Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Марина Звягинцева: "Паблик-арт - не благодаря поддержке властей, а вопреки"


Интервью с одним из наиболее видных представителей паблик-арта в России, идеологом и куратором программы "Спальный Район"

Художник Марина Звягинцева

Марина Звягинцева  – номинант VII Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ (2012), Премии АРХИWOOD (2012), дважды номинант Премии Кандинского (2008 и 2009). Ее паблик-арт проекты представлены в Высшей школе экономики в Хитровском переулке («Медиадвор», 2013), в центре дизайна ARTPLAY («Как ни крути», 2014-2016); в детской Морозовской больнице («Игровые коммуникации, 2015); «Сколково» («Знаки», 2015); на фасаде публичной библиотеки города Норильска («Вечная теплота», 2016) и так далее.

Катя Карцева побеседовала с Мариной в преддверии ее персональной выставки в Галерее 21 на Винзаводе.

Пульт Управления информацией, 2014. ARTPLAY.
Пульт Управления информацией, 2014. ARTPLAY.

Марина, вы – один из немногих художников, постоянно и планомерно работающих над эстетизацией нашего городского пространства. И вы известны, конечно же, в первую очередь вашими паблик-арт проектами. А с чего все начиналось? Когда и почему вы решили сделать объектом вашего воздействия городскую среду? И как ваш «культурный код» переформатирует наше пространство, отношения людей?

Марина Звягинцева: Все началось с проекта «Спальный район» в рамках Московской биеннале современного искусства 2009 года. Он оказался настолько резонансным, что меня стали и дальше звать делать паблик-арт проекты — тогда это было самое драйвовое направление в современном искусстве, в России им почти никто не занимался. Постепенно становился понятен его масштаб, его способность влиять на внешний вид городской среды.  Для меня это была еще и личная история – я сама живу в спальном районе и понимаю, насколько важны культурные изменения на такой территории. Через какое-то время проекты перестали ограничиваться улицей: я работала и в библиотеке, и в больнице, и в школе, и не только в Москве, но и в Норильске. И не только на окраине, но и в центре — например, во дворе Высшей школы экономики в Хитровском переулке.

Море спального района
Море спального района, 2014

Полноценный отдых для городского человека начинается за чертой города: лишь покинув пределы каменных джунглей, горожанин может свободно вдохнуть полной грудью – и, кажется, дело тут не только в качестве воздуха. Мегаполис где-то очень глубоко в нашем подсознании стал территорией несвободы, зависимости, рутины – всего того, антонимом чего выступает «отдых». Синонимом же самому «отдыху», пожалуй, большинство горожан назовут море.

В этом взаимодействии публика играет максимально значимую роль. Но такие проекты – это своего рода интервенции, а наш народ не всегда положительно относится к современному искусству. Расскажите, как публика реагирует на ваши популяризирующие искусство проекты? Насколько вы задумываетесь о реакции вашего зрителя, заботитесь о нем, планируете его реакцию? Как подходите к выбору площадки?

Марина Звягинцева: Работа с неподготовленным зрителем – задача сложная, но интересная. Если в зале публика приходит специально смотреть на искусство, то на улице люди спешат по своим делам. Остановить их, привлечь внимание, озадачить – непросто.

Произведение должно цеплять, у него должен быть слой, который считывается зрителями, и благодаря которому он втягивается  в разгадывание смыслов. Например, почему кровать стоит на улице, почему игрушки в водопроводной трубе, зачем батареи на стене библиотеки и тд.

Игровые коммуникации. Куратор Марина Звягинцева
Игровые коммуникации, 2015

Проект «Игровые коммуникации» 2015 г. не только продемонстрировал, что больница может стать арт-площадкой, но и смело расширил зоны влияния современного искусства, вовлекая в художественное пространство детей и всех неравнодушных жителей города.

При выборе площадки я в первую очередь ориентируюсь на свои художественные задачи, во вторую очередь –  на тех людей, которые хотят изменить среду вокруг себя. Если наши интересы совпадают, то получается настоящий паблик-арт проект.

Так было в «Вышке», где декан одного их факультетов поддержала идею превращения захламленного двора в креативную площадку. Так происходит в детской  Морозовской больнице, членом Попечительского совета которой я являюсь, так было в Норильске, при сотрудничестве с  Публичной библиотекой. 

Вечная Теплота
Вечная теплота, 2016

12 июля 2016 года в Норильске, на фасаде Публичной библиотеки, появилась инсталляция Марины Звягинцевой «Вечная теплота». Художник растапливает средствами современного искусства вечную мерзлоту в одном из самых суровых городов мира. Её проект — это образ системы отопления, вынесенный на фасад здания центральной городской библиотеки, только вместо батарей здесь — книжные полки, подключенные к «трубам», по которым бегущей строкой «текут» строки российских поэтов XX века.

Сегодня, после реновации, наш город становится, казалось бы, все более приспособленным для паблик-арта. Но этого не происходит. Появляются памятники Калашникову, Ивану Грозному, Князю Владимиру, а вот современное искусство на улицах города встретишь не часто. Как вам удается договариваться с местными властями о ваших проектах? Насколько это трудно?  

Марина Звягинцева: Когда я еще только начинала, то казалось – еще лет пять, и мы дойдем до масштабного паблик-арта в духе Аниш Капура или Христо. Пока этого не происходит. Мне удается делать такие масштабные проекты, например, «Как ни крути» на ArtPlay, «Культурный код»  в Тимирязевском районе, но это не благодаря поддержке города, а скорее вопреки. Город до сих пор воспринимает паблик-арт как довесок к благоустройству, а не как самостоятельную задачу. «Культурный код» — это масштабный паблик-арт проект, который направлен на создание нового облика Тимирязевского района. Он развивает идею вторжения современного искусства в культурный вакуум «спального района» и провоцирует любого, даже не ориентирующегося в современном арт-процессе зрителя, на размышления о сути искусства, о способах взаимодействия с ним. Поэтому каждый крупный проект – это интервенция, долгий и мучительный процесс  взаимодействия с властями, работа с техническими ограничениями, бюджетными рамками. К тому же, это не до конца свободное высказывание художника, так как каждая площадка имеет  свой site specific и свои ограничения.

В последнее время, в рамках сотрудничества с «Галереей 21», много работаете в контексте институциональных выставок, принимали участие в ярмарке Cosmoscow, теперь вот – персоналка в галерее …

Марина Звягинцева: Работа в зале – это бо́льшая степень свободы и возможность оттачивать свой художественный язык.  Последнее время я сотрудничаю с Галерей 21, которая открыта к художественным экспериментам и предоставляет возможность свободного самовыражения. Работа в зале и на улице – это два сообщающихся сосуда, которые подпитывают друг друга новыми идеями и новыми смыслами.

На сайте Марины Звягинцевой можно увидеть все паблик-арт проекты
Интервью: Катя Карцева © 2017 artandyou.ru и авторы