30 мая 2017 г. художник Леонид Тишков стал лауреатом всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация-2017» наиболее авторитетной российской награды в области современного искусства.
Но Тишков — это художник работающий не только с визуальностью. Его пьесы «Даблоиды», «Водолазы», «Живущие в хоботе», переведены на несколько языков, спектакли по ним ставились в Европе и США. Эти же даблоиды и водолазы, вязанные хоботы-объекты, а также знаменитая луна – и есть главные герои его искусства. Как любой большой художник он создал собственный мир. И хотя связь искусства и текста, восходит своими корнями к концептуализму, Тишков – художник постмодернист, он естественно перемещается как между разными мирами, так и между художественными формами – текстом и образом, рисунком и фотографией, перформансом, видео и объектами. Его искусство выходит за самое себя, не ограничиваясь в рамках жанра. Оно отчасти сюрреалистично, фантазийно и, что наверняка, совсем не скучно.
Леонид Александрович, насколько я поняла, по образованию вы врач. Многие критики относят к этому же и геофизиологическую природу вашего творчества (Виталий Пацюков). Сравнение напрашивается банальное, но ведь правда, ваше искусство «лечит», обволакивает человеческие души, оно и очень человечное, искренне-детское, отчасти уютное, буквально вязанное в конце концов …. А как вы думаете?
Леонид Тишков: Да, я действительно, по образованию врач, окончил Первый московский медицинский институт, сейчас Медицинская академия. Ординатуру проходил в гастроэнтерологическом отделении городской больницы. Больные меня любили, я старался их лечить хорошо.
И даже после того, как я оставил медицину, я не изменил клятве Гиппократа, в ней есть важная мысль: не навреди… и всегда приходи на помощь заболевшему. В общем, будь человечным, и я стараюсь следовать этому и сейчас.
Расскажите немного о прошлом, с какого времени вы стали работать как самостоятельный состоявшийся художник (не иллюстратор)? Как сложилось ваше художественное высказывание? Вы изначально поняли, что в рамках одного жанра вам тесно?
Леонид Тишков: Иллюстрация была для меня способом заработать на жизнь, ей я занимался в середине 80-х годов будучи карикатуристом, а карикатура – обособленное искусство, самостоятельное, очень редкое и глубоко личное. Еще будучи студентом, в 1975 году я вступил в Горком Графиков на Малой Грузинской, показывал там на выставках сюрреалистические, с большой долей черного юмора, рисунки, наверное, их нарисовано не меньше тысячи, а то и больше. Моя первая персональная выставка прошла в Эстонии, в университете города Тарту в конце 70-х годов. Не могу сказать, что они были человеколюбивые тогда, время было другое, все-таки я был отчасти подпольным художником, так как мог показывать эти работы только там или публиковал заграницей.
В начале 90-х годов я делал объекты, инсталляции и живопись, в которых отражался мой опыт врача. Некоторые выставки полностью были посвящены телесности, мифологии анатомии человека, физиологии, как, например, «Стомаки» в L-галерее ( 1994), или «Анатомия России» (1995) в галерее «Спайдер-маус». Существует множество анатомических объектов из ткани, тогда же появились даблоиды, стомаки, водолазы и прочие мифопоэтические существа. В 1992 году в мою мастерскую на Чистых Прудах, куда я переехал с Фурманного переулка, пришел Майкл Меззатеста, директор музея Дьюк, и предложил персональную выставку. Через год выставка «Creatures» открылась премьерой пьесы «Даблоиды», напечатали большой каталог с переводами на английский моих текстов. Выставка эта потом была показана в Музее современного искусства в Каракасе. За год до этого Центр Гетти приобрел в свою коллекцию мои книги и альбомы.
Интересно, что в 1970-80е на своем пике был московский концептуализм, с его особым концептуалистким жанром – альбомами с подписями и картинками. А все наши гранды Кабаков, Булатов, Пивоваров работали в детской литературе. С текстом работал и соц.арт. Ваше искусство совсем другое, но повлияло ли вышеперечисленное на формирование вашей оптики?
Леонид Тишков: Естественно, на меня оказали влияние и Кабаков и Пивоваров. В 1989 году я нарисовал свой первый альбом «Люди моей деревни или Земля Даблоидов», в котором изложил историю возникновения даблоидов. Этот альбом и другой, «Стомаки» находятся в коллекции Третьяковской галереи. Это, конечно, концептуальные альбомы, также не избежавшие влияния русского лубка и наива. Через год я нарисовал книгу комиксов «Даблоиды», издав ее в своем собственном издательстве «Даблус». Есть также книги «Стомаки» и «Чурки». Это достаточно объемные книги размером А3, они очень редкие. Если говорить о круге моего общения, то это были мои близкие друзья – Коля Козлов, а также Игорь Макаревич, который дал мне в 1986 году рекомендацию в Союз Художников. Можно найти мои работы в сборниках МАНИ, не помню точно, может сборник 1982 года.
Это был мой круг, но я всегда был немного с краю, так как был погружен в свои абсурдисткие, сюрреалистические, с кафкианским оттенком, фантазии.
Особенно после того, как на печатание карикатур был наложен запрет из-за показа моих работ в 1980 году на выставке в Западном Берлине, я сосредоточился на альбомах, комиксах и рисунках с текстами, в которых скрупулёзно разрабатывал свой мифологический космос.
Ваши работы можно трактовать по разному. Психологи, культурологи, историки найдут здесь благодатную почву для интерпретаций, потому оно и настоящее искусство. Но в нашем постмодернистском мире, очень сложно отделаться от контекста. Явления воспринимаются не сами по себе, а в очень сильной взаимосвязи со всем происходящим вокруг. А самим вам, как кажется, меняется ли роль и восприятие вашего искусства в зависимости от эпохи – 1990е, 2000-е, 2010-е?
