Для того, чтобы коллекционировать искусство с умом, я бы выделил два основных навыка:
Первый – это быть готовым тщательно и обдуманно исследовать, оценивать и покупать то произведение искусства, которое пришлось вам по душе.
Второй – это умение подбирать каждое отдельное произведение так, чтобы формировалась осмысленная группа – это и есть то, что называется коллекционированием.
Большинству людей кажется, что они понимают как составлять коллекцию, приобретая понравившиеся произведения искусства одно за другим, но это не имеет ничего общего с формированием осознанного плана приобретения произведений искусства на продолжительной основе, иными словами с построением коллекции. Дело в том, что вы можете найти искусство, которое вам понравится, где бы вы ни были, в огромном разнообразии тем, размеров, ценовых диапазонов, но это же может сбивать с толку и даже запугивать. Так как же разобраться во всем этом и выбрать направление, в котором двигаться? Как вы соотносите одно ваше приобретение с другим? Как вы организовываете и группируете вашу коллекцию? Как вы представляете вашу коллекцию окружающему миру? А, что самое главное, как делать все эти вещи правильно? Вот все то, что такое коллекционирование – это частный случай контролируемого, целенаправленного собирательства.
Великие коллекционеры обычно так же широко известны и уважаемы, как и искусство, которое они собирают. Возьмите, к примеру, коллекции Рокфеллеров, компаний Philips, Chrysler. Коллекционеры вроде этих известны, потому что демонстрируют такой же талант в собирании и группировании искусства, который художники демонстрируют в его создании. Аналогично, каждое произведение искусства в великой коллекции заслуживает высокого внимания, равно как и высокой цены не только потому, что оно таковое само по себе, но и благодаря компании в виде других экспонатов коллекции, которые его окружают.
Великого коллекционера, делает его или ее способность вычленять уникальные произведение искусства из миллионов других уже существующих и подбирать его таким образом, чтобы приумножать или способствовать нашему пониманию значимости этого искусства. В каждой зрелой коллекции общее становится более значимым, нежели сумма отдельных его частей, коллекционер начинает восприниматься как крупный авторитет в этом направлении, а в исключительных случаях начинает устанавливать стандарты, определять тренды, и оказывать значительное влияние на содержание коллекционирования последующих поколений.
Независимо от того, как вы рассматриваете ваше коллекционирование, серьезно или в качестве развлечения, существуют определенные технологии, которые вы можете направить на максимизацию не только качества и ценности собираемого вами искусства, но и ради вашего личного удовольствия.
Шаг первый — не изменять своим вкусам и предпочтениям, быть искренними в них и верными им.
Это значит осознание для самих себя того, что вам нравятся определенное искусство, независимо от того, какое искусство, вам кажется, должно вам нравится, или того, что является сиюминутной страстью. Все великие коллекционеры обладали этой чертой – это то, что помогало их коллекции выделяться на фоне остальных. Когда личностный оттенок коллекции игнорируется в пользу распространенных в обществе представлений, одна коллекция становится, как капля воды похожа на любую другую. Ограниченное количество человек диктует, массы следуют, когда каждый действует аналогично другому, тогда и искусство, которое мы видим от одной коллекции к другой становится скучным и повторяющимся. Коллекционеры, которые не боятся выражать себя, достигают прямо противоположного результата. Вспомним, к примеру, историю одного художника, который несколько лет назад собрал вместе картины, приобретенные в секонд-хэндах и на гаражных распродажах, зачастую стоящие чуть более несколько долларов за каждую. В конце концов, его коллекция околесила всю Америку и была опубликована в качестве книги. Эта коллекция не только позабавила нас, но и во многом расширила границы нашего понимания того, что вполне обоснованно может восприниматься как искусство. Он показал нам, что достойное внимания искусство может быть обнаружено где угодно, не только в ведущих музеях и дорогостоящих галереях. И он никогда бы не собрал такую коллекцию если бы подражал вкусам остальных, нежели был искренен в своих собственных.
Не ограничивайте себя одними и теми же музеями или галереями или куда бы ни было, вы не обращались в поисках произведений искусства.
Осмотритесь по сторонам, обратите внимание на то, что происходит в других местах. Исследуйте более разнообразно, не бойтесь экспериментировать. Периодический пересмотр ваших вкусов никогда не повредит. То, что восхищает вас сегодня, легко может заставить скучать завтра. Качественная коллекция всегда динамичная и никогда статичная.
Следующий шаг – это самообразование.
