В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Сокровища Нукуса» – более 200 произведений изобразительного и прикладного искусства, а также археологических предметов из коллекции Государственного Музея искусств республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого. Куратор Выставки Анна Чудецкая, старший научный сотрудник Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала Елене Рубиновой, как было возможно собрать такую коллекцию за тысячи километров от России во времена цензуры, какие открытия еще ждут будущих исследователей и историков искусства, и что именно увидит московская публика на выставке из богатейшего собрания музея.
Музей Нукуса называют «Лувром в пустыне», иногда «Нукусским Эрмитажем», подразумевая не только его удаленное географическое местоположение, но и масштаб коллекции, ее многогранность и универсальность – почти 100 тысяч единиц хранения, в том числе половина музейного фонда составляет русский и «туркестанский авангард» и поставангард. Это самая крупная коллекция русского авангарда вне в России, сравнимая только с Третьяковской галереей и Русским Музеем. История самого музея не менее удивительна, чем его богатая и уникальная коллекция, собранная основателем – подвижником, коллекционером и художником Игорем Савицким (1915-1984). Художественный музей в Нукусе, открытый в 1966 году, не случайно носит имя своего первого директора. Именно его уникальная научная, творческая и собирательская деятельность превратила музей в одну из известнейших сокровищниц не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии.
Уникальный музей в городе Нукусе часто называют “Лувром в пустыне» — причем не только из-за его далекого и экзотичного географического расположения. Богатая коллекция авангарда насчитывает около 40 000 единиц, из которых выставлено не более 3-4 %, а запасники музея мало, кто видел, даже из специалистов. Как проходил отбор для первой подобного рода выставки в России? Насколько известно, что вообще находится в запасниках?
Анна Чудецкая: В 2009 году, когда я была в Нукусе, нас приняли очень тепло, пустили в запасники, показали обширный материал, чтобы мы отобрали вещи для будущей выставки. Именно благодаря той поездке 2009 года мы смогли сформировать список почти на 300 живописных произведений. В тот момент мы были нацелены именно на живописный материал, на коллекцию русского авангарда, но проведеннная тогда работа в запасниках дала возможность подготовить нынешнюю выставку в рекордно короткие сроки – в феврале этого года работники музея были в Узбекистане, а в апреле выставка уже открылась.
Нынешняя выставка в Москве – это чудо, и тот редкий случай, когда культурная дипломатия сделала невозможное возможным. Политика сработала на культуру.
Это удалось с четвертой попытки и нужно отметить, что замысел наш был реализован в силу многих благоприятных факторов. Немалая заслуга в этом директора Марины Лошак.
Когда я ехала туда в 2009 году многие игроки нашего антикварного рынка говорили мне о своих сомнениях относительно подлинных вещей в Нукусском музее. Я могу вам сказать, что Нукусский музей – это айсберг, он производит ошеломляющее впечатление, и огромное количество подлинных предметов сохранено. Если бы вы видели тех энтузиастов, которые там работали, в том числе и прежнего директора музея Мариники Бабаназаровой, которая сделала все, чтобы музей сохранился и выжил при распаде Союза и наступлении рынка, у вас бы не возникло ни одной мысли о подлинности коллекции. Известны случаи, когда она буквально стояла в дверях, чтобы пресечь попытки забрать серебряные предметы этнографической коллекции в один из других государственных музеев Узбекистана.
Считается, что это вторая по значимости коллекция русского авангарда за пределами России – это так? Ни в одном музее поставангард 1920-х — 1930-х годов не собран так внимательно, так плотно и полно. Какими выдающимися произведениями может похвастаться коллекция музея в Нукусе?
Анна Чудецкая: Ну, здесь сложно сказать. Не совсем уместно, мерить категориями «первая» или «вторая». После того, как Третьяковке была передана коллекция Костаки, возможно, что у них самая большая коллекция авангарда. А еще несомненно, в Русском музее. Важно другое. Благодаря создателю музея коллекционеру Игорю Савицкому сохранен целый пласт культуры 20 века, в том числе такое уникальное явление как “туркестанский авангард”. Этот термин еще не очень в ходу, хотя мы им широко пользуемся. Ряд исследователей, правда, и сегодня придерживаются мнения, что это отнюдь не авангард, и называют этот уникальное явление «поставангардом». Здесь можно спорить, но я считаю, что
«туркестанский авангард» – очень хороший термин, отражающий суть стиля, в котором влияние ислама соединилось с европейским модернизмом и русским авангардом.
Узбекских художников не много и моя точка зрения заключается в том в том, что все они – и сам Александр Волков, и художники его круга, входившие в объединение «Мастера нового Востока» (она еще неформально называлась “бригадой Волкова”), Михаил Курзин, Михаил Гайдукевич и другие были воодушевлены возможностью создать новое станковое искусство, проникнутое пафосом созидания. В ранних работах Урала Тансыкбаева это совершенно очевидно и уникально. Остается только удивляться, почему не было востребовано это энергичное искусство. Но, если посмотреть на поздние работы Тансыкбаева 60-70х годов, – а он стал академиком, народным художником Узбекистана, то очевидно, что это была уже совершенно другая изобразительная система. В каком-то смысле они прошли тот же путь, который прошли некоторые российские художники, живя при Сталине. Волкова я часто сравниваю с Сикейросом – столь же энергичное, яркое, пафосное искусство, к которому советская власть оказалась глуха.
Произведения каких художников из тех, что вы отобрали в 2009 году, приехали на выставку в Москву? Что-то добавилось? Как выстроена экспозиция выставки Сокровища Нукуса?
Анна Чудецкая: Что касается живописи, то в основном в Москву приехали работы из нашего первоначального списка, но еще добавились экспонаты археологической и этнографической коллекции, в том числе довольно редкие экспонаты, относящиеся к зороастризму. Экспозицию мы очень четко структурировали: в главном здании ГМИИ зал с акцентом на живописи «туркестанского авангарда»: Александр Волков, Виктор Уфимцев, Урал Тансыкбаев, Оганес Татевосян, Алексей Подковыров, Усто Мумин (на самом деле Александр Николаев). В Отделе личных коллекций целых три этажа: в цокольном – археологическая экспозиция, оссуарии (костницы), связанные с обрядом погребения в зороастризме; гончарные изделия и миниатюрные сосуды, полихромная керамика XIII–XIV веков. Второй и третий этажи заняты русским советским и туркестанским авангардом, в том числе графикой. Зрители увидят кубофутуристические эксперименты “главной амазонки» русского авангарда Любови Поповой, супрематические вещи Петра Соколова, антропоморфные построения Георгия Ечеистова. Есть и несколько работ и самого Игоря Савицкого. Ведь впервые он попал в Узбекистан в 50-е годы именно как художник археолого-этнографической экспедиции. На выставке множество знаменитых имен, таких как Роберт Фальк или Соломон Некритчин, и малоизвестных художников и скульпторов, чье творчество сохранились в истории искусства благодаря музею Игоря Савицкого.
Когда я оказалась в Нукусе в 2001 году, музей еще находился в старом здании, и больше всего напоминал шкатулку, набитую драгоценностями. Как выглядит музей сегодня в смысле хранения и консервации?
Анна Чудецкая: В 2009 году уже было построено новое здание в традиционном архитектурном стиле, но современное с точки зрения размещения экспозиции. На тот момент это был уже современный музей, включающий и живописную коллекцию и обширный археологический и этнографический материал. А сейчас построено и новое хранилище. Вообще, постройку нового музейного комплекса в беднеющем городе, в эпицентре экологической катастрофы, вообще можно считать профессиональным подвигом прежнего директора. Это, правда, не означает, что нет вопросов с консервацией и реставрацией.
Реставрация для музея — один из главных приоритетов. Со своей стороны наш музей в рамках сотрудничества предложил, чтобы реставраторы из Нукуса приезжали на стажировку в Москву.
Как обстоит дело с каталогизацией коллекции? И какова вероятность того, что будет создан цифровой каталог, ведь создание такого каталога позволило бы включить уникальное собрание музея в общемировой контекст искусства 20 века?
Анна Чудецкая: Когда мы работали в Нукусе, то пользовались рукописной описью. Так что полная бумажная перепись существует. Другое дело, что до электронного каталога, я думаю, еще довольно далеко. И не только в силу сложности технической задачи. Вот, например, готовя экспозицию на выставку в Москву, наши узбекские коллеги скорректировали несколько дат, прежде всего, потому что научных кадров было задействовано очень мало. И там непаханое поле для научной работы. Столь же сложна и ситуация с реставраторами и раньше, и сейчас.
В свое время некоторые вещи Савицкий отвозил для реставрации в Москву. Так, например, работы Волкова были отреставрированы в мастерской Грабаря и потом привезены обратно в Нукус. Если бы наследие Волкова не попало к Савицкому, а потом на реставрацию вовремя, то все это погибло бы – художник жил в трудных условиях. Кстати, именно работы художника Александра Волкова положили начало нукусской коллекции. Работа под названием «Сбор помидор» числится под номером 1 во всех музейных документах. Она сейчас на реставрации, на выставку ее не привезли.
Топ 10 удобных сайтов с музейными коллекциями в открытом доступе.
Некоторые влиятельные международные институции еще в первой половине 2000-х годов были готовы финансировать оцифровку и представление фондов Савицкого в сети. Однако каталог создан не был.
Анна Чудецкая: Мы сегодня не можем с уверенностью сказать, почему такая ситуация создалась, но, по всей видимости, были сложности с предыдущим руководством страны. Вы, наверняка, слышали о дочери бывшего президента Каримова, и я могу рассказать вам смешной эпизод. Когда тогдашний директор музея Мариника Бабаназарова пустила нас в хранилище, где мы ориентировались благодаря этой рукописной описи, ощущение подлинности меня не оставляло ни на минуту. И все время пока мы там работали в хранилище – три дня по 9-10 часов в день, нас ни на минуту не оставляли две дамы из фонда ФОРУМ, который принадлежал Гюльнаре Каримовой. Они неусыпно смотрели за нами, но очень уставали, потому что они целый день были на высоченных каблуках.
Как вообще московскому художнику и основателю музея Игорю Савицкому, удалось собрать столько искусства во времена цензуры? И что еще таят в себе сокровища Нукуса?
Анна Чудецкая: Это удивительное собрание, возможно, что даже в нашем сознании оно даже преувеличено за счет многочисленных мифов, окружавших и музей и его создателя Игоря Савицкого, но там огромное количество документов, которые еще предстоит изучить. Савицкий собирал документы, собирал архивы. Коллекция произведений 1920–30-х годов собиралась почти два десятка лет — со второй половины 1960-х до его смерти в 1984-м. На рубеже 60-х-70-х годов Савицкий часто приезжал в Москву и Ленинград, приходил к родным и вдовам художников, непризнанных или ушедших из жизни, а родственникам зачастую нужно было освобождать мастерскую и вставал вопрос , что делать – на помойку или к Савицкому? К примеру, опальный московский художник Николай Тарасов не имел никакого отношения к Узбекистану. Его судьба была драматична – он не выставлялся с 1934 года и в коллекцию Савицкому родственники отдали 1200 работ Тарасова! И сегодня в Нукусе находится фактически все его наследие. И такая история не одна.
© 2017 artandyou.ru и авторы
Текст и фото: Елена Рубинова.