"Чернозем как стратегия": Никита Клен про ситуацию с современным искусством в своем регионе


Развитие современного искусства в регионах – сегодня тренд, к которому присматриваются кураторы, фонды и гранты одновременно. Несправедливость, когда большинство проектов в сфере современного искусства проводилось только в крупных городах, кажется, уходит в прошлое.

Чернозем как стратегия

Карта современного искусства России становится все более разнообразной и иначе ориентированной. По всей видимости, маршруты художественной мысли отныне руководствуются лишь степенью творческой свободы, а не близостью к условным центрам, коллекционерам и галереям.

Чтобы узнать как молодому куратору удалось собрать срез современного искусства Черноземья, а также трудности и перспективы создания арт-фестиваля в российской глубинке, мы встретились в Старом Осколе с Никитой Кленом, выпускником культурной платформы АРТ-ОКНО, организованной благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова. Фонд проводит грантовый конкурс, в ходе которого лучшие проекты получают поддержку. При помощи гранта, Никита Клен уже провел в своем городе серию лекций о современном искусстве “Эти прекрасные, серые будни. Концептуальные, старооскольские!” на базе Старооскольского художественного музея, где пытался познакомить местную публику с базовыми понятиями, терминами и направлениями в актуальном искусстве. А теперь выступил куратором фестиваля современного искусства “Стандарт”.


Фестиваль современного искусства “Стандарт”: история создания

Никита Клен: Фестиваль – это продукт образовательной программы АРТ-ОКНО и ММОМА. Лекция Лены Ищенко особенно меня вдохновила. Я решил подать заявку на грант, хотя не ожидал, что молодое современное искусство получит поддержку. С АРТ-ОКНОМ сложились отличные отношения, фонд очень демократичен, ценит аутентичность художественного высказывания, поддерживает.  С помощью их людей мы познакомились с Железногорском (ЖЦСИ ЦИКОРИЙ), готовим сейчас совместные проекты, налаживаем горизонтальные связи. 

Фестиваль имеет несколько директорий: “Открытые мастерские” (формат в котором мы с художниками в режиме live создавали свои работы, видео, перформансы, ленд-арт объекты) и выставочная деятельность (выставки “Cреда обитания”, “Чернозем как стратегия”, выставка Сергея Горшкова).

Современное искусство в регионах
Фрагмент экспозиции

Чернозем как стратегия

Никита Клен: Изначально я понимал, что это должна быть выставка-блокбастер. Меня давно интересовала ситуация с современным искусством центрального Черноземья. Мы знаем, что Воронеж очень активен, а в других городах все достаточно тихо, но эта выставка показала, что художественная среда есть, к примеру динамично-развивающийся Железногорск (Курская область), там есть ЖЦСИ «ЦИКОРИЙ», мы сейчас налаживаем горизонтальные связи. А в больших региональных городах художников нет, или они малоактивны. В Старом Осколе такая же ситуация – небольшой город, но тут есть активности (во многом благодаря АРТ-ОКНУ), а в Белгороде все очень законсервировано, все работают с классическим живописным дискурсом. Современное искусство в регионах развивается не равномерно.

Современное искусство в регионах
Кураторская экскурсия по выставке

Трудности кураторства современных арт-проектов в регионах

Никита Клен: Я как куратор постоянно сталкиваюсь с большим количеством трудностей. Иногда потенциальные партнеры, которые могут предоставить площадку говорят, что не готовы такое выставлять. А даже если договоренность достигнута, вдруг резко отказать. У меня такое случилось за день до доставки больших скульптур Горшкова. Площадка сказала, что у них другое более выгодное предложение, и они вынуждены мне отказать.  Или после формирования архитектуры выставки меня могут попросить «изменить размещения скульптур или инсталляций», так как они, якобы, мешают.

Вообще я заметил, что наши местные СМИ очень неохотно освещают мой проект, им кажется, что современное искусство – это элитарный кружок для «своих», хотя мне интересен диалог и привлечение новых людей к культурным процессам. Были случаи, когда журналисты пытались выставить меня и художников в некорректном свете, писали, что мы «больные», а я «нарцисс».

Я понимаю почему такая реакция, людям тяжело смириться с тем, что молодому искусству выделили денег, дали грант, особенно, учитывая, что это современное искусство. Но у культурной платформы АРТ-ОКНО современное искусство в регионах – часть стратегии и позиционирования своих интересов. Многие мои мероприятия включены в афишу сайта. Самым ярким мероприятием, на мой взгляд, был этот саунд-перформанс

Перспективы современного искусства в регионах

Никита Клен: Я твердо убежден, что у Старого Оскола большие перспективы. Многим это интересно.  Есть фидбек от зрителей, которым нравится и которые хвалят. Говорят, что у выставки есть своя аура, контекст, высказывание. Я стараюсь максимально подробно отвечать на вопросы, вести дискуссию, но есть люди, которые заведомо приходят написать негативный отзыв и найти изъяны. С такими я стараюсь не контактировать, пусть пишут. Думаю, это классно, что совриск заставляет их писать такие большие тексты.  Единственное, о чем я жалею, так это о том, что АРТ-ОКНО существуют только в четырех городах. Современное искусство в регионах нуждается в поддержке подобных проектов.

Чернозем как стратегия
Посох которым на Железногорской биеннале ударили Пахома стал реликварием выставки.


Посох, которым ударили по лбу Пахома

Организаторы Железногорской биеннале записали видеообращение к Пахому, и он приехал. Днём он общался с публикой об искусстве, а вечером по расписанию было его выступление, где он много говорил о том, что не нужно покидать свой город. Он также пил водку с одним из посетителей, и в ходе недопонимания Пахом подошёл и хотел атаковать его, но тот успел защититься своим «костылем». В итоге Пахом получил по лбу в Железногорске. Художники решили представить посох на выставке «Чернозем как стратегия» в качестве реликварии (артефакта). 

avatar