Опять же, наверняка вы хорошо понимаете то искусство, с которым имеет дело, но процесс обучения должен быть нескончаем. Оставайтесь сведующим покупателем, старайтесь обладать как можно большим количеством информации. Учитесь у профессионалов. Используйте каждую возможность обсудить лучшие стороны того, на что вы обращаете внимание с как можно большим количеством экспертов. Это не только повышает ваш навык отличать великое от хорошего и от плохого, но вы также защищаете себя от того, чтобы не оказаться в проигрышном положении на арт-рынке. Это подводит нас к следующей стадии.
Бок о бок со знаниями об искусстве идет знание рынка – и это то место, где многие коллекционеры терпят неудачи. Великие коллекционеры знают о каждом, кто продает то, что они коллекционируют , они находятся на вершине арт-рынка, и арт-рынок знает о них. Они в курсе последних новостей и когда что-то экстраординарное должно произойти, они одни из первых, кто знает об этом. Коллекционеры проделывают большой путь, чтобы одержать победу, когда лучшие экспонаты попадают на рынок, поскольку это происходит далеко не так часто. Они также знают как отличать то, когда арт-дилеры пытаются заверить их купить произведение искусства, а когда это действительно того стоит. Большая опасность — это по невнимательности подчиниться вкусам одного или двух дилеров, и со временем ваша коллекция все меньше становится тем, чем вы хотели ее сделать, и все более тем, чем дилеры говорят вам она должна быть. Понимание рынка также предохраняет вас от переплачивания.
Если задать вопрос касательно искусства, которое находится в коллекции, коллекционеры новички скажут, что они покупают что хотят, то, что им нравится. И это наиболее правильный подход, но чем больше опыта вы приобретаете, причины, по которым вы покупаете то, что вам нравится становятся все более сознательными, комплексными и целенаправленными. «Мне не только нравится эта скульптура, но это также первоклассный образец излюбленной художником темы, относящийся к его наиболее продуктивному периоду творчества и она заполняет существенную пустоту в моей коллекции».
Опытные коллекционеры демонстрируют это чувство уверенности и целенаправленности в своих самых общих планах. Вот где мы подходим к сущности коллекционирования, к тому, что отличает исключительную коллекцию от посредственной.
В исключительной коллекции каждый объект имеет свое место и роль, ничто не является случайным и произвольным.
Менее опытный коллекционер в свою очередь может знать многое о каждом отдельном экспонате своей коллекции, но ему может недоставать общего понимания, как компоненты его коллекции взаимосвязаны друг с другом, если он вообще взаимосвязаны.
Определите для себя эту взаимосвязь, чем раньше, тем лучше. Ликвидируйте случайность из вашего дела. Следите за тем, что происходит с вашей коллекцией. Постарайтесь понять, что те отдельные экспонаты из вашей коллекции, которые вы так любите, имеют общего? Задайте себе вопросы по типу:
- Почему мое искусство заставляет меня чувствовать себя хорошо?
- В чем оно меня удовлетворяет?
- Нравятся ли мне лидирующие темы, цвета, исторические аспекты, биографии художников?
- Придает ли мне моя коллекция особое значение и роль?
- Горжусь ли я тем, как моя коллекция подобрана?
- Заставляет ли моя коллекция взглянуть на жизнь по-новому?
- Это потому что она уникальная, древняя, современная, иностранная, локальная, большая, маленькая или, какая угодно еще?
Как только вы определите общие черты, вы поймете, на чем концентрироваться в момент последующих покупок. Коллекционер с миссией всегда более эффективен в своих покупках, нежели тот, который редко спрашивает себя, а почему он покупает то, что покупает. Кстати, если ответы на ваши вопросы звучали примерно «я покупаю то, что мои друзья покупают; я покупаю для инвестиций; я покупаю только известные бренды» — подумайте о том, чтобы вернуться к шагу один, чтобы понять какое искусство нравится действительно вам.
Итак, отличительная черта грамотной коллекции– это то, как она организована.
Большим опытом здесь для вас сможет сыграть профессия куратора. По сути, куратор тем и занимается, что объединяет несколько разрозненных произведений искусства в рамках единой идеи или концепции. Ходите в музеи, галереи и наблюдайте за работой куратора, как они преподносят свои выставки, что говорят о них, как организовывают, что печатают в каталоге. Будьте готовы, также внятно рассказывать о том, как вы пришли к тому, чтобы собрать все это замечательное искусство воедино, какую ценность ваша коллекция представляет в совокупности и в взаимодействии всех ее отдельных элементов. Замечательно если вы будете активно показывать вашу коллекцию публике, печатать каталоги – все это действует на увеличение стоимости всей коллекции в целом и отдельных ее частей в частности.
