Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Уличные художники vs арт-рынок: опыт Кирилла Кто, Димы Аске, Ивана Симонова


Уличные художники рассказали как происходит развитие их карьеры в структуре арт-рынка и какую роль играют галереи

photo1710144695

Граффити стали появляться в России и странах СНГ в конце 1980-х, позднее распад СССР и резкий приток западной культуры спровоцировали лавинообразный рост популярности уличной субкультуры. На рубеже 2000-х годов, вместе с появлением специализированных фестивалей, стрит-арт обретает широкую аудиторию, а с 2010-х галереи современного искусства начинают делать выставки уличных художников. Многие из представителей «уличной волны» стали хорошо продающимися авторами. Продюсер ЦСИ Винзавод, арт-менеджер биеннале уличного искусства АРТМОСCФЕРА и Syntax Gallery Мария Томашева расспросила трех успешных авторов Кирилла Лебедева Кто, Дмитрия Аске, Ивана Симонова, как удается «поженить» бунтарский дух улицы с карьерой на арт-рынке? (Интервью делались в рамках магистерского исследования Марии Томашевой «Продвижение уличных художников галерейными способами» в магистратуре РГГУ).

Кирилл Лебедев Кто

Кирилл Кто, работа Ивана Симонова, ЦСИ Винзавод.

Какими галерейными способами продвижения вы пользуетесь?

Кирилл Лебедев Кто: Прямые продажи, продажи через сайт, инициирование публикации в СМИ, содействие таким публикациям, инициирование и поддержка коллаборативных проектов, арт-ярмарки.

Необходимы ли в принципе уличному художнику галерейные способы продвижения?

Кирилл Лебедев Кто: Вопрос смешной, потому что у меня была работа, где написано:

«Какой же ты уличный художник, если до сих пор ни с какой галереи не сотрудничаешь?»

Вообще уличному художнику галерея не нужна, но в России возникла абсурдная ситуация — оказалось так много интересных уличных художников, что галереи стали с ними работать. Теперь почти все эти самые интересные художники уже в галереях.

В чем основные сложности коммерциализации уличного искусства?

Кирилл Лебедев Кто: Основная сложность в том, что оно должно находиться на улице и воспринимается напрямую не ценителями, а широким кругом зрителей. И галерея не может себе позволить сохранять свойственные уличному искусству незаконность, несанкционированность и хулиганство. Галерея может только продавать какие-то объекты, созданные студийным образом, а продать уличное искусство она не может никак.

Уличный художник должен оставаться на улицах, чтобы не испортить себе окончательно репутацию.

Через какие каналы продаж осуществляется наибольшее количество сделок?

Кирилл Лебедев Кто: Ярмарки мне дают наибольшее количество продаж. Хотя лично у меня активно работы продаются и через Instagram*, но более дешёвые работы, чем на ярмарках. (Деятельность организации Meta Platforms Inc, ее продуктов Instagram и Facebook запрещена в Российской Федерации).

Какие общие принципы продвижения уличных художников вы бы сформулировали?


Кирилл Лебедев Кто: Прямое высказывание на улицах. Без него уличного художника не существует. Бэкграундом размахивать в стрит-арте не имеет смысла, потому что важно, чтобы ты действовал и достаточно регулярно в уличной среде. Основное и наиболее эффективное продвижение — это соцсети. Ну и дальше по классике: интервью, публикации, фильмы, коллаборации и галереи, но самым главным остается присутствие на улицах и социальные сети.

Дмитрий Аске

Фрагмент мурала «Между» Дмитрия Аске в Новой Третьяковке

Какими галерейными способами продвижения вы пользуетесь?

Дмитрий Аске: Галерея Ruarts, с которой я сотрудничаю, несколько раз выставляла мои произведения на ярмарках в Москве и за границей. Каждый раз картины находили коллекционеров. В 2020-м на Cosmoscow галерея сделала мой моно-стенд и продала 13 из 14 работ. Помимо этого Ruarts включают мои работы в почтовые рассылки клиентам, демонстрируют их на групповых выставках на двух своих площадках. Фонд Ruarts проводил масштабный выставочный проект «Части стен» в Петербургском Манеже с работами художников уличной волны. Ещё галерея иногда помогает художникам участвовать в паблик-арт проектах, как в проекте «Арка», когда я и другие авторы рисовали на воротах ММСИ в Ермолаевском переулке. И, конечно, нельзя не упомянуть проведение персональных выставок.

Необходимы ли в принципе уличному художнику галерейные способы продвижения?

Дмитрий Аске: Если художник делает акцент на своей «уличности», то он может обойтись без постоянного сотрудничества с галереями. Но если автор много внимания уделяет студийным работам, рано или поздно он будет искать галерею для сотрудничества. Продавать работы можно и самому, показывая их в соцсетях, но правильно провести выставку, которая соберет платёжеспособную аудиторию. Без галереи это очень сложно.

В чем основные сложности коммерциализации уличного искусства?

Дмитрий Аске: На самом уличном искусстве особо не заработаешь. Заработать можно на продаже студийных или тиражных работ.

Через какие каналы продаж осуществляется наибольшее количество сделок?

Дмирий Аске: Я иногда сотрудничаю с аукционом Vladey и иногда продаю работы из мастерской, но так как основной объем картин я готовлю для персональных выставок, все их продает галерея.

