В Москве показывают «Сновидения вечности»


В галерее НАШИ ХУДОЖНИКИ показывают живопись Бориса Свешникова (1927–1998), известного представителя московского неофициального искусства.

Борис Свешников

Через 25 лет после смерти Бориса Свешникова определенно стоит внимательно посмотреть на его произведения в ретроспективе, чтобы осознать его место в искусстве, оценить свободу полета фантазии и глубину философских размышлений. Экспозиция «БОРИС СВЕШНИКОВ СНОВИДЕНИЯ ВЕЧНОСТИ», куратор Наталия Курникова, составлена из работ собраний Галереи НАШИ ХУДОЖНИКИ, PROMETHEUS Art Foundation и ряда частных коллекционеров и показывает его творчество в ретроспективе 1950–90-х годов. Больше половины произведений российская публика увидит впервые.

Борис Петрович Свешников (1927–1998) — один из наиболее самобытных и глубоких художников поколения шестидесятников, стоящий несколько отдельно даже в созвездии представителей советского андеграунда. Тому было несколько причин, в том числе и биографического характера: в юности он был несправедливо осужден и провел несколько лет в заключении, и этот трагический опыт, несомненно, определил многое в его дальнейшем творчестве. Несколько сотен работ, созданных в годы лагерной жизни, сочетают изысканное мастерство и трагическое видение мира. В 1954 году, отбыв срок, Свешников поселился в Тарусе, а вскоре был реабилитирован. Уже в 60-е годы он писал: «Я приобрел новый взгляд на жизнь, довольно утешительный, но страшный. Благодаря ему я буду жить без особых мучений. Но он далеко не радостный». Его жизнь была сложной, однако путь в искусстве — плодотворным, необычайно цельным и разнообразным. Уже став членом Союза художников, он много работал для издательств, причем процесс иллюстрирования являлся для Свешникова сотворчеством: художник бережно относился к стилю эпохи и поэтике автора, а темы книг становились сюжетами для станковых работ. Иллюстрации к произведениям Андерсена, Гофмана, Джером К. Джерома и многих других писателей вошли в золотой фонд книжной графики. Одновременно Борис Смешников создавал живописные полотна, которые всегда узнаваемы благодаря виртуозному рисунку и особому многоцветному колориту, напоминающему мозаичное полотно. Работы Бориса Свешникова находятся в Herbert F. Johnson Museum (Итака. США), Jane Voorhees Zimmerli Museum at Rutgers University (Нью-Джерси. США), Baruch College (Нью-Йорк. США), Kolodzei Art Foundation (Хайленд-парк. США), Centre Pompidou (Париж. Франция), Museum of Painting and Sculpture (Гренобль. Франция), Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Музее ART4 (Москва), Музее AZ (Москва), Государственном Русском музее и в других собраниях.

Накануне открытия выставки арт-обозреватель Елена Рубинова побеседовала с куратором экспозиции в Галерее НАШИ ХУДОЖНИКИ Наталией Курниковой, с сотрудником галереи Ксенией Рогожниковой и с искусствоведом, автором статьи Анной Чудецкой, а также с директором PROMETHEUS Art Foundation Вячеславом Ершовым о том, как удалось сделать такой значительный проект, что узнает зритель о фигуре Бориса Свешникова и его месте в истории искусства. 

За последние годы состоялся ряд выставок Свешникова, в том числе в музее ART4.RU в 2016-м, лагерная графика в Мемориале в 2020-м и несколько групповых проектов. Из каких собраний и музеев поступили работы для нынешней экспозиции?

Наталия Курникова: Свешников всегда интересовал коллекционеров и галереи, и нет ничего удивительного в том, что его работы время от времени появляются для публики. Полтора года назад галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ провела выставку «Сказки оттепели», и один зал был посвящен Борису Свешникову. Сейчас мы просто подошли к реализации своей давней идеи сделать его персональную экспозицию, в большой степени благодаря оказавшемуся в руках PROMETHEUS Art Foundation значительному корпусу произведений. Костяк выставки состоит из двух массивов — работ из Фонда PROMETHEUS и галереи НАШИ ХУДОЖНИКИ, их удачно дополняют произведения других частных владельцев. 

Борис Свешников
ПОЛЕТ НАД КРЫШАМИ.  Конец 1950-х–начало 1960-х
Холст, масло.  69 х 74,5
Собрание Наталии Курниковой 

Как получилось, что большое количество произведений художника разбросано по разным странам и коллекциям? Насколько это затрудняет работу с его наследием?

Наталия Курникова: Собрать большую ретроспективную выставку любого художника всегда довольно сложно, а Свешникова это касается особенно, учитывая, что основная часть его работ, как ранних, так и 70-х годов, оказалась за границей. Годами коллекционеры «выуживали» его живопись на западных аукционах и в частных собраниях, например, много произведений Свешникова было у Нортона Доджа. Несмотря на то что Борис Петрович — отдельная фигура в нонконформистской среде, способ реализации картин и акварелей у него был таким же, как у других. Его работы попадали за границу примерно тем же способом, что и картины других шестидесятников: их в Москве напрямую или через посредников (таких, как А. Глезер) покупали дипломаты и иностранные коллекционеры, приезжавшие специально за «свободным» советским искусством, к тому же оно не стоило им дорого. 

Вячеслав Ершов: Для своей коллекции мы приобретали произведения Свешникова в США, Мексике, Великобритании, Франции — на аукционах и у потомков дипломатов, аккредитованных в Москве в 70-е годы. Тогда работы Бориса Петровича были очень востребованы среди дипломатов и сотрудников иностранных торгпредств, и каждый раз, когда художнику требовались деньги, он обращался к кому-то из своих постоянных покупателей. Впоследствии большая часть его наследия оказалась за границей, в частных коллекциях и музеях. Это был кропотливый и долгий поиск. Например, в собрании музея Zimmerly, США, находятся около 40 ранних картин. Перевозка полотен для выставки в России всегда была делом непростым, а сейчас, к сожалению, стала невозможным.  Творчество такого замечательного художника могло просто остаться малоизвестным для широкой публики в нашей стране. Поэтому мы решили вернуть часть наследия Свешникова домой и провести исследовательскую работу. В настоящее время нами собрано около 60 картин, написанных в разные периоды.

Какие произведения зритель увидит впервые? 

Наталия Курникова: Это прежде всего работы из собрания PROMETHEUS Art Foundation, и некоторые другие – «Первый снег» (1958), «Обнаженная с фонарем», «Колокола» (обе — конец 1950-х).

Борис Свешников
ОБНАЖЕННАЯ С ФОНАРЕМ.  Конец 1950-х
Холст, масло.  80 х 70
Галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ

Как вы сами определяете акцент и направленность выставки?

Наталия Курникова. Хорошая персональная выставка должна давать возможность увидеть в массе качественные произведения художника главных периодов его пути, показать эволюцию живописи и философии и составить представление о масштабе его фигуры. 

Анна Чудецкая: Целью нашего выставочного проекта стала в первую очередь систематизация всех доступных сведений о художнике. А их совсем не так много. Парадоксально, что о внутренней жизни мастера в его зрелые годы мы знаем гораздо меньше, чем о времени его заключения: сохранившиеся письма Свешникова из лагеря стали доступны исследователям.

Как строится концепция выставки, в том числе экспозиционно? 
Ксения Рогожникова. В четырех залах галереи представлено 43 работы, экспозиция выстроена по временному принципу. Один из залов целиком посвящен работам конца 1950-х годов, но есть и одна работа лагерного времени. Во втором и третьем залах — произведения 1960-х — конца 1970-х годов, среди них можно увидеть работы с элементами пуантели: «Человек с авоськой» (1960), «Ноябрь» (1964), «Лестница» (1965). 

Борис Свешников
СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА.  1968
Холст, масло.  69 х 69
Собрание PROMETHEUS Art Foundation

Картины 1970-х годов становятся еще более условными, а сюжет — мистическим, требующим работы воображения зрителя. В это время пуантель уплотняется, набирая силу цвета.  Ряд персонажей становятся героями первого плана, среди них — Дамы прошлых времен: «Воспоминание» (1970), «Сумеречные тени» (1970), «Встреча» (1970), «День ангела» (1970), «Дама в сирени» (1972) — они представлены в третьем зале галереи. 

Борис Свешников
ДАМА В СИРЕНИ.  1972
Холст, масло.  83,5 х 51
Галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ

Дальнейшие формальные поиски в области техники письма, фактуры и цвета приводят Свешникова к мерцающему «психоделическому» колориту; его работы 1980–90-х годов отличаются флуоресцентным свечением: «Окурок» (1982), «Смерть в июньский полдень» (1982), «Некрополь» (1984).  

Борис Свешников
ОКУРОК.  1982
Холст, масло.  80 х 70
Собрание PROMETHEUS Art Foundation

Что нового стало доступно исследователям творчества Свешникова в последние годы, в том числе из архивных материалов и западных источников? Как это меняет взгляд на его творчество? 

Ксения Рогожникова: За последний год стали доступны документы из личных архивов Бориса Свешникова и Александра Глезера, хранящиеся в Архиве Музея современного искусства «Гараж». Архив художника содержит в том числе список работ, который он вел начиная с 1973 года, где он отмечал, кому и какую работу продал или передал. 

Анна Чудецкая: Не перестаешь удивляться тому, что при жизни Свешникова не было проведено ни одной его полноценной монографической выставки. И до сегодняшнего дня именно картины художника могут сформировать взгляд на его творчество. Собственно говоря, мы присутствуем при том моменте, когда благодаря представленному значительному корпусу работ художника стало возможно реконструировать картину его творческой эволюции. 

Впервые возникает возможность проследить, как Борис Свешников шел от открытия к открытию, осваивая традиции живописи и графики предыдущих эпох, при этом радикально трансформируя их и претворяя в свой творческий метод.  

Борис Свешников
ОТПЛЫТИЕ. 1987
Холст, масло.  45 х 95
Собрание PROMETHEUS Art Foundation

Что зритель узнает из этой выставки о фигуре Бориса Свешникова и его месте в истории искусства? 

Вячеслав Ершов: Никогда еще столько работ Свешникова вместе не показывали. И зрителю, безусловно, будет интересно увидеть лучшие его работы разных периодов. Несмотря на трагическое содержание, его произведения несут в себе необыкновенный свет и покой. Рассматривать его картины очень интересно. Работы конца 50-х — начала 60-х насыщены сюжетами, их населяют существа из других миров, подчас напоминая нам миры Босха, в переплетении с элементами советского быта того времени. Работы 70-х годов — красивы и лиричны, а картины 80-х и 90-х — это философские раздумья, творческое переосмысление всего сделанного раньше.

Анна Чудецкая: Судьба определила ему место на переломе эпох, в эпицентре пересечения различных тенденций в искусстве — реалистической, сюрреалистической, концептуальной. В их переплетении Свешников смог реализовать дар виртуозного рисовальщика и тончайшего живописца, опираясь на жизненный опыт, для которого нормой было шоковое переживание. Собственно, выставка и предлагает зрителю не только познакомиться с наиболее значимыми живописными произведениями художника, но и «прочесть» глубоко трагическое содержание его искусства.

Борис Свешников, каталог к выставке. Галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ.

Все выставки галереи НАШИ ХУДОЖНИКИ сопровождает издание каталогов и монографий, не исключение и выставка Свешникова. Что вошло в каталог и где его можно будет найти? 

Наталия Курникова. Каталог, созданный силами сотрудников галереи, как всегда, появится на открытии выставки и будет доступен в галерее НАШИ ХУДОЖНИКИ. Он несколько шире, чем экспозиция: наряду с живописью в него включен большой раздел работ на бумаге — отдельные рисунки художника и альбом из 32 листов. Галерея планирует провести еще одну выставку, посвященную графическому мастерству Свешникова, а исследовательские материалы войдут в монографию, над которой сейчас работает искусствовед Анна Юрьевна Чудецкая.