Проделывайте это регулярно даже если не для публики, то для себя. Это поможет вам понимать, откуда вы пришли и куда вы движетесь в вашей коллекции.
Следующий аспект грамотного коллекционирования – это документирование вашего искусства. Лучше всего это демонстрируется на рынке антиквариата. Выбирая из двух пейзажей одного и того же времени, одного и того же автора, одинаковых по размеру, качеству, состоянию и прочим деталям, один подписан в каталоге как «сельский пейзаж», другой «Вид на север с мыса Смит. штат Мэн. Сентябрь23,1876.выставленна вНациональной академии дизайнав1877 году.Первоначальноприобретена за $100РобертомБобом вABCGallery, Нью-Йорк,1877.ПроданоМэри Миллерв 1922 годуза $ 500,с тех пор передавалась по наследствувсемьеМиллер». Что вы выберете? Конечно, вторую. Это все равно, что выбирать между дворняжкой и псом с хорошей родословной.
За многие десятилетия коллекционирования ваша коллекция может начать обладать огромным количеством информации и деталей, которые, даже если вам кажется, вы прекрасно помните, лучше всего сразу записывать и документировать. Даже если вы приобрели произведение искусства, без тщательно задокументированной истории, вы можете всегда начать делать с того момента, как оно попало к вам. Вы также должны описать всю информацию, которую получили от дилеров во время покупки. Можете включить сюда информацию в виде:
- Любых историй, что дилеры рассказывали вам
- Какие-то запоминающиеся моменты, случившиеся во время покупки
- Выставлялось ли произведение для публики
- Кто художник, откуда он, что он окончил
- По какому поводу художник создал эту работу
- Сколько по времени создавалась работа, когда это произошло
Не думайте, что вам стоит скрывать все детали покупки. Зачастую коллекционеры выкидывают полученные в галерее бумаги или отказываются признаваться где они приобрели это произведение, за какую цену, какова была история его предыдущего владельца или история самого произведения. Причины обычно звучат следующим образом: «если люди узнают сколько я заплатил, я не смогу продать его дороже» или «если они узнают где я его купил, они пойдут туда же и купят сами». Если на то пошло вы не обязаны отвечать на эти вопросы каждому, кто интересуется, но хотя бы сохраните всю возможную информацию на будущее. Ваши наследники будут вам благодарны.
Подробное документирование (провенанс) не только повышают ценность самой картины, но и само по себе может представлять ценность, которая может возрастать.
К примеру если бы ваш дед купил работу Пикассо и сфотографировал для подтверждения Пикассо с этой работой. Либо у вас сохранился чек от продажи работы Ван Гога, причем цена за это время возросла в огромное количество раз. Уверяю вас, такие вещи могли бы стоить сегодня многие тысячи долларов.
Таким образом:
- Сохраняйте все чеки и бумаги, оставшиеся у вас от покупки.
- По возможности просите у художника или дилера, а лучше у того и другого зафиксировать продажу в письменном виде и начеркать вам пару строк об этом событии. Если они не захотят попросите их рассказать об этой работе, запишите это сами лучше на пленку.
- Попросите их сфотографироваться с работой. Тогда это сможет еще и подтвердить подлинность этого произведения при дальнейшей перепродаже.
- Попросите художника или дилера подписать вам каталог выставки или приглашение.
- Сохраняйте все каталоги, книги, брошюры, обзоры и так далее.
Эту информацию не только легко, но и приятно получать, она делает вас ближе с вашей коллекцией, и занимает всего несколько минут. Но эти несколько минут могут потом принести большие дивиденды.
Думайте о будущеем вашей коллекции.
Последний шаг, о котором рано или поздно придется задуматься это какова судьба коллекции после вашей смерти, кто будет ее владельцами в будущем – будут ли это музеи, родственники, или абсолютно чужие люди. Худший итог для любой коллекции это когда ее владелец не оставляет о ней ни малейшей информации потомкам, сколько она стоит, как ее хранить, как продавать ее или передавать в дар. Бесчисленное количество коллекций было продано за бесценок, а то и вовсе выброшено на помойку, потому что владелец не оставил никаких инструкций по ее дальнейшей судьбе или не уполномочил людей правом владения ей.
Коллекционирование и арт-консалтинг art2b