Художница Лиза Артамонова (род. 1988), выпускница факультета графических искусств МГУ печати, курса «Новые художественные стратегии» Института Проблем Современного Искусства (сейчас Институт современного искусства Иосифа Бакштейна), участник программы академического обмена с Университетом Голдсмитс, Лондон выбрала своим главным средством выражения графические листы. Свою графику создает без предварительных эскизов или рисунков, постепенно проявляя изображение прямо на листе. Катя Карцева побеседовала с художницей в рамках выставки «Мальчики встречают девочек» в мастерской Гоши Острецова о преимуществах полученного образования, технике работы с графикой и источниках вдохновения.
Ты получила как традиционное художественное образование, так и образование в современном искусстве. Расскажи про плюсы обоих подходов, как тебе удалось выработать компромисс между этими двумя полюсами, наметив не ученическую, а уже свою авторскую стратегию развития?
Лиза Артамонова: Плюсы схожи и заключаются в том, что в обоих случаях я училась многослойному анализу и критическому осмыслению того, чем занималась или с чем встречалась. Поэтому я бы не назвала эти подходы такими уж разными. В моем случае они стали скорее взаимодополняющими. Если же говорить о самих учебных учреждениях и о том, что я получила, то Полиграф — это как вплестись в генетическую линию, которая состоит из множества светящихся нитей, связывающую тех, кто был в начале, с теми, кто приходил после, продолжал развивать идеи и открытия, привносить своё и передавать дальше. Такая связь сквозь время и пространство с сообществом людей со схожими внутренними установками. В ИПСИ любопытным оказалась другое — это абсолютно не похожие люди, с разным бэкграндом, но объединённые одним интересом — современным искусством.
То есть Полиграф — это как встреча с себе подобными, а ИПСИ — это расширение кругозора и знакомство с тем, кто и что ещё бывает.
В ИПСИ я познакомилась с потрясающими людьми, благодаря которым расширила своё восприятие и знание о мире и настроила способность критически осмыслять и замечать связи, не лежащие на поверхности.
Оба института показали сложность и многогранность мира, но и встроили в определенную систему самоподдержания и мысленного функционирования. В каком-то смысле создали ещё одну единицу, которая взаимодействует с пространством по их правилам и в соотвествии с их вложенными идеями. Поэтому в обоих случаях, чтобы развернуться в направлении к себе и своей художественной практике мне понадобилось несколько лет, чтобы встроить и упорядочить полученные знания и внутренне выйти из-под влияния авторитетов, ограничивающих и контролирующих направления движения моей личной рефлексии.
Выбрав графику, как основной медиум, ты говоришь о том, что работаешь с бессознательным, проявляя изображение прямо на листе. Чувствуется, что здесь присутствует некая медитативная практика. Отчасти и техника, и образы, которые возникают в твоих работах близки восточной философии, культуре. Откуда возник этот интерес в твоем бессознательном и есть ли попытки сознательно двигаться в этом направлении?
По моим личным наблюдениям развитая способность к аналитическому и критическому мышлению нуждается в не менее мощном балансе — вниманию к собственным ощущениям и состояниями при восприятии объектов, произведений, людей и ситуаций. Я пришла к этому выводу после того как выявила, что когда я работала над созданием произведения используя только логическое мышление, зачастую проходила через состояние внутренний пустоты, обесточенности и нежелания вообще что-либо делать дальше. Этот подход явно не подходил мне, и я начала искать нечто, что срезонирует именно со мной.
Осознанно включать бессознательное в процесс создания графических работ я начала после того, как словами художника Павла Гришина перестала играть в игру «актуальное / неактуальное искусство».
В этом решении появился потенциал создания собственной вселенной. А ещё поиск авторского метода создания произведения, размышления о том, чем оно становится в итоге и что встроено внутрь.
Я определённо вдохновляюсь культурой и повседневностью Востока, но стараюсь делать это дозировано. Китай имеет для меня сакральное значение, потому что именно там после длительного перерыва в практике рисования, связанной с периодом обучения в ИПСИ, я интуитивно вернулась к этому процессу.
Думаю это было связано с физическим отделением себя от арт-сообщества и пространства, в которое я встроилась в период учебы.
Время, проведённое в Азии, буквально стало моей точкой отсчёта нового подхода к практике работы с листом, результатом этого стала «Китайская серия», которую я проявила на листах формата А5.
Определенно, в какой-то момент практика работы с линией на листе становится медитативной. Для достижения этого этапа крайне важно внутреннее состояние и подготовительная работа, проделанная ранее.
Под работой я подразумеваю сбор информации, впечатлений, внимательный взгляд вокруг и дальнейшее внутреннее переосмысление и комбинирование этих материалов.
Работая без предварительных эскизов, ты своего рода терапевтируешь сама себя. Какие ещё черты твоей идентичности проявляются в образах твоих рисунков?
Хотелось бы вписать в идентичность людей в худи, тюльпаны, колючие ветки, большую воду и горы, но вот гор нет рядом. Поэтому я бы сказала, что в моих работах проявляются черты идентичности пространств, в которых я нахожусь в момент создания произведений, а также фрагменты тех объектов и предметов материального мира, с которыми встречаюсь в повседневности.
Например, в моей серии «Танец для кошки», которую я нарисовала в мае этого года на подмосковной даче, можно будет увидеть символы этого пространства. Я еще не показывала ее публично, но надеюсь, что все сложится и получится это сделать в murmure.
Коллекционер может задать вопрос про размеры и тиражность твоих работ. Сперва я удивилась, что оригиналы достаточно небольшого размера. С чем это связано?
