Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Третьяковка анонсировала, какие выставки планируются в 2023


Третьяковская галерея анонсировала наиболее крупные выставочные проекты 2023 года. В течение года информация может корректироваться.

fb25dec5ac368e70da97178456326dce

Главный музей национального искусства России — Государственная Третьяковская Галерея, хранящая и экспонирующая 11 веков русского искусства, объявила выставочные планы на будущий год.


Неля и Роман Коржовы. Соавторы не заключают соглашений. 10 февраля 2023 года – 14 мая 2023 года. Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 38
Р.В. Коржев. Фальшфасад. 2022. ГТГ.

Выставка-инсталляция представляет проект художников-супругов, которые уже многие годы разделяют общий путь в искусстве. Личное и творческое в их деятельности
тесно связано, и регламентировать эти отношения невозможно. Творчество обоих мастеров представляет собой открытую систему: свое авторство они программно разделяют с Другим. Так, Неля Коржова воссоздает на фигуративных живописных
полотнах реальность, которая восходит к кадрам художественных фильмов, то есть свои образы она разделяет с образами Микеланджело Антониони, Джима Джармуша, Бернардо
Бертолуччи и других режиссеров. В свою очередь, видеоработы Романа Коржова строятся на длительном статичном документировании фрагмента реальности. Включая камеру,
художник не может в полной мере предусмотреть, что перед ней будет происходить: реальность становится его соавтором.
Экспозиционное пространство разделят на отдельные секции, и оно будет напоминать жилые интерьеры, в стены которых, подобно окнам, встроены произведения — станковые полотна Нели Коржовой и видеопроекции Романа Коржова. Также в экспозиционные стены будут встроены зеркальные панели, способные отражать находящихся перед произведениями зрителей. Сами зрители окажутся соавторами выставки. Искусство Нели и Романа Коржовых предлагает посетителям
приобщиться к увлекательному опыту всматривания в искусство, а сквозь него — в мир.

In Memoriam. 18 апреля – 16 июля 2023.
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 3-й этаж.
выставки Третьяковки 2023
Б.М. Кустодиев. Портет А.В. Щусева. 1917. ГТГ.

Проект посвящен анализу и размышлениям над важной для современного мира темой памяти о человеке и тому, как она раскрывается в художественной культуре. Портреты Петра I, А.С. Пушкина, М.А. Врубеля, В.И. Ленина, В.В. Маяковского, Б.Л. Пастернака, Л.Н. Толстого, П.М. Третьякова, К.Э. Циолковского, С.М. Эйзенштейна и других знаменитых деятелей, внесших значительный вклад в отечественную историю и культуру, представляют обширное поле для размышлений на тему «Публичная личность — художник». Помимо живописных и скульптурных произведений, в экспозицию включены
гипсовые посмертные маски, являющиеся историческим документом и зачастую основой — материалом для создания произведения искусства. Выставка впервые приоткроет перед
публикой завесу тайны над одной из самых малоизвестных коллекций Третьяковской галереи — собранием слепков и масок. Проект-размышление позволяет продемонстрировать зрителю, как складывается и трансформируется в общественном сознании представление о личности и ее роли в истории и культуре.

Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова. 17 мая – 15 октября 2023. Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 39–42.
И.В. Клюн. Натюрморт со стеклянной посудой. 1926. ГТГ.

Выставка познакомит посетителей с новыми приобретениями и дарами произведений графики ХХ–ХХI веков в собрание Третьяковской галереи — как шедеврами классиков отечественного искусства, так и работами, которые отражают
основные тенденции развития рисунка, акварели и гравюры за последние 100 лет. Самые ранние произведения, которые будут включены в экспозицию, относятся к концу 1910-х годов и представляют творчество лидеров русского авангарда — Казимира Малевича, Александра Родченко, Варвары Степановой, самые поздние — к началу 2020-х, и среди них работы Кирилла Мамонова, Александра Ливанова, Германа Черемушкина и других.
Среди важнейших экспонатов — графические листы великих «формалистов» Владимира Фаворского, Константина Истомина, Николая Купреянова, их учеников и последователей.
Значительное место отведено работам художников, определивших лучшие качества графического искусства 1930-х годов: Николаю Лапшину, Владимиру Гринбергу, Татьяне
Мавриной. Будут показаны произведения прославленных шестидесятников и семидесятников: Виктора Попкова, Николая Андронова, а также представителей «другого искусства» — Владимира Немухина, Михаила Шварцмана, Юло Соостера. Завершат выставку монументальные листы Олега Кудряшова — дань памяти выдающемуся офортисту и рисовальщику, ушедшему в 2022 году.

