всему миру, а по статистике его посещают ежегодно более миллиона зрителей. 

Кроме громких имен, присутствующих в коллекции и широко известных европейскому зрителю, в хорошо продуманную экспозицию под названием Tercer Ojo (Третий глаз) вошли работы и из коллекции самого музея, и из частного собрания Э. Константини. Кстати, название отсылает зрителя к образу, который не раз использовала на своих полотнах Фрида Кало. И шире – к пониманию, что любой художник обладает дополнительным видением. Экспозиция выстроена и хронологически – начиная с раннего модернизма и кончая концептуальным и политическим искусством 70-х годов -, и тематически: на каждый период XX века приходится тема трансформации чего-либо – природы, тела, социума. Довольно универсальный кураторский прием, позволивший охватить практически все.

Почти две сотни произведений в экспозиции дают объемное представление о том, как многие знаковые явления того или иного периода – по своей энергетике и посылу – перекликались с настроениями русских футуристов 1920-х годов, с европейским сюрреализмом 30-х (работы Роберто Матты, Антонио Берни и самой Фриды), с американским поп-артом 50-х, а подчас даже задавали новое направление в искусстве, как это было с кинетизмом и опт-артом, столь популярным в Европе в 60-е. Я даже нашла явный диалог с приемами московского концептуализма. Хотя, скорее всего, все проще – в 70-е и 80-е годы художники того поколения просто смотрели в одну сторону.

Вид экспозиции
Фото: Елена Рубинова

Разумеется, не последнее место в собрании занимает искусство социального протеста – как же в Латинской Америке без Риверы и Сикейроса? Специальное место в экспозиции отведено и работам Фриды Кало (легендарный автопортрет с обезьянкой и попугаем, находится именно здесь).

Встречает зрителя скульптурная инсталляция бразильской художницы Марии Мартинс «Невозможное». Я была очень удивлена, что она датирована 1945 годом. Если советское искусство, в особенности скульптура, происходили из соцреализма, творчество латиноамериканских художников развивалось многообразнее. И хотя экспликация утверждает, что скульптура символизирует отношения между мужчиной и женщиной, смыслов, кажется, гораздо больше. А с времени создания эта тема стала только еще более актуальной.

Мария Мартинс. Невозможное. 1945 г.
Мария Мартинс. Невозможное. 1945 г.
Фото: Елена Рубинова

Целый раздел художников, работавших в разных медиа и в разное время с 20-х годов, посвящен эко-тематике и называется Transforming the nature.

Леон Феррари. Начало и конец экологии, 2001г.
Леон Феррари. Начало и конец экологии, 2001г. (фрагмент)
Фото: Елена Рубинова

Может быть иное восприятие природы, угроза лесам Амазонки или особенности урбанизации, но экоповестка, ставшая повсеместным мейнстримом сегодня, тут была явно раньше. Есть даже видео-арт 1970-80-х годов – по качеству изображения видно, что было снято на VHS. И много фоторабот экологической тематики.

Николас Гарсия Урибуру. Гидрохромия Межконтинентальная. 1970 г.
Николас Гарсия Урибуру. Гидрохромия Межконтинентальная. 1970 г.

А начинается раздел картиной бразильской художницы Тарсилы ду Амарал – иконы бразильского модернизма. Название «Абапору» в переводе с языка одного из индейских племен означало «человек, который ест». Получив эту работу в подарок, ее муж поэт Освальд де Андраде написал «Манифест антропофага» — модернистский текст, смысл которого сводился к тому, что современное бразильское искусство включает в себя как европейскую, так и народную бразильскую традицию.

Тарсила ду Амарал. Ню. 1928 г.
Источник: сайт MALBA

Созданный Тарсилой персонаж решили использовать как символ нового движения в бразильском искусстве. Сама художница была столь прогрессивной, что даже успела в 30-е годы поучаствовать в левом движении и доехать до Москвы. Но, к счастью для нее, ненадолго. Вернулась на родину и прожила долгую жизнь в искусстве.  

Целый раздел под названием «Трансформация тела» посвящен развитию феменистских и квир практик в регионе. Жалею, что было мало времени в это вникнуть.

В двух залах представлена экспозиция кинетизма и оп-арта 1960-70-х годов. Недаром один из основоположников и даже предшественников этого течения – знаменитый аргентинец Хулио Ле Парк, давно выставляющийся по всему миру. Его культовая черно-белая зеркальная инсталляция «Лабиринт» несколько лет назад побывала на выставке «Трансатлантическая альтернатива» в музее «Гараж» рядом с работами группы «Движение» и художниками из Восточной Европы.

Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое и оптическое искусство Восточной Европы и Латинской Америки в 1950–1970‑е годы. Читать далее.

Еще недавно в Москве такие выставки были в порядке вещей, а теперь — летите за океан.

Лилиана Портер, Wrinkle. 1968 г.
Фото: Елена Рубинова

На выставке есть и целый ряд интересных графических работ, в том числе произведения аргентинской художницы Лилианы Портер ( правда аргентинская она скорее по происхождению — с 1960-х годов она живет в США, а ее работы есть во многих американских музеях). На выставке ее работа Wrinkle, 1968 года, того периода, когда она вместе с единомышленниками основала и вела Нью-Йоркскую графическую мастерскую – знаковое место для современной американской школы офорта и графики. .

Экспозиция кинетизма и оп-арта.
Фото: Елена Рубинова

Вячеслав Колейчук. Живая линия. К 80-летию со дня рождения основателя советского кинетизма. Читать далее.

В последние десятилетия, крупнейшие мировые музеи и другие арт-институции занимаются планомерным встраиванием латиноамериканского искусства в международный контекст. Работами из этого региона пополнили свои собрания Музей Гуггенхайма, МоМА, Тейт Модерн и Центр Помпиду. Художники из Латинской Америки неизменно присутствуют на всех крупных аукционных торгах и арт-ярмарках мира. 

По данным портала Artprice в период с 1998 по 2022 год на мировых торгах появлялись произведения 6 904 латиноамериканских художников, а суммарный аукционный оборот составил $2,9 млрд.

Музей MALBA с его богатой коллекцией и открытой выставочной политикой  – яркое явление далеко не только регионального масштаба. И несомненно вносит свою лепту в историю искусства, которая продолжается на наших глазах.