Ольга Тобрелутс: "Признан ты как художник или пребываешь в забвении, главный критик — это Время"


Одна из наиболее известных российских художниц про время, диалог с художниками прошлого, Аркадия Ипполитова и гендерный дискурс.

44-3

Ольга Тобрелутс (1970 г.р.) — уникальная фигура российского и международного искусства. Важным этапом ее художественного пути стало членство с 1994 года Новой Академии Тимура Новикова, однако с 2000-х, взяв за отправную точку мифологию и историю, Ольга Тобрелутс строит новую реальность, с помощью разнообразных художественных форм переосмысляя мифологические пласты западной культуры. В ее уникальных мифоструктурах зрители могут обнаружить свою повседневность. Имя художницы давно обрело международную известность. Работы хранятся в собраниях Русского Музея, Третьяковской Галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, V&A Museum, London, United Kingdom Bornholm Art Museum, Bornholm, Denmark The Parkview Museum, Beijing – Singapore, MUHKA, Museum of Contemporary Art, Antwerpen, Belgium Ludwig Museum of Contemporary Art, Budapest, Hungary и в других собраниях. В 2016 годы мы уже публиковали с Ольгой материал про русское искусство на международном арт-рынке, а сейчас наша беседа состоялась в рамках небольшой камерной выставки в квартирной галерее murmure (при поддержке Pogodina Gallery и Untitled Foundation) и была посвящена художественно-эстетическим проблемам искусства в диалоге с временем.

Ольга Тобрелутс. Kate, выставка «Священные фигуры», Tate, 1998 г.

Ольга, в своем искусстве вы обращаетесь к образам, ставшим для европейской культуры универсальными. В кризисные моменты, что в 1990-е, что сейчас, хоть между этими периодами и нет ничего общего, эскапизм в вечность обретает особые смыслы для зрителя и для художника. Как их видите вы?

Ольга Тобрелутс: Как сказал Аркадий Ипполитов: «Искусство имеет своё собственное время». «Афинская школа» как была современна в шестнадцатом веке, так и осталась современной; то, как Рафаэль, перемешав античность с современностью и сделав себя и Браманте собеседниками Платона и Аристотеля, предложил и нам присоединиться к этой беседе — читается как жест вполне современный и радикальный. Пиранези понимал, что руины античных зданий — архитектурное высказывание столь же современное, как и творения живущих с ним бок о бок строителей — и что же, мы глупее Пиранези?

Ольга Тобрелутс
«Модернизация». 2002–2012.
Холст, масло. Правая часть триптиха

Поэтому художественный дискурс с давно ушедшими на повышение художниками бывает намного вдохновенней, и дошедшие до нас произведения искусства древности зачастую хранят в себе ответы на все вопросы, которые встают на творческом пути современного художника. Такой диалог во времени всегда считывается зрителем и обогащает смыслами современное произведение. Когда рассматриваешь любимые картины или скульптуру, время вообще воспринимается по-другому, смотришь на гравюру Хендрика Гольциуса «Дракон, пожирающий спутников Кадма», созданную в 1588 году — на момент создания этой гравюры происходило невероятное событие, подобное чуду, но кто об этом помнит сегодня? Осталась только гравюра, и она существует вне времени, словно в волшебной капсуле пролетая века, и для каждого смотрящего она олицетворяет своё время и свои события, оставаясь по-настоящему актуальной.

ABSOLUTE BEAUTY – NEOACADEMISM IN SAINT PETERSBURG.
Реклама выставки. 2015 г.

Вы не только вне времени, но и вне национальных границ, как в искусстве, так и в карьере на арт-рынке вы редкий автор, который добился международного признания. Есть мнение, что если художник годен только в своей стране, значит он не годен нигде. Особенно остро это стоит сейчас. Расскажите свое мнение, о путях художника в глобальном мире?

Ольга Тобрелутс: Я совсем не разделяю такую точку зрения и сейчас объясню, почему. В древнем знании о силе есть такое понятие как сила Земли, на которую ты пришёл в мир. Очень важное понятие Рода и Родины. Мой род берёт свои истоки из разных стран, и когда я посещаю их, то словно заново прихожу в мир. К сожалению, то место, где я родилась и выросла, местечко Мурино под Петербургом, за последние 25 лет изменилось до неузнаваемости, и теперь там больше нет ни пруда, в котором я купалась, ни леса, в котором я гуляла. Есть чей-то новый мир, в котором для меня не осталось места. И тогда я отправилась по другим странам в поисках мест силы Рода и с удивлением нашла их нетронутыми с момента рождения моих дедушек и бабушек. Именно там я поняла очень важную для себя истину:

Неважно мнение других по поводу искусства сегодняшнего дня. Признан ты как художник или пребываешь в забвении, главный критик — это Время.

Ольга Тобрелутс. Дорога в небеса.
холст,масло. 142х240 см. 2010 г.

Время стерло с лица земли то место, где я родилась, и создало совсем новую реальность для многих новых рождённых. Словно опробовало на небольшом количестве людей и, поняв, что это прекрасно, заселило в десять этажей новых жителей. Так и искусство, если оно пройдёт проверку временем, то любая человеческая критика или хвала уже не имеют никакого значения.

Ольга Тобрелутс. «Похищение», триптих.

Вы сейчас живете в Венгрии, где у вас образовалась целая арт-коммуна, и вы также всегда помогаете молодым художникам. Расскажите, у вас там что-то типа арт-резиденции? И какие возможности это открывает? Может быть стоит и другим художникам также объединяться в других местах?

Ольга Тобрелутс: Если посмотреть жизнеописание Ильи Ефимовича Репина или Александра Андреевича Иванова, то можно увидеть, что они много путешествовали и подолгу жили в разных странах. Это расширяет кругозор художника, ведь главное для живописца — это свет! Мы все заложники света, потому что живопись — это живое письмо, это светопись, и поэтому освещение имеет важное значение. Ради солнечного света я жила в Крыму с 2000 по 2013 год, сделала там проект «Кесарь и Галилеянин», написала много крупноформатных холстов.

Ольга Тобрелутс. Из серии «Кесарь и Галилеянин». 2002 г.
150х120 см. холст, принт, ретушь, лак.

Потом из-за некоторых проблем со здоровьем была вынуждена поселиться в небольшом городке Pacsa неподалеку от термального озера Хевиз в Венгрии. Но по-прежнему каждый месяц возвращалась домой в Петербург, тем более что до пандемии это было просто, дорога занимала меньше времени, чем от Москвы до Петербурга. Поэтому многие друзья художники поселились по соседству, богатый коллекционер купил имение и открыл резиденцию ART PACSA.

Многие мои друзья-художники, которые не имеют возможности поселится здесь, приезжают в резиденцию работать и отдыхать, подлечить свои больные кости в термальном озере.

Мне приятно, что идея уединения переросла в идею обьединения, и помогла многим друзьям реабилитироваться и создать новые произведения.

Pogodina Gallery и Untitled Foundation серия «Лентикуляры» Ольги Тобрелутс
квартирная галерея женского искусства Murmure, декабрь 2023 г.

Недавно во время выставки «Лентикуляры Ольги Тобрелутс» в квартирной галерее женского искусства murmure на 40 дней смерти Аркадия Ипполитова вы читали его текст про Беллу. Расскажите какую-то вашу личную с ним историю? Как описать масштаб его личности?

Ольга Тобрелутс: Аркадий — абсолютный Гений. Человек энциклопедических знаний. Человек чести и достоинства. Петербургский денди. Мой друг и учитель. Но все эти слова ничего вам не скажут про Аркадия Ипполитова, про его личность и историю жизни. Поэтому на девятый день после его смерти мы с его другом Сергеем Николаевичем решили собрать сборник его текстов о современном искусстве и воспоминаний о нём его друзей. Сборник выйдет 26 марта, в день его рождения и в день открытия выставки организованной KGallery в Петербурге. Сборник и выставка выйдут под общим названием «Melancholia» в честь одноименной гравюры Дюрера. Его любимой гравюры.

Вспомнила сейчас одну из историй нашего совместного путешествия по Крыму:

Однажды мы решили летать на парапланах, но совсем не хотелось для этого ехать в Коктебель. Ближайшая стартовая площадка была расположена неподалеку от Симеиза между мысами Сарыч и Айя, триста метров над уровнем моря, и прыгать нужно было с крыши бетонной эстакады трассы Ялта-Севастополь, при правильном ветре эта площадка была очень удобной. Взобравшись по крутой насыпи и пройдя по крыше к самому краю эстакады, мы оказались над пропастью, которая уходила вертикально вниз на сотни метров, и где-то там далеко, в самом низу, у кромки моря были видны чуть различимые маленькие домики, бухта Ласпи и урочище Батилиман. Я, невольно залюбовавшись пейзажем, перевела взгляд на Аркадия. Его волосы растрепал ветер, на загорелых щеках играл румянец, глаза светились, весь его облик был прекрасен. Он готов был прыгнуть в неведомую пустоту. Этот момент остался в моей памяти навсегда, он рассказал мне о его характере больше, чем все остальные годы нашей дружбы, его невероятная смелость и отчаянность поразили меня.

Аркадий Ипполитов также отмечал, что вы единственная современная художница, которая пишет батальные картины. А вот, например, Тимур Новиков работал с стереотипно женским материалом — тканью. В ваших работах нет намека на гендер, но сейчас во всем мире растущий интерес к работам женщин-художниц. Как этот гендерный вопрос ощущаете вы?

Ольга Тобрелутс: Убери мужчин и феминизм исчезнет, словно и не бывало.

Портрет в мастерской 2003 г.

Меня не интересует феминистский дискурс, ведь он актуален только пока рядом есть мужчина.

Я скорее чувствую себя амазонкой, в детстве я старалась попасть в цель из самодельного лука на ходу, пуская лошадь в галоп. И только через много лет узнала, что это было любимое упражнение амазонок. Так что скорее я амазонка по рождению, чем феминистка по призванию. Действительно, Аркадий часто посещал мою студию в период, когда я писала картину «Битва голых в преддверии ночи восходящего полумесяца».

Ольга Тобрелутс.
«Битва голых в преддверии ночи восходящего полумесяца».
2013-2015 гг.

Его заинтересовала историческая параллель с другими батальными сценами написанными женщинами-художниками. Спустя какое-то время он сказал, что не нашёл. Но мне это было не важно, разделение по гендерному признаку считаю не корректным по отношению к художникам. Тем более в современном мире.

Ольга Тобрелутс, лентикуляр «Летний сад», 160/80 см

И, кстати, Тимур выбрал текстиль в качестве рабочего материала по той причине, что транспортировка выставки на подрамниках и холстах занимала большое количество времени и денег, а текстиль свернул в чемоданчик, приехал, развернул, повесил и — вуаля, всё готово к открытию.

Интервью: Катя Карцева