Выставочные планы Музея русского импрессионизма на 2023


Новый выставочный сезон откроет проект о заграничных поездках русских художников. Летняя экспозиция будет посвящена одной из первых российских галеристок Надежды Добычиной. Завершит год выставка произведений неизвестных художников.

1.Выставка Отличники. Бродский Исаак. Сказка. 1911. Государственный художественный музей, г. Ханты-Мансийск

В 2023 году Музей русского импрессионизма продолжит знакомить посетителей с яркими явлениями и событиями в истории отечественного искусства конца XIX – первой трети XX века. Все проекты как и всегда будут сопровождаться обширной просветительской программой для детей и взрослых, а также включать в себя инклюзивные мероприятия.

Выставочный сезон откроет проект «Отличники» (9 февраля — 21 мая) о европейских путешествиях молодых русских мастеров – лучших выпускников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Бродский Исаак.
Бродский Исаак. Дети на берегу моря. Капри. 1909-1919.

Начинающие амбициозные художники на рубеже XIX – XX веков отказались от подражания зарубежным мастерам и, переосмыслив полученный за границей опыт, положили начало новому витку развития русского искусства. Этот переломный период можно проследить в работах участников пенсионерских поездок: от академических произведений Генриха Семирадского до импрессионистических экспериментов Ильи Репина, Василия Поленова и их последователей.

В экспозиции будут представлены как известные мастера, так и художники, для которых проведенное за границей время стало наиболее ярким этапом в творчестве. Посетители увидят полотна Бориса Кустодиева, Исаака Бродского, Михаила Демьянова, Александра Яковлева, Василия Шухаева и других живописцев из частных коллекций и федеральных и региональных музеев, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко.

Спецпроект на третьем этаже музея покажет работы европейских мастеров, чьи имена встречаются в письмах и воспоминаниях русских живописцев о зарубежных поездках. Произведения Камиля Коро, Гюстава Курбе, Эжена Каррьера, Франца фон Штук и других художников из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина перенесут в творческую атмосферу европейских столиц рубежа XIX – XX веков.

«Выбор Добычиной» (8 июня — 24 сентября) 

Кузьма Петров-Водкин. Натюрморт.
Кузьма Петров-Водкин. Натюрморт. 1920. Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастее

Летом 2023 года в музее откроется выставка, посвященная одной из первых российских галеристок Надежде Добычиной. В созданном ей Художественном бюро в Санкт-Петербурге в 1910-е годы состоялась персональная экспозиция Наталии Гончаровой и «Последняя футуристическая выставка картин “0,10”», на которой впервые был показан «Черный квадрат» Малевича. 

Благодаря поддержке Надежды Евсеевны ряд художников-новаторов, в том числе Марк Шагал и Василий Кандинский, смогли впервые широко представить свои работы столичной публике. Кроме того, она сформировала собственную коллекцию искусства, в которую входили работы Александра Бенуа, Константина Сомова, Ольги Розановой, Кузьмы Петрова-Водкина, Мартироса Сарьяна и других мастеров начала XX века. 

Выставка «Выбор Добычиной» расскажет о значении фигуры Надежды Евсеевны для русской культуры и станет одним из первых больших исследований ее деятельности. В состав экспозиции войдут как произведения из личного собрания Добычиной, так и работы, показанные на выставках в Художественном бюро, которые сегодня хранятся в государственных музеях и частных собраниях.

Выставка произведений неизвестных художников (октябрь 2023 январь 2024)

Неизвестный художник. Композиция (Рождение). 1910-1920-е. Холст, масло. Частное собрание, Европа

Осенью Музей русского импрессионизма приглашает на выставку живописи и графики неизвестных художников конца XIX – первой трети XX века из государственных музеев и частных собраний. Имена этих мастеров не установлены в силу исторических обстоятельств, однако их произведения могут встать в один ряд с работами известных искусствоведам живописцев. В экспозиции будут представлены работы, которые редко попадают поле зрения посетителей из-за отсутствия подтвержденного авторства. 

Зачастую на крупных выставках отдается предпочтение знаменитым художникам, тогда как произведения «н/х» подчас не уступают им по качеству исполнения. Кураторы предлагают сконцентрироваться на представленных полотнах и их художественных характеристиках, абстрагировавшись от имени.