Тима Радя – наиболее известный из современных российских художников, работающих в направлении стрит-арт. Его работа «Твой ход» прошла отбор в номинации молодой художник на Инновации 2011 года, вошла в один из ведущих каталогов уличного искусства Trespass. При этом, о самом Тимофее мало что известно. Неудивительно, ведь уличные художники практически всегда анонимны. Чем более они популярны, тем шире облако загадок или слухов вокруг их личности. Так и наш герой вежливо пояснил, что встречаться он не будет. Зато любезно согласился пролить свет на то, что такое стрит-арт, какую роль он играет в его жизни и в жизни каждого из нас. Ведь хотим мы того или нет, но уличное искусство окружает нас улицах городов.
Как давно ты занимаешься стрит-артом? Когда ты понял, что рисунки на стенах домов могут быть искусством?
Тима Радя: Почти два года. Для меня слово “уличное” важнее, чем “искусство”. Я понял, что стены гораздо интереснее, чем кажутся.
Какие особенности (преимущества и недостатки) есть у стрит-арта по сравнению с другими видами искусства? Почему ты выбрал именно этот способ самовыражения?
Тима Радя: В музеи и галереи ходят некоторые, а по улице ходят все. Я просто не вижу смысла в том, чтобы прятать свои работы от людей. Прошло это время.
Другая близкая мне тема – недолговечность. Лучше честная работа на месяц, чем, непонятно что, на века.
Улицы наших городов заполнены наружной рекламой, афишами, плакатами, как твои работы существуют в этих информационных потоках, какую роль выполняют?
Тима Радя: Думаю было бы правильнее сказать, что улицы ПУСТЫ наружной рекламой, афишами, плакатами. Это пустота. Я стараюсь выполнять обратную роль, насколько это возможно. Это как дерево, которое прорастает через асфальт, там, где никто не ждет. Каждый видел такое дерево.
Вообще, стрит-арт – это прерогатива исключительно крупных городов?
Тима Радя: Нет, это не связано с количеством жителей или размером бюджета. Вообще это ни с чем не связано, хотя можно сказать, что стрит арт чаще появляется в “культурных” городах. Или в таких, где жить не хочется, но это уже другой процесс — художников приглашают.
Хотел бы ты делать свои проекты в других городах мира? Может быть уже есть какие-то проекты и планы?
Тима Радя: Да, это важно. Работать в других странах гораздо сложнее, поэтому сейчас я хочу сконцентрироваться на этом.
У стрит-арт художника заведомо могут возникнуть проблемы с властями того места, где он создает свои несанкционированные работы. Сталкивался ли ты с этим?
Тима Радя: Время от времени я сталкиваюсь с какими-то мелкими угрозами. Но мы редко что-то портим, скорее людей возмущает сам факт. Это нагло — рисовать на пустом рекламном щите, это же не мой щит.
Тима Радя: С другой стороны огромные рекламные щиты — это само по себе нагло. Это человек им нужен, а не наоборот. Почему считается легальным затянуть огромный дом рекламой, целиком? Потому что за это платят. Сомнительный критерий, рано или поздно он уходит. Это происходит тогда, когда люди управляющие городом понимают, что если городская среда разрушена, ее нельзя купить. Ее нужно создавать снова, а найти идей сложнее, чем деньги.
Как бы ты определил, где проходит грань между вандализмом и уличным искусством?
Тима Радя: Легальные работы создаются реже, они могут быть более масштабными и долговечными, как public art. Если эти свойства не самые важные, можно работать нелегально.
Правомерно ли считать улицы наших городов, стены домов и так далее площадкой для свободного самовыражения любого желающего? Что должен осознавать новоиспеченный стрит-арт художник?
Тима Радя: Правомерно считать наоборот! Все, что нужно осознать, ты осознаешь в момент когда приходишь к стене и достаешь краску.
