В 2013 году ИННОВАЦИЯ обрела поистине всероссийский масштаб. Всего из 310 заявок, присланных со всей страны, экспертным советом было отобрано 25 номинатов. При этом каждая из номинаций включала региональных участников.
Главный приз, размером в 800 тысяч рублей, в номинации «Произведение визуального искусства» достался группе ПРОМВЫЗА и ее участникам Галине Мызниковой и Сергею Проворову за театральную постановку «Марево».
Премьера состоялась в Приволжском филиале Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Музыкальный критик Вадим Рутковский назвал эту постановку апокалипсическим триллером, «медленным метафизическим странствием на стыке искусств». Художественная часть постановки – не просто оформление или декорация, а самоценное произведение. Персонажи словно появляются из фона и в него возвращаются, а сюжетные коллизии ближе к перформансу, разыгранному в пространстве инсталляции, чем к традиционному спектаклю. Отсутствие действия, минималистский язык тела, звуковые и пространственные пустоты, замкнутость героев и герметичность невнятно произносимого текста сближают постановку с визуальным искусством. Сама идея, сюжет, вся образная система и даже характер звучания были изначально задуманы именно художниками-постановщиками.
Проект осуществлен при участии композиторов Марка Булошникова и Кирилла Широкова. Либретто Антона Шраменко, вокал Натальи Пшеничниковой (сопрано), Ольги Гречко (сопрано), Андрея Архипова (бас) и др., инструментальная партия – ансамбль «NoName-ensemble».
В номинации «Новая генерация» приз достался инсталляции Процесс прохождения художника Ивана Плюща.
Проект осуществлен в ЦК «Орджоникидзевский», Екатеринбург, в рамках специального проекта «От производства к произведению» 2-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
Гигантская пространственная инсталляция «Процесс прохождения» превратила пространство не функционировавшего много лет Концертного зала конструктивистского ДК Орджоникидзе, построенного в свое время по требованию рабочих клуба имени Сталина, в торжественный храм ушедшей советской эпохи. Здание концертного зала постепенно разрушается, и сама эпоха распалась, оставив только формы, материалы, звуки. Иван Плющ предлагает принципиально новый способ работы с советским культурным наследием. Художник возвращает полуразрушенному зданию концертного зала пролетарского ДК его былое визуальное величие, но делает это таким образом, что разрушение не маскируется, а выводится на передний план. «Снятая» идеология в работе Плюща как нельзя лучше передает ощущение современного исторического момента, когда само деление на советское и постсоветское неожиданно потеряло свою актуальность.
Лауреатом в номинации «Лучший кураторский проект» стала Ярослава Бубнова и выставка основного проекта 2-й Уральской индустриальной биеннале «Самое себя глаз никогда не видит».
Название выставки – цитата из стихотворения Иосифа Бродского «Доклад для симпозиума», написанного в 1989 году накануне падения Берлинской стены. Бродский в своем произведении обозначил необходимость найти проводника в условиях постоянных угроз и опасностей. Сегодня таким проводником-визионером может быть художник: он определяет точки максимального напряжения, создаваемые глобальными процессами, и тем самым нейтрализует заключенную в них опасность. Когда «враждебность среды растет… зрение обостряется», художники доказывают свою компетентность в политике, экономике, науке. Исследуя практики актуального художественного видения, куратор размышляет о способности искусства быть универсальным посредником
и реформировать мир.
«Лучший региональный проект» современного искусства получила персональная выставка Ильи Долгова «Гербарий». Осуществлена в галерее Х.Л.А.М. (Воронеж) и музее-усадьбе Д. Веневитинова (Воронежская область).
«14 лет назад в Графском заповеднике я собрал гербарий самых обычных растений заливного луга и соснового бора. Гербарий – особая форма знания, сочетающая непосредственный, почти детский опыт познания мира, и огромный аналитический аппарат, созданный многими поколениями старательных ботаников. Вопрос о таком знании и его возможности сейчас – первая тема выставки. Основа экспозиции – графическая серия. Я перерисовал лист-в-лист гербарий из заповедника, завел себе воображаемых друзей среди растений, определил их род и вид. Геоботаника восприятия – вторая тема проекта. Видеоработы документируют базовые, клишированные образы растительной природы. Графическая работа «Произрастание» раскладывает лес на перспективные приемы, структуры и позиции наблюдения. Объект «Слой» и кубы, собранные из тростника, моделируют освоение растениями пространства. Результатом моих вопросов к растениям стало чувство природы как пустого океана. Гербарий, рисунок – только эти устаревшие способы познания позволили мне вернуть часть отчужденного мира».
Награду за творческий вклад в развитие современного искусства, что уже было объявлено заранее, получил художник Эрик Булатов, а в номинации «За поддержку современного искусства» победу одержал Фонд Михаила Прохорова.
Спецприз Stella Art Foundation присужден Тимофею Раде за стрит-арт проект «Превыше всего».