Сама по себе графика как техника тесно связана с материалом, который используется для рисования, от этого может варьироваться размер листа или иной поверхности для изображения. Есть определенные материалы, с которыми мне нравиться работать и чьи характеристики подходят под мои задачи.
Гелевая ручка делает линию равномерной толщины и качественную заливку. Похожее свойство — одинаковую толщину, могут создавать лайнеры и маркеры, но меня редко устраивает, какие у них получаются заливки. Из-за свойств этих материалов, пятна словно лежат на поверхности листа. Кисть и тушь — отличное сочетание, которое подходит для любых форматов, единственное, что меня не устраивает — это то, какие заливки получаются, неравномерные и с небольшим блеском.
Работа на больших форматах воспринимается мной как перформативная практика. Я иногда рисую мелками на асфальте — вместе с рукой работает все тело, движения должны быть отточенными и четкими, потому что исправление исключено.
Так или иначе, я чередую разные подходы, но в этом интервью мы говорим о моих графических работах, нарисованных именно гелевой ручкой. Сама по себе ручка — инструмент придуманный для письма. А письмо — это интимный процесс, разворачивающиеся на небольших форматах. Я пробовала их увеличивать, но, именно в сочетании с гелевой ручкой оптимальный размер листа — тот, который лежит на столе и охватывается одним взглядом. То, что получается на листе не конечно, некоторые изображения или их фрагменты, я отрисовываю в векторной программе — это даёт возможность увеличить ее до любого размера, не изменяя соотношения пропорций линий.
В этом смысле показательной является моя серия «Китайские листы», она нарисована на блокноте формата А5 гелевой ручкой, в дальнейшем — отрисована, точнее «выгравирована» в векторе, потому что это очень трудоемкий процесс, во время которого строится и корректируется каждый штрих. А следующий этап — увеличение размера изображения до 50х70 см и ручная шелкографическая печать ограниченным тиражом.
оригинал работы в блокноте А5
Понятие серийности же для меня тесно связано с визуальным рассказом, который выстраивается, подобно книжной иллюстрации. Разница в том, что книжная иллюстрация как произведение монументального искусства, тесно связана с текстом и должна выполнять ряд пластических задач — выстраивать разноуровневые ритмы, создавать дополнительный информационный слои и тому подобное. Я же создаю серию в формате визуального разговора о том, что резонирует со мной в моменте создания работы. Каждая следущая работа этого визуального рассказа чуть больше раскрывает предыдущую и осваивает пространство, в котором разворачиваются ситуации, проявляющиеся на листах. Это как говорить на новую тему, пока интересно, а потом переключаться на следующую.
Книжная иллюстрация — произведение монументального искусства?
Это отсылка к Фаворскому, он сравнивал работу с книгой и иллюстрацией с монументальным искусством, так как книжная иллюстрация тесно связана с архитектурой книги, шрифтом и всеми составными элементами. Это очень близко монументальному искусству, потому что барельеф и фрески тоже вписывают в пространство с учетом его остальных частей. Их нельзя просто вырвать из контекста, потому что все сбалансированно и связано пластически.
Жизнь после или поездка на соляное озеро, 2022, 297х420мм
Расскажи, что вдохновляет тебя сейчас?
Самая вдохновляющая и неиссякаемая тема – это трещины в повседневности из которых мерцают нетипичные ситуации. Такой магический реализм, который обволакивает и делает все немного волшебным и манящим.
Еще я бы выделила тему преемственности и взаимоотношений поколений, думаю это связанно с взрослением и переосмыслением прошлого и, видимо, личным опытом родительства.
В вышеупомянутой серии «Танец для кошки» эта тема как раз проходит как сквозная. Также я часто возвращаюсь ситуации праздника, который закончился, я бы тоже выделила ее как тему. Такой мир на паузе, остались атрибуты праздника или вечеринки, но никто не веселится. Внутренний диалог остановился и персонажи созерцают себя и свои состояния в окружении обломков прошлого.
Я пригласила тебя участвовать в выставке «Мальчики встречают девочек» от своей галереи murmure, специализирующейся на женщинах-художницах. Последние годы ты была в декрете с маленьким ребенком. Ты даже указала это в своем портфолио. Значит ли это, что став матерью что-то изменилось в тебе как художнике?
В списке выставок в моем cv довольно явно не хватало нескольких лет и я поняла, что важно указать, что в это время я трудилась на фул тайме.
Декретный период и жизнь с новым человеком довольно сильно изменили мое восприятие себя и мира.
Этот период буквально перестроил мой взгляд на роль женщины в том смысле, насколько это сложный и энергозатратный процесс. Он требует полной вовлечённости и отдачи, в этом есть определенные пересечения с практикой создания произведения, но с поправкой, что нельзя сделать паузу. Но, каким бы сложным не было родительство, оно обогащает и расширяет примерно так же как и высшее образование. Открываются новые пространства для рефлексии и осознания, которые расширяют художественную практику.
инсталляция, 2015
Раньше основными героями в моих работах были девушки, сконцентрированные на себе, в каждую из них я буквально встраивала взгляд внутрь себя. Они были похожи на идеальные скульптуры или иконописные силуэты. С появлением ребенка на моих работах начали появляться деформированные тела женщин, буквально перекрученные и вывернутые. Через какое-то время женские тела стабилизировались вместе с моим состоянием и принятием новой жизни. Они перестали быть такими безупречными, какими были раньше, их позы стали более расслабленными и рядом с ними появился ребенок. Перестав смотреть только внутрь себя и их фокус внимания расширился.
Интервью: Катя Карцева
© Artandyou и авторы