На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве. 18 мая – 30 октября 2023. Третьяковка в Самаре, Фабрика-кухня, Ново-Садовая улица, 149
выставки Третьяковки 2023
И.И. Машков. Натюрморт с фарфоровыми статуэтками. 1922. ГТГ.


Проектом «На вкус и цвет…» Третьяковская галерея открывает для публики здание своего филиала Третьяковка в Самаре — прошедшую сложнейшую реставрацию знаменитую Фабрику-кухню, шедевр архитектуры советского конструктивизма. Выбор
темы первой выставки не случаен, ведь пространство, для которого она создавалась — Фабрика-кухня, бывший утопический конвейер с непрерывным циклом производства и потребления. Ключевой мотив проекта — еда как первооснова человеческого опыта и универсальная метафора в российском искусстве с XIX века по настоящее время. В структуре экспозиции отражен образ трапезы как процесса с делением на первое, второе и третье. Эта цепочка повторяет ритм и эмоциональный спектр человеческих состояний, связанных с утолением голода и получением удовольствия от еды: предвкушение, услаждение, пресыщение. Каждому этапу цикла, в который вовлекается зритель, соответствует определенный зал, произведения в котором подобраны и объединены в различные «гастрономические репертуары». В состав экспозиции войдет около 150 произведений из музейных и частных собраний. Впервые в Самаре будут представлены знаменитые шедевры из постоянной экспозиции Третьяковской галереи: работы П. Федотова, В. Перова, Б. Кустодиева, К. Петрова-Водкина, З. Серебряковой, Н. Гончаровой, П. Кончаловского, И. Машкова.

Академический рисунок конца XVIII – начала ХХ века из собрания Третьяковской галереи. Конец мая – ноябрь 2023. Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54.
выставки Третьяковки 2023
В.А. Серов. Натурщица. 1905. ГТГ.


Русская академическая школа рисунка традиционно пользовалась у художников высоким авторитетом. На протяжении полутора столетий практикуя и оттачивая учебные
приемы, выработанные мастерами искусства еще в эпоху Возрождения, она наделяла своих питомцев умениями и навыками, дававшими им свободу самовыражения.
Цель проекта — познакомить зрителя с процессом обучения рисунку, основе любого вида изобразительного искусства. Разделы экспозиции позволят представить разные учебные художественные практики, к которым приобщались студенты
Петербургской Академии художеств, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а также мастерских различных художников-педагогов и других художественных учебных заведений на пути к вершинам мастерства. Большая часть этих
учебных материалов по сей день остается неизвестной ни широкой публике, ни специалистам и будет демонстрироваться впервые. В экспозицию войдут учебные рисунки выдающихся русских художников: Александра Иванова и Алексея Егорова, Карла Брюллова и Ореста Кипренского, Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Поленова, Михаила Врубеля, Михаила Ларионова и многих других. Выставка даст возможность обратиться к истокам творческой деятельности этих мастеров, понять, с чего начинался их путь.

Маринист Алексей Боголюбов. 15 сентября 2023 – 24 января 2024. К 200-летию со дня рождения. Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 3-й этаж.
А.П. Боголюбов. Катание на Неве. 1854. ГТГ.

Крупный выставочный проект посвящен выдающемуся маринисту и пейзажисту Алексею Петровичу Боголюбову (1824–1896), обширное наследие которого включает все разновидности ландшафтной живописи — от марин до городских и природных видов. Профессиональный моряк, военный топограф и путешественник, Боголюбов прославился как автор масштабных батальных полотен, воссоздающих исторические сцены сражений российского флота. Потомственный дворянин, снискавший
расположение двух российских императоров, видный деятель Императорской Академии художеств, он также был членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Многообразие деятельности Боголюбова определило тематические разделы выставки: «Академик „по живописи морских видов“», «Историограф российского флота»,
«Боголюбов и Товарищество передвижных художественных выставок», «Художник на этюдах. Европейский пленэр Боголюбова: Италия – Голландия – Германия – Франция».
В состав выставки войдет около 150 живописных и графических произведений из центральных и региональных музеев России. Также планируется участие в проекте Национального художественного музея Республики Беларусь.

Николай Рерих. 10 октября 2023 – март 2024. Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 60–62
выставки Третьяковки 2023
Н.К. Рерих. Портрет отца. 1938. ГТГ.