Какие общие принципы продвижения уличных художников вы бы сформулировали?

Дмитрий Аске:   Нужно быть уверенным в потенциале художника. Найти с ним взаимопонимание по всем рабочим вопросам. Формировать имидж через соцсети. Большие проекты в городе тоже привлекают внимание новой аудитории. Но самое важное — это работа с коллекционерами и продажи. Персональные выставки в галерее — наиболее эффективный способ взаимодействия художника и зрителя. Но надо понимать, что одной галерейной работы не достаточно.

Автор должен прикладывать собственные усилия не только для создания произведений, но и их популяризации.

Иван Симонов

Иван Симонов. Проект «Маленькие люди», ЦСИ Винзавод

Какими галерейными способами продвижения вы пользуетесь?

Иван Симонов: Основной галерейный способ продвижения художника — это выставки. Также галереи могут помогать с продажей работ своих художников на онлайн-платформах,  публикацией статей в тематических изданиях. Но активный пиар со стороны галереи не так часто происходит, как и использование сторонних онлайн-ресурсов. Я более ответственно подхожу к использованию таких инструментов в целях само-продвижения. Я и моя жена и менеджер Маруся самостоятельно находим партнёров, просим распространять и выкладывать работы в блогах, на специализированных ресурсах. Я сам пишу своим галереям, напоминаю выкладывать мои работы и обновлять. По большому счету, все моя инициатива, потому что галереи, когда нет выставки, делают это недостаточно активно. В последнее время я даже стал привлекать пиар-менеджера для организации рассылок прессе, что оплачиваю из своего бюджета. Сам ищу опен-коллы, отправляю заявки. Все это является способами продвижения моего искусства.

Как складываются отношения между художниками, если они любовники? Читать далее.

Необходимы ли в-принципе уличному художнику галерейные способы продвижения?

Иван Симонов: Выставки точно нужны. Потому что выставки — это и утверждение тебя, как художника, который достоин собственной выставки, и популяризация искусства, и наращивание новой аудитории. Нужны ли вообще уличному художнику галереи? С одной стороны нужны, потому что это и статус, и его подтверждение. Это как московская прописка, выводит уличного художника на новый уровень карьеры. Но большинство стрит-артистов зарабатывают сами, используя те каналы, о, которых я выше говорил.

В чем основные сложности коммерциализации уличного искусства?

Иван Симонов: Мне кажется, что коммерциализация уличного искусства как раз происходит довольно легко, потому что оно больше подходит для коллабораций. Стрит-арт по своей природе — доступен, понятен широкому зрителю, хорошо ложится на любую продукцию. Его проще адаптировать под свитшоты, брелки, печать и прочий мерч. 

А если говорить про коммерциализацию уличного искусства в виде живописи или арт-объектов, то основная сложность в том, что уличное искусство всё равно пока ещё недооценено. Оно всё больше начинает присутствовать в музеях и галереях, но к нему по-прежнему относятся как к декоративному искусству или «не до искусству».

В галереях уличных художников представлено достаточно, но мало кто из галеристов, как и коллекционеров, действительно глубоко разбирается в этой теме, а для коммерциализации это очень важно. Хотя я вижу, что покупатели все более активно участвуют в аукционах, которые сами же уличные художники устраивают.

Внутри комьюнити имеется скептическое отношение, что, если ты продаёшься или сам себя продвигаешь, то это уже не по-настоящему, не от души, а ради денег. Значит, ты уже не «трушный». Внутренняя этика сдерживает многих авторов от продвижения и построения карьеры на арт-рынке.

Через какие каналы продаж осуществляется наибольшее количество сделок?

Иван Симонов: Самый эффективный способ продвижения это —  Instagram* (Деятельность организации Meta Platforms Inc, ее продуктов Instagram и Facebook запрещена в Российской Федерации), и прочие соцсети, безусловно. Telegram, тоже отлично работает. При том, что галереи очень плохо этим инструментом пользуются, они фактически его отрицают. Но для художника соцсети — это самый эффективный инструмент, где больше всего активности, медийного охвата и продаж, в том числе. А вот выкладывание работ на сайтах и платформах, таких как biz.art лично мне продаж не приносит. 

Хорошо работают либо выставки, либо, в наименьшей степени, ярмарки. Есть крупные ярмарки, как Cosmoscow. И поменьше, как Blazar или WIN-WIN, где художник может выставиться самостоятельно, без галереи. Это удобный формат знакомства и наращивания клиентской базы. У меня уже имеется своя наработанная база коллекционеров, которым я делаю рассылки, всеми доступными способами, во всех доступных менеджерах.

Какие общие принципы продвижения уличных художников вы бы сформулировали?

Иван Симонов: Во-первых, создание работ на улице. Это то, что позволяет себя показать широкому кругу людей, то есть тоже работает популяризация. Если у тебя нет выставок, но ты делаешь много работ на улице, то у тебя также появляется узнаваемость. Во-вторых, коллаборации с другими художниками или с какими-то брендами. Если у тебя коллаборация с большим брендом, это очень хорошо для продвижения. В-третьих, создание муралов и участие в фестивалях. Уличных художников отличает от всех других то, что они делают уличные работы, и участвуют в фестивалях. А выставки, участие в ярмарках — это уже универсальный для всех современных художников инструмент, который относится и к каналам продаж, и к продвижению.