Насколько значимо для тебя экспериментирование с техниками, трудоемкость создания работы, рост мастерства – все то, что традиционно являлось важным для художника?
Тима Радя: Чаще всего трудоемкость связана с масштабом, в городе нужные большие вещи, сделать такие — очень сложно. Я всегда работаю в команде, мне всегда помогает 3-4 человека. Рост мастерства для меня связан с умением сочетать форму и содержание, с организацией процесса, поэтому иногда я тоскую по какой-нибудь кропотливой работе. Наверное это единственный повод сделать что-нибудь для музейного пространства.
Твои работы близки к политике, журналистике, очень актуальны и вписаны в повседневный контекст, значит ли это, что для тебя концептуальная идея, то есть содержание, опережает средства ее воплощения, то есть форму?
Тима Радя: Да.
Ты любишь ходить в музеи? Вообще, играет ли для тебя какое-то значение искусство художников прошлого?
Тима Радя: Да, но часто мне становится скучно в музее. Это зависит от качества произведений, гениальные вещи сразу видны. Конечно, как и история вообще, не обязательно история искусства. Человек мера всех вещей.
Тебе интересно творчество других художников работающих в жанре стрит-арта? Кого бы ты отметил?
Тима Радя: Я люблю очень многих. Чаще я запоминаю идеи, а не имена. Blu всегда радует меня.
Большинство стрит-арт художников имеют свой очень узнаваемый стиль, который тиражируют при помощи наклеек, трафаретов, или из раза в раз повторяющихся героев, но это же часто и замыкает их в определенные рамки. Твои же работы достаточно разные… Или ты просто еще находишься в поиске себя?
Тима Радя: Если честно, я не знаю, и это как раз то, что меня больше всего радует. Я хочу много всего попробовать, и посмотреть, как всё это работает.
Как ты вообще подходишь к поиску новых тем, сюжетов, как относишься к исследованию новых направлений – например, к видео-мэпингу, лэнд-арту и так далее?
Тима Радя: Мы должны использовать все возможности.
Стрит-арт по идее менее коммерциализирован, чем другие виды искусства. Его нельзя повесить у себя дома, приобрести в коллекцию. Однако некоторые работы Баскии, Бэнкси, Шепарда продаются за большие деньги. Получается стрит-арт такая же полноправная часть арт-рынка как и другие виды искусства?
Тима Радя: В общем-то да, многие уличные художники продают свои работы. Меня этот вопрос не очень волнует — художники разные, цели разные.
Ты хотел бы иметь возможность зарабатывать на жизнь своими работами или, напротив, уличное искусство только тогда и остается искренним пока не приносит денег? А вообще искусство должно приносить доход своему создателю?
Тима Радя: Есть разные способы зарабатывать искусством , искренние и не очень. Если человек зарабатывает на том, что ему очень нравится делать — это прекрасно.
Тебя напечатали в книге Trespass, ты был в шорт-листе Инновации 2011 года, насколько важно для тебя признание профессионального сообщества – отзывы критиков, награды на престижных премиях?
Тима Радя: Конечно это важно, и бывает очень приятно, например Trespass. Но как только появляются большие деньги, как в случае с премиями, все незамедлительно начинает таять — и идеи, и люди.
Кстати, тогда главный приз достался арт-группе Война. То, что они делают тоже можно назвать стрит-артом? Вообще в целом ты интересуешься тем, что делают другие наши художники?
Тима Радя: Стрит артом можно назвать, что угодно сделанное на улице. Конечно, я внимательно слежу за работами уличных художников, и по возможности за всеми остальными.
Что для тебя значит успех?
Тима Радя: Когда ты пишешь надпись, которую на следующий день увидит вся страна, и ни один из пяти патрулей, проезжающих мимо, не останавливается. И еще я видел одну надпись на стене, такую — “успех — это провал”.
Эти и другие фото работ Ради на сайте http://t-radya.com
Интервью: Катя Карцева.