Государственный институт искусствознания выпустил сборник по паблик-арту


Сборник подготовлен на основе докладов научной конференции «Public art vs город: диалог или противостояние?» (Государственный институт искусствознания, Москва, 22–23 июня 2021 года)

Pablik-art

До сих пор во многих публикациях само понятие паблик-арт сводится исключительно к «искусству в публичном пространстве», игнорируя значительно более сложную, мультидисциплинарую природу этого художественного направления. Но даже расширенное хрестоматийное определение паблик-арт как «искусства в общественном пространстве, ориентированного на неподготовленного зрителя подразумевающего коммуникацию с городским пространством» содержит в себе значительный потенциал для обсуждения — формулирует проблематику сборника во вступительной статье ответственный редактор, научный сотрудник ГИИ Инна Пуликова. В сборник вошли статьи, осмысляющие различные аспекты городского искусства учеными, кураторами, художниками, работающими в Москве, Санкт-Петербурге, Якутске, Норильске, Нижнем Новгороде, а также в Тель-Авиве. Среди авторов сборника: Екатерина Карцева, Ольга Шлыкова, Евгения Дудкина, Татьяна Пинчук, Марина Звягинцева, Екатерина Романова, Елена Васильева, Алиса Савицкая, Наталья Федянина, Елена Шипицына.

Идея проведения конференции, посвященной public art, прошедшей в Государственном институте искусствознания в июне 2021 года, появилась еще летом 2019 года, когда в Центре творческих индустрий «Фабрика» во время открытия тотальной инсталляции «Карта памяти» состоялся круглый стол  “Паблик-арт как драйвер развития территорий”. Проведение нового круглого стола под названием «Public art vs город: диалог или противостояние?» было намечено в Государственном институте искусствознания на апрель 2020 года, но в итоге перенесено на следующий год из-за локдауна и прошло в онлайн-формате, что позволило расширить и количество, и географию участников — число докладчиков из России, Швеции, Израиля и Белоруссии составило 20 человек. Не все участники конференции смогли представить в сборник статьи на основании прочитанных докладов, но полный список участников и программу конференции «Public art vs город: диалог или противостояние?» можно найти в печатной версии сборника и в pdf-версии на сайте ГИИ.

Содержание сборника выстроено таким образом, чтобы читатель, познакомившись с обсуждавшимися на конференции теоретическими аспектами паблик-арт проектов, мог затем получить примеры и анализ практического воплощения этого художественного направления.

Скачать сборник можно по ссылке.

Первый раздел сборника «ТЕОРИЯ» открывается статьей кандидата культурологии, доцента кафедры кино и современного искусства РГГУ, куратора и исследователя паблик-арта Екатерины Карцевой «Терминологические подходы и критерии паблик-арта с позиции культурного диалога». Специфику и различные аспекты развития цифрового паблик-арта рассмотрела в своей статье «Цифровой паблик-арт в умном городе: новые ценностно-смысловые формы и векторы развития» доктор культурологии, профессор кафедры ЮНЕСКО Института государственной службы и управления РАНХиГС Ольга Шлыкова. Две статьи, завершающие первый раздел сборника посвящены вопросам существования объектов паблик-арт в законодательном пространстве, а также примерам государственной поддержки паблик-арта. Это работа научного сотрудника ГИИ Евгении Дудкиной «Законодательное регулирование создания и функционирования объектов паблик-арта. Российский и зарубежный опыт» и Екатерины Карцевой «Американская концепция поддержки паблик-арта».

Раздел «ПРАКТИКА» начинается статьей директора Музея стрит-арта, руководителя SAM Public art center и Ярмарки современного искусства SAM Fair (Санкт-Петербург) Татьяны Пинчук на тему «Музей стрит-арта в Санкт-Петербурге. Культурная институция на действующем заводе и ее международные проекты», в которой анализируется опыт работы одной из самых популярных петербургских локаций, представляющей искусство в городской среде.

«Public art vs город: диалог или противостояние?»
Музей стрит-арта в Санкт-Петербурге.

Статья Марины Звягинцевой «Паблик-арт vs Город. Опыт взаимодействия» позволила посмотреть на паблик-арт проекты с точки зрения автора, которая является одной из основоположников паблик-арта и site-specific проектов в России. В оформлении обложки сборника использованы материалы проекта Марины Звягинцевой «Культурный код».

«Public art vs город: диалог или противостояние?»
Проект Марины Звягинцевой «Культурный код»

В совместной статье «Холод и туман: public art как способ работы с психологически некомфортной городской средой» доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Екатерина Романова и сотрудник Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики (Якутск) Елена Васильева делятся исключительно интересным опытом влияния произведений паблик-арта на трансформацию восприятия жителями некомфортной урбанистической среды.

Специфике нижегородских проектов — Нижний Новгород без преувеличения можно назвать одной из столиц паблик-арта в России — и выстраиванию отношения художников с социумом посвящена статья главного куратора студии «Тихая», старшего научного сотрудника Музея Москвы, Алисы Савицкой «Непубличный паблик-арт. Художественные стратегии работы с общественными пространствами в Нижнем Новгороде в 2010-х годах».

Назойливый паблик-арт, практически неконтролируемо вторгающийся в городское пространство, – неожиданная и очень важная тема, раскрытая в статье директора музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска», куратора Полярной PolArt резиденции (Норильск) Натальи Федяниной «Паблик-арт как форма благоустройства и присвоения общественных пространств».

Завершает сборник статья независимого международного куратора Елены Шипициной «Паблик-арт как способ гуманизации городского и индустриального пространства. Попытка анализа опыта кураторства и участия в процессе», анализирующая значимые российские и международные практики создания паблик-арт объектов.