Анна Лалаян — по образованию юрист, сменила работу в прокуратуре на современное искусство. И хотя она еще молодой художник, находящийся в поиске своего artist statement, уже успела наделать шуму в Интернете, поработать заместителем директора белгородского Культурного центра «Октябрь». В ее активе живопись, перформанс, боди-арт, эксперименты с мультимедиа. Она легко переходит от одного к другому, чувствуя себя предельно уверенно и несмотря на практически полное отсутствие сферы современного искусства в своем городе, успешно обращается к зрителю языком цифровой культуры. Ее картины словно “проскользнули” в объективную реальность с экрана смартфона и в тоже время “втягивают” зрителя обратно в цифровую реальность, через посты в инстаграме, маски, QR коды.
Расскажи о своём необычном пути к творчеству: как это — получить такое серьёзное образование, как юридическое, и пойти потом в такое «несерьёзное», как свободное творчество?
Анна Лалаян: Мой дедушка и папа всегда рисовали. У отца также юридическое образование и карьера, но он всегда писал картины для себя, для души. С детства я была увлечена Сальвадором Дали. Это был любимый художник моего отца. У него был диск с его картинами, и он показывал мне их на компьютере. Я была заворожена ими. Поэтому для меня не было противоречия, когда я с отличием закончила художественную школу, а потом по семейной традиции пошла в юриспруденцию.
Твой муж — архитектор, дизайнер. Не сыграл ли он роль в твоем окончательном дрейфе в свободное творчество?
Анна Лалаян: Безусловно, сыграл. Именно он мне сказал: «Почему бы тебе не вспомнить то, что тебе всегда нравилось?». И я вернулась к живописи. Но повторять школьные навыки было совсем не интересно. Я стала пробовать просто эмоционально выплёскивать в цвете своё настроение.
Творчество художника — всегда исповедь, через которую он манифестирует свою «самость», как он этот мир видит и чувствует. Твои работы, безусловно, из мира гламура, учитывая розовый цвет. Можешь вспомнить, как он появился? Какова символика этого цвета в твоей авторской трактовке?
Анна Лалаян: Мой любимый оттенок розово-коралловый. Я никогда раньше не задумывалась о значении цвета в своем творчестве и личном образе. Не могу сказать что этот цвет у меня ассоциируется с гламуром, скорее со свободой, разрушением границ и стереотипов. Розовый — это цвет, который объединяет нас всех, потому что его можно обнаружить в самых глубоких и темных уголках человеческого подсознания, а также внутри человеческого тела. Для меня розовый — это не о цветах, губах, жвачке и нежности, розовый это кровь, разбавленная молоком. Поэтому не считаю что розовый исключительно женский цвет.
Комментарий психолога Стефании Бабыниной: «Согласно общим трактовкам розовый — это цвет жизни, это про романтичность, доброту, любовь, нежность. Он успокаивает, вызывает чувство комфорта, снижает тревогу и отсылает куда-то в приятную часть детского опыта. Он является смесью красного и белого, которые ассоциируются с агрессией и медитативной пустотой сознания соответственно. Поэтому розовый цвет в психологии всегда рассматривался, как один из самых действенных элементов цветотерапии и он применяется в тех случаях, когда необходимо снизить тревогу, либо же помочь человеку справиться с раздражительностью и гневом, так как розовый притупляет агрессию и нервозность. Возможно Аня, как и многие художники сублимируюет свои потребности и дефициты, восполняя их через этот цвет. Но истинно чувствовать и утверждать это, конечно же, может только сама авторка».
На самом деле твоим отцом в искусстве, можно назвать не Сальвадора Дали, а Ива Кляйна, который запатентовал свой Klein Blue и использовал его в картинах, перформансах, почтовых марках, даже коктейлях на открытии выставок …
Он мне очень близок, ведь я тоже экспериментирую с любимым цветом, который для меня абсолютно универсален.
Интересно, что флуоресцентные цвета сейчас на острие популярности в мире моды. Твой персональный имидж органично их продолжает. Ты ведь и в жизни носишь такой розовый цвет ногтей, одежды, (здесь хочу поправить: меня приглашали просто так не платили), это подрабатывала фотомоделью, а сейчас сделала коллаб с местным брендом одежды.
Анна Лалаян: Мне очень комфортно разным образом примерять на себя розовый цвет — от маникюра, который всегда этого цвета, до пиджаков для официальных мероприятий. В моем образе это базовый цвет, как черный, белый и серый для многих, кроме того, он гораздо больше привлекает внимание. Мое творчество внедрили в моду и теперь принт моей картины «Прерывистое дыхание наблюдателя за снами» есть в коллекции молодого бренда IWB. Для меня огромное удовольствие видеть эти вещи на красивых девушках)!