Леонид Тишков: Да, это так. Мое творчество можно разделить на десятилетия, которые вы назвали, но я бы начал с 70-х годов прошлого века. 70-е годы – карикатура, черный юмор, Горком Графиков. 80-е годы – это андерграунд, конечно, и все что с ним связано, своеобразный ментальный эскапизм – это сюрреалистические сны, уход от реальности в грезы, 90-е – расцвет деконструкции смыслов, много иронии, построение мифологических вселенных, авторская книга, комиксы, в которых явно отражалось то время, странное, абсурдное, на сломе эпох.
Когда пришел 21 век, я понял, что не могу взаимодействовать с миром так, как раньше. Я обратился к памяти, к истории семьи, к фольклору, вещи стали более поэтичны, где-то даже сказочны, ирония уходит на второй или третий план. Но все равно основной всего остается нарратив, я – рассказчик историй, просто увеличил арсенал видимого, в ход идет рисунок, картина, книга, альбом, видео, фотография, объекты и даже бронзовая скульптура и театр. Про восприятие ничего не могу сказать, но вот уже несколько поколений зрителей меня спрашивают: Расскажите нам про даблоидов!
Вот, например, вам вручили премию Инновация, вы знаете, что в профессиональном сообществе в последнее время неоднозначно восприняли поглощение РОСИЗО ГЦСИ (организатора Инновации). С другой стороны, лично я рада, что премию присудили вам. Мне кажется в последнее время, необходимость быть на острие актуальности, оставляет многих хороших художников не у дел. А как вы думаете? И что эта награда значит лично для вас? Видите ли вы какую-то симптоматику в вашей победе?
Леонид Тишков: Вы меня извините, но зачем художнику знать, кто сидит в конторе, кто управляет финансами и культурным процессом.
Художник – создатель своего собственного мира, он идеалист в принципе, работающий с энергиями небес, воссоздающий нечто удивительное из пустоты, а не игрок в теннис, партнером которого является государственные служащие или даже кураторы.
Существует в мире много художников, они тихие и незаметные, избегающие публичности, особенно скандала, создающих удивительные работы, эти алхимики сидят в своих мастерских и превращают окружающий их мир в нечто сказочное, потому что это их путь. Некоторых мы знаем, а про некоторых и не узнаем никогда. Я выбрал поиск поэзии в мире, личной мифологии, я сам себе футбол, это один из лозунгов дадаистов. В начале 20 века они издавали журнал: Jedermann sein eigner Fussball. Каждый сам себе футбол. Но, правда, его быстро запретили 🙂
Расскажите, как создавался проект «Взгляни на дом свой», за который вам присудили премию «Проект года»?
Леонид Тишков: «Взгляни на дом свой» строился сначала как выставка для Екатеринбургского Музея Изо, там в 1995 у меня была выставка и я хотел показать работы последних десятилетий. Урал – моя родина. Я построил выставку как путешествие домой. И сама выставка отправилась в путешествие после Екатеринбурга в музей Нижнего Тагила, в Сибирь, в Красноярский музейный центр «Площадь Мира», потом она возвращается на Урал, в Пермскую картинную галерею, а уже оттуда она переехала в Нижний Новгород, в Арсенал. Там давно хотели сделать мою выставку в преддверие Нового года, чтобы было интересно и детям. И подключили замечательно местного режиссера Льва Харламова, который собрал актерский состав специально для двух спектаклей – «Вязаник» и «Мальчик и луна». У меня уже были сценарии, своеобразные либретто, протопьесы с этими сюжетами, с которыми стали работать режиссёр. Инсталляции, объекты строились как выставка, без учета сцены, под них подстраивалось действие. С некоторыми объектами актеры взаимодействовали не только сами, но и вовлекали зрителей. Музыку написал композитор Венедикт Пеунов. В целом получился синтез, очень органичный, хореографии, пения, текста и инсталляций. Можно посмотреть в Интернете оба спектакля.
Современное поколение часто называют инфантильным, молодежь долго не хочет взрослеть, покидать родительский дом. Популярен дауншифтинг – самореализация и творческое развитие для многих важнее карьерной гонки. Все чаще можно услышать мечты и предсказания о том, что скоро большинство профессий заменят роботы, а человечество будет чуть ли не сочинять памфлеты и играть на лютне, как Древние греки. Все больше людей испытывают потребность стать художниками. Художники же во все времена были немного инфанты. Но и немного предсказатели – что вы (в том числе как один из авторов книг, ориентированных на детскую аудиторию) думаете о прогрессирующем инфантилизме общества и, как вы видите будущее?
Леонид Тишков: Детская книга у меня одна, это «Мальчик и луна», это сказка, которую я написал для китайских детей, чтобы рассказать про свою инсталляцию в одном из Тайваньских музеев. Забавный факт – в России она вышла 1000 экземпляров, а в Японии – 4500! Книги про водолазов и даблоидов опубликованы в издательстве «Livebook», их аудитория как раз кидалты, взрослые дети. Не думаю, что это проблема — инфантилизм.
Самые большие неприятности в мире от серьезных взрослых, а не от питеров пенов. Мир неудержимо стареет, поэтому детство затягивается, чтобы уравновесить все периоды жизни человека.
То, что все больше людей хотят пробовать себя в художественном творчестве – одобряю! Современное искусство объединяет людей, потому его язык интернационален, представьте себе такую замечательную нацию – художники, поэты и музыканты. Как когда-то написал мой любимый поэт Велимир Хлебников в поэме «Ладомир»:
Это шествуют творяне,
заменивши д на т,
Ладомира соборяне
с Трудомиром на шесте.
Интервью: Катя Карцева
© 2017 artandyou.ru и авторы