История великих коллекций и их создатели: Павел Третьяков


Как Третьяков пришел к коллекционированию живописи, воспитал в себе вкус и смог собрать великую коллекцию?

1

» Павел Третьяков.

Русскому человеку рассказывать,  чем прославился Павел Третьяков  занятие бессмысленное – все с школьных лет знают, что он основатель Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.  Осталось масса воспоминаний о нем, переписка с художниками и прочие документальные источники. Но интересно узнать,  как он сколотил свое состояние и как пришел к коллекционированию живописи, как воспитал в себе вкус и смог собрать действительно великую коллекцию?

Павел Третьяков родился в 1832 году у купца 2-й гильдии. Как известно в России того времени существовало разделение на 3 гильдии.  И если в 1-ю гильдию входили действительно богатые купцы, а в 3-ю в основном мелкие торговцы, то 2-я гильдия было чем-то вроде современного «среднего класса».  Так известно, что в 40-х годах семье Трятьяковых принадлежало 5 лавок в  Старых торговых рядах, где они торговали льняным полотном.  С ранних лет Павел и его младший брат Сергей начали помогать отцу вести дела. За полотном ездили в Кострому,  которая занимала первое место как по объемам производства льна, так и по его дешевизне — 1 руб.30 коп. за пуд (Барыков. Льноводство в Костромской губернии). После смерти отца семейный бизнес переходит в управлению старшему Павлу, который вместе с братом Сергеем решает открыть собственные бумагопрядильные мануфактуры в Костроме, то есть, говоря современным языком, открыть собственное производство. 

Известно, что с 60-х годов XIX века император Александр II начал проводить активные реформы и модернизацию. В результате в стране бурно начали развиваться капиталистические отношения. А условия при этом были очень выгодные.  Освобожденные от крепостного права  в работе нуждались миллионы людей, которые также отправились на заработки на фабрики, будучи готовым работать за копейки.  Братьям Третьяковым повезло,  вложив около 270 000 рублей золотыми, уже через несколько лет их мануфактура стала приносить им миллионы рублей. 

Известно, что в то время, бурно растущий купеческий класс стремился перенять привычки дворянства, в том числе увлечение театром, литературой  и живописью было повсеместно распространено.  

Новый класс стремился в своих привычках ни чуть не уступать дворянству, которое по-прежнему выступало поведенческим эталоном для разбогатевших купцов. История меценатства в России. Читать далее.

Так к коллекционированию живописи Третьякова подтолкнул его приятель купец  Федор Иванович Прянишников. Как и многие другие коллекционеры живописи и антиквариата того времени Третьяков отправился покупать картины на знаменитый рынок около Сухаревской башни, на котором по описанию современников того времени, можно было достать что угодно. Именно там Пьер Безухов из романа «Война и мир» купил себе револьвер.  Еще интересное воспоминание об этом месте приводится в книге «Записки москвича (Картинки, встречи, впечатления)»: 

«Из московских коллекционеров тут всех чаще ходил покойный А.П. Бахрушин, человек толщины и скупости невероятной. Раз я рассматривал витрину с миниатюрами. Мне очень понравился митрополит Филарет, артистически нарисованный. Я спросил о цене – двадцать пять рублей. Для меня это было несколько дорого, и я положил вещичку обратно. Вдруг я увидел круглую, как маленький аэростат, фигуру А.П. Бахрушина, медленно шагающую в нашу сторону. 
– Вот, – сказал я торговцу, – вот кому предложите. У него музей редкостей и масса миниатюр… 
– Это Бахрушин-то? – с явным пренебрежением спросил, поглядев, торговец. – Я ему и показывать ничего не стану. 
– Почему же? 
– Дело известное. Ему надо на грош пятаков купить. Он у меня этого митрополита Филарета года два торгует. С полтинника начал и теперь до десяти рублей дошел. Да еще старается меня в ловушку поймать. «Это, – говорит,– не настоящая миниатюра – подписи нет»…». 

На Сухаревке Третьяков в 1854 году приобрел 9 работ голландских художников за  900 рублей.  Надо сказать, что большинство купцов (Щукин, Морозов) коллекционировало тогда именно западную живопись, ее же стал собирать и Сергей Третьяков (впоследствии она вошла в собрание Третьяковской галереи). Но Павел Третьяков твердо решил собирать именно  русских  художников. И если старых художников в основном собирали в аристократических кругах, то Третьяков решил сделать упор исключительно на современных ему художниках. 

«Искушение» А.Н.Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В.Г.Худякова стали первыми работами, положенными в основу будущей великой коллекции русского искусства.  С самого возникновения “Товарищества передвижных выставок” Третьяков стал поддерживать входящих в него художников, покупая их работы.  Это был очень верный ход со стороны Третьякова – передвижники, одно из наиболее ярких, значимых, беспрецедентных явлений в истории русской живописи.  Так же проницательным было создание грандиозных серий работ, которые он заказывал художникам, например, галерея портретов деятелей русской культуры. 

Бизнес-смекалка помогла Третьякову и в том, как он организовал деятельность своего музея, который он задумал еще в 1860 году, составив свое первое завещание. Все проценты со своего капитала он отправлял на пополнение и обеспечение музея. Стоит сказать, что Третьяков не был транжирой. Он не устраивал балов, не был замечен никакими крупными тратами и кутяжами, которыми столь славилось русское дворянство и другие купцы. Он просто делал свое дело и приобретал то, что было его страстью. Каждый день он проводил осмотр своей коллекции. Это был для него своеобразный ритуал, иногда он подолгу останавливался у любимых картин. Проценты с своих доходов  он перечислял на развитие галереи. 

Итак, несмотря на то, что живопись собирала тогда практически вся купеческая среда, успех коллекции Третьякова обсуловлен тем, что он: 

— когда все вокруг собирали западных художников или художников прошлого, Третьяков не только стал поддерживать современных ему российских художников, покупая их работы, но, прежде всего,  тем, что скупал целые коллекции, а также заказывал им грандиозные проекты – портреты ведущих деятелей того времени; 

— вовремя почувствовал, что передвижники (подобно импрессионистам во Франции) займут одно из ведущих положений в истории отечественной живописи и связал свое имя с этим движением; 

— один из первых открыл свою коллекцию людям, впоследствии организовав крупнейшее культурное учреждение в России; 

— действительно любил свою коллекцию, проводя с ней по несколько часов с день, а не бездумно складируя; 

— любил художников, постоянно вращаясь в их кругах, узнавая последние новости, а также внимательно слушая их советы; вел себя с ними честно и открыто, в результате те увековечили его деятельность в своих воспоминаниях, дневниках.