Масштабный выставочный проект Третьяковской галереи приурочен к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874–1947) — знаменитого
художника, мыслителя, археолога, путешественника, наследие которого будет представлено как целостное явление отечественной и мировой культуры. Вошедшие в состав выставки художественные произведения и документальные материалы из российских музейных собраний продемонстрируют широту и
многогранность творческой деятельности художника. В экспозицию будут включены свыше сотни произведений живописи и графики — от знаменитых шедевров «Гонец» и
«Заморские гости» до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Вестник». Рерих будет представлен не только как «мастер гор», создатель станковых произведений, но и как художник, успешно реализовавший свой талант в театре и архитектуре. Сенсацией
выставки станет первая демонстрация для публики театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балета Сергея
Дягилева». Экспозицию дополнят половецкие идолы и памятники искусства Древней Азии, тибетские тханки, мемориальные предметы, архивные материалы, книги Н.К. Рериха об археологии, путешествиях, а также философские труды.

Герои и современники Серебряного века. Ноябрь 2023 – май 2024. Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54
А.Н. Бенуа. Портрет короля. 1906. ГТГ.

Выставка из фондов графики Третьяковской галереи посвящена одному из самых блестящих и противоречивых периодов в русском искусстве — началу ХХ века. Рубеж столетий был отмечен сломом старой эстетической модели и поиском новой. Отсюда
разнообразие стилей, направлений, авторских почерков, теорий, художественных обществ. Поэтический термин Серебряный век обозначает не какое-то конкретное направление, но, уравнивая и примиряя все, создает образ этого времени — яркого и
трагического заката империи. Выявляя то новое и характерное, что каждая из художественных группировок и авторских систем внесла в развитие искусства, выставка позволит показать многоголосье стилей, формы их взаимодействия и взаимообогащения. В состав экспозиции, построенной вокруг ведущих персонажей эпохи, войдут графические работы Александра Бенуа и Казимира Малевича, Валентина Серова и Марка Шагала, Михаила Врубеля и Василия Кандинского, Льва Бакста и Михаила Ларионова. Выставка представит наиболее объективный и выразительный портрет эпохи Серебряного
века.

Александр Иванов — мастер акварели. Ноябрь 2023 – май 2024. Жанр и пейзаж. Лаврушинский переулок, 10, зал 11
А.А. Иванов. 1830-1840. ГТГ.

Третьяковская галерея хранит крупное графическое наследие Александра Андреевича Иванова (1806–1858), включающее более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов. Полнота собрания позволяет формировать сменяющие друг друга
экспозиции. Выставка познакомит зрителей со сценами из итальянской жизни и пейзажами Италии, выполненными акварелью. В экспозицию будут включены жанровые композиции, созданные Ивановым в 1839–1842 годах, которые были задуманы как подарки высочайшим особам в связи с их
приездом в Рим, а также этюды второй половинs 1840-х – 1850-х годов: залитое солнцем морское побережье с рыбацкими лодками, террасы, увитые зеленью, уголки тенистого
парка. В экспозицию будут включены особые раритеты — два акварельных интерьера мастерской Александра Иванова в Риме.
Работая акварелью, Иванов открыл для себя уникальные выразительные возможности этой техники. Наряду с жанром, художник искал в акварельных пейзажах новые изобразительные принципы, свободный живописный стиль. Выставка открывает
новую, неожиданную грань в творчестве исторического живописца Александра Иванова — обращение к жанровым сюжетам — и подчеркивает значение художника как выдающегося мастера акварели.

Алексей Моргунов. 28 ноября 2023 – 10 марта 2024. Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 39–42
выставки Третьяковки 2023
А.А. Моргунов. Композиция №1. 1915. ГТГ.

Выставка Алексея Алексеевича Моргунова (1884–1935), одного из зачинателей русского художественного авангарда, живописца-экспериментатора, друга и соратника Михаила Ларионова, Казимира Малевича и Владимира Татлина, станет подлинным
открытием крупного художника. Впервые в отечественной музейной практике его творчество будет представлено на большом монографическом показе. Экспозиция, построенная по хронологическому и формально-стилистическому принципам, соответствует основным этапам эволюции художника: фовизм (парижский и период после Парижа, 1909–1911), неопримитивизм (период «Ослиного хвоста», 1911– 1912), кубизм — кубофутуризм — беспредметность (1913–1916), новая фигуративность (Общество станковистов и Общество московских художников, 1920-е – начало 1930-х). Выставка представит масштаб дарования Алексея Моргунова, подчеркнет его значимость в искусстве ХХ столетия.