Мне все же кажется, что на твое художественное видение очень сильно повлиял интернет и цифровая культура, даже если ты этого и не осознаешь. Твои картины словно скрины из инстаграма, яркий неоновый цвет как фильтры на экране смартфона, они же и идеальный фон для фото. Возникает ощущение, будто всматриваешься в цифровую бездну, она всматривается в тебя.
Анна Лалаян: Как ни странно, но именно работы с неоном являются одной из моих фишек, они называются «Неоновая глазурь N1» и «Неоновая глазурь N2», все их фоткают и фоткаются на их фоне, в инстаграме куча фоток этой картины, и мне очень приятно их находить в интернете снова и снова. На любом мероприятии с участием моих выставок эти картины — самая популярная фотозона. Вообще я и создавала эти работы с расчётом на то, что они будут «вируситься» в интернете. Яркость и сочность моих работ делают их привлекательными для фотокамеры и для соцсетей, таким образом продвигая их в виртуальном мире и трансформируя в новые формы. Внимание, лайки и репосты — лучшая поддержка меня, как художницы.
Видео-анимация из моего Инстаграм, уже давно перешла в выставки, на проекторах и больших экранах можно увидеть яркие видео с героями моих картин. Я стала делать забавные анимации на основе своих картин, вырезать персонажей, помещать их в новое пространство. Очень интересно бывает по-новому смотреть на свою живопись, которая вдруг начинает оживать, одушевляться через анимацию. Наличие проектора или экрана — важный момент в выборе площадки под выставку. Видя яркие трансформации на проекторе, гости выставок присоединяются к действию, фотографируются в переливающемся свете проектора принимая причудливые позы, как бы, продолжая сюжет.
Также у меня есть инстамаска, которую пользователи Инстаграма использовали несколько сотен тысяч раз. На каждой своей выставке я размещаю qr-код в окружении синих глаз без какого-либо описания, любопытные гости направляя камеру попадают на эту маску, фотографируются, распространяя ее дальше. Каждая моя картина находит свое продолжение в видеоролике, инстамаске, становится фоном для смартфона или просто гуляет по интернету, а иногда герой мультика который был создан в цифре становится ярким стикером на ноутбуке. Получается что для меня цифровое и реальное творчество — одно целое!
При резкой смене деятельности часто возникает проблема вхождения в новую среду. Как было у тебя?
Анна Лалаян: Сложности были, потому что художественное образование я получала на севере, а профессионально заниматься живописью начала в Белгороде. В Белгороде я начала развиваться с нуля, без знакомств с кем-либо в этой сфере, в самом начале моего творческого пути все мои друзья и бывшие коллеги были юристами и госслужащими. Кстати многие из них и сейчас поддерживают мое творчество и посещают мои выставки, для меня это очень ценно!
Я не могу сказать что абсолютно все местные художники были ко мне доброжелательны, видя мой «напор», мой не совсем стандартный путь развития через интернет, скандалы, споры и мою медийность, которую я получила довольно быстро, в то время как другие идут к ней годами. Я испытываю благодарность к курскому экспериментальному художнику, перформеру и скульптору Сергею Баженову и к художнику-авангардисту Олегу Радину, которые, например, поделились со мной секретами и лайфхаками оформления выставок и этими советами я пользуюсь и сейчас!
Я знаю, что ты обрела известность через стратегию скандала. Расскажи об этом?
Анна Лалаян: Да, интересная история произошла со мной в Курске, куда меня пригласили с персональной выставкой в городском Доме культуры. Я сначала попала там на показ мод и обратила внимание на манекенщика-танцора. Его зовут Евгений Заболотный. Он очень грациозно держался на каблуках, гораздо более стильно, чем женщины. Я когда его увидела, то представила как он эффектно мог бы смотреться со своей пластичностью на фоне моих работ. Я восхитилась с какой смелостью и уверенностью он это делает. Захотелось пригласить его на моё открытие и вместе придумать какое-то действие. Например, окрасить его на глазах зрителей в мой любимый розовый цвет, символически изменив его пол, и показать красивейшее дефиле на фоне моих работ. Мой друг диджей подберёт соответствующий музыкальный ритм. И как ни странно, он сразу согласился на такой эксперимент, не побоявшись непредсказуемой реакции людей.
Еще в процессе организации перформанса с краской, я рассказала о своей идее перформанса своего другу SMM-специалисту Дане Ливсону, который и подсказал способ раздуть из этого скандал. Было необходимо всего лишь подготовить материал о прошедшем событии и распространить это через определенные источники в массы. Мой видеоролик с фрагментом танца в краске за считаные часы разлетелся по интернету и новостям, на телевидение и в печать. Это тот самый пиар-ход, который не потребовал особых усилий и никаких затрат. Потом, конечно, разное писали про мой «Курский перфоманс». Были возмущённые отзывы, как правило тех, кто не видел перфоманса. А мне было интересна любая реакция людей.
Значит ли это, что для тебя современное искусство без шоу — не интересно?
Анна Лалаян: Я думаю, что сегодня искусство может быть разным. Просто я такая — мне всегда интересно что-то вокруг себя организовывать, взаимодействовать с людьми, вовлекать их в творческое событие. Так и с Курским перфомансом получилось. После него, неожиданно, меня позвал к себе в заместители директор белгородского Культурного центра «Октябрь» Илья Карханов. Он как раз искал креативного зама и набирал команду молодых творческих людей, уже с какими-то своими достижениями. И нашей молодой команде, состоящей из диджеев, стрит-артистов, дизайнеров, которые необычно выглядят и предлагают странные решения, дали в оперативное управление здание культурного центра, доверили организацию культурных мероприятий городского масштаба. Это вдохновляло на смелые решения. Здание досталось нам абсолютно пустым с белыми стенами, и мы его заново расписали, работая днём и ночью. А к открытию центра мне предложили сделать свою выставку. И тут я попробовала повторить опыт с росписью тела, только теперь взяла пару манекенов и предложила всем присутствующим на открытии принять участие в этой спонтанной творческой акции. И никто не отказался. И даже присутствующий на открытии Губернатор Белгородской области Савченко Евгений Степанович.
Губернатор НЕ рисовал, но очень интересовался этим объектом и задавал вопросы. Вёдра краски стремительно опустошались, а сам процесс вызвал у всех азарт и улыбку. И негативно ранее воспринятая провокация получила позитивный финал и зрительское одобрение. Если это и можно назвать шоу, то не ради какого-то эффекта, а чтобы создать общее настроение радости. А вообще, да каждую выставку, новую работу или фотопроект я стараюсь сделать инфоповодом, поводом для обсуждения, статьи в СМИ или для интервью.
Язык “цифровой культуры” предполагает интерактивность, наличие обратной связи, полилог между разными людьми, поэтому вполне закономерно, что тебя интересует вовлечение и активизация зрителя.
Анна Лалаян: Да, я часто предлагаю зрителям дать названия моим работам или поделиться своим восприятием моих картин. На открытие одной из своих выставок в выставочном зале «Родина» я даже пригласила психолога, который провел экскурсию по моим работам для гостей, высказал свое профессиональное мнение и слушал версии гостей о том что же они всё-таки видят на полотне. Уверена, что это очень полезный процесс, который способен помочь зрителю понять самого себя. Может ли гость выставки представить, что не только он являешься зрителем, но и полотно – любопытный, молчаливый наблюдатель и, может быть, именно сейчас они смотрят друг на друга? Пока зритель находится в поиске скрытого смысла в изгибах и линиях, картина “сама” пытается его понять.
Комментарий психолога Стефании Бабыниной: «С точки зрения психологии, любое творчество — это самотерапия и проявление бессознательного, чувственной сферы. Что именно чувствует Аня, когда пишет картины, что она чувствует, когда на них смотрит — знает только она, и для нее это значит что-то своё. И в тех же картинах гости выставок видят собственные, возможно, совершенно иные интерпретации и ощущения. Образно — эти картины про что-то живое и подвижное, про природу и естество и большинство людей видят подобные ассоциации. Уникальность такого вида искусства в том, что оно про «ничего непонятно» и про «всё очень ясно и близко» одновременно, и понимать его не нужно, скорее его нужно просто чувствовать».
Как тебе кажется, что меняется ситуация с современным искусством в твоем городе?
Анна Лалаян: Меняется, но не такими темпами как хотелось бы. Я не уверена что белгородцы готовы принимать современное искусство, но именно это непонимание делает его таким обсуждаемым и привлекает внимание, что безусловно также является и плюсом. Кроме того, в Белгороде не хватает площадок для самовыражения молодежи через искусство. Классическая живопись безусловно важна для нас и для будущих поколений, но и у нас должна быть возможность оставлять нечто необыкновенное в истории культуры региона, а возможно и в истории культуры России!
Анна: @anna_siberian
Психолог: @